Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
го сотрудничества в рамках совместной деятельности университетов и
других партнеров»; «доступ к докторскому уровню требует наличия
степени магистра»; «докторские программы должны осваиваться в те-
чение трех-четырех лет обучения в режиме полного дня»; «разработка
качественных докторских программ и успешное завершение обучения
кандидатами требует надежного и устойчивого финансирования»; «в
качестве стандартной части профессиональной подготовки всем докто-
рам желательно
предоставлять возможность
местр в университете или ином исследовательском учреждении другой
европейской страны» (Брюссель, февраль 2005 г.).
10. «Профсоюзы
призывают к признанию
го этапа
академической/
формального требования для продвижения на высшие ученые посты»
(Брюссель, февраль 2005 г.).
11. Ответственность за обеспечение качества высшего образования
«возлагается на высшие учебные заведения»; «все страны должны
иметь национальные системы обеспечения качества, включающие:
внутреннее оценивание, внешнее обследование, участие студентов,
публикацию результатов»; «национальные системы призваны соблю-
дать согласованные на межнациональном уровне стандарты, процедуры
и руководящие принципы обеспечения качества».
12. Социальное
измерение высшей школы –
стика высшей школы, понимаемая как совокупность механизмов, гаран-
тирующих равенство возможностей и социальное единство и «охваты-
вающая условия,
позволяющие молодым людям
ких уровней образования и обеспечивающих максимальное раскрытие
их потенциала»; «социальное измерение Европейского пространства
высшего образования (Сорбонна, январь 2005 г.) включает в себя про-
цедуры доступа к высшему образованию, консультирование по вопросу
успешности студентов, финансовую и материальную поддержку, поли-
тику информирования и руководства»; «поддержка студентов – это
ключевая экономическая проблема, для которой не существует готового
решения, но которая
тесно связана с
расширение
доступности высшего
нальные схемы поддержки студентов должны быть достаточными, что-
бы покрывать затраты студентов на жизнь»; «появляется все больше ос-
нований утверждать, что высокая плата за обучение не гарантирует ка-
чества, а в реальности может быть связана с его снижением»; «увеличе-
ние доступности
без соответствующих
обесценит академический продукт» (Брюссель, февраль 2005 г.).
13. «Финансирование
образования – предмет
ветственности»;
«жизнеспособность новой
как и самих болонских реформ, зависит от финансовой поддержки ма-
гистерского уровня – в противном случае между бакалавриатом и маги-
стратурой могут возникнуть финансовые барьеры, препятствующие по-
строению гибких
непрерывных образовательных
на, январь 2005 г.);
«многие учебные заведения
ские реформы используются государством как повод устраниться от
финансирования высшего образования»
14. «Для раскрытия
противоречивого характера
ции на сферу образования необходимо подходить к образованию с по-
зиций международного смешанного общественного блага»; «образова-
ние должно оставаться общественным благом, а не превращаться в то-
вар»; «угроза
превращения высшего
бокую озабоченность... и не отвечает интересам общества, студентов,
работодателей и университетов»; «необходимо предпринимать адекват-
ные меры против коммерциализации образования»; «не рынок и связан-
ные с ним кратковременные тенденции, не коммерческие интересы, а
прежде всего стремление к знаниям должно определять цели и содер-
жание академических курсов»; «образование это не только информаци-
онно-коммуникационное средство, это не только механизм трансляции
и распространения знаний, но и социальный институт духовно-
нравственного развития человека, сохранения национально-культурных
традиций и основа социализации личности, активного включения её в
различные сферы общественной жизни»; «генеральное соглашение по
торговле и услугам GATS (ГСТУ) не уделяет должного внимания во-
просам обеспечения качества, поэтому существует реальная угроза, что
оно откроет рынок неконтролируемым провайдерам высшего образова-
ния, единственная цель которых – извлечение прибыли»; «необходимо
приостановить все переговоры о включении высшего образования в
ВТО-ГСТУ»; «организация «Международное образование», объеди-
няющая более 1 млн. преподавателей и ученых университетов, из кото-
рых около 400 000 живут и работают в географической области, ныне
включенной в Болонский процесс, не приветствует рост частного секто-
ра образования и увеличения числа частных учебных заведений, яв-
ляющегося самым ярким проявлением превращения высшего образова-
ния в товар»; «превращение высшего образования в товар заставляет
некоторые национальные системы расширять прием иностранных сту-
дентов на платной основе, но это не должно делаться за счет отечест-
венных студентов» (Брюссель, февраль 2005 г.).
15. «Мобильность остается одним из важнейших факторов Болон-
ского процесса»; «мобильность служит всеобъемлемой мерой обеспече-
ния качества для
новых и перестраиваемых
бильность, – так считают студенты, – должна стать правом, а не приви-
легией студентов»; «трехгодичные бакалаврские годичные магистер-
ские программы представляют угрозу для расширения мобильности
студентов» (Бад Хоннев, март 2005).
16. Осуществлению реформ на национальном уровне «препятствует
отсутствие необходимой институциональной автономии для принятия
ключевых решений и/или нехватка у университетов дополнительных
финансовых ресурсов для структурной перестройки и решения новых
задач»; «ограничения
институциональной автономии
гибкости вузов,
эффективности и мотивации
ний»; «важную роль в реформировании играет руководство универси-
тетов: там, где руководители обеспечивают серьезную и действенную
поддержку процесса, оставляя достаточно пространства для внутренних
дискуссий, реформирование идет более гладко»; серьезным испытанием
для вузов являются сроки, предписанные национальными программами
для реализации реформ» (Тренд IV: Европейские университеты на пути
осуществления болонских реформ).
17. Шесть факторов успеха Болонского процесса (Себила Райхер,
соавтор доклада «Trends IV: Европейские университеты на пути осуще-
ствления болонских реформ»):
• процессы системного реформирования высшего образования
идут дальше и глубже, чем их болонский формат; в действитель-
ности Болонский процесс во многих странах рассматривается
лишь как часть широкой реформистской панорамы;
• трансформация болонских реформ в институциальные (внутри-
вузовские) реформы приводит к объединению целей болонских
преобразований со стратегическими планами развития вузов;
• усиление внутривузовской координации и налаживание хорошо
функционирующей горизонтальной коммуникации между вузов-
скими структурами;
• баланс между национальным (общегосударственным) уровнем
регулирования и автономией вузов;
• наличие достаточного времени для реализации болонских ре-
форм;
• государственная финансовая поддержка Болонского процесса.
18. Два временных
горизонта программы
ства высшего образования (Берген, май 2005г.):
К 2007 г. планируется завершить работу в части:
• введения стандартов и руководящих принципов обеспечения
качества;
• разработки национальных структур квалификаций;
• присуждения и признания совместных степеней;
• создания возможностей для гибких образовательных траекто-
рий.
К 2010 г. планируется:
• завершить формирование на началах качества и прозрачности
Европейского пространства высшего образования;
• достигнуть сбалансированности национального и общеевро-
пейского (болонского) с учетом рекомендации «избегать из-
лишнего разнообразия к 2010 году»;
• обеспечить достаточный уровень автономии вузов;
• обеспечить устойчивое финансирование высшего образования;
• завершить освоение трехцикловой структуры высшего образо-
вания;
• обеспечить широкое применение всеобъемлющей структуры
квалификаций.
В заключение данного раздела кратко резюмируем мнения экспер-
тов о значимости и основных мотивах участия России в Болонском про-
цессе :
«Люди являются наиболее универсальными носителями информации
по планете. Процессы академической мобильности, обмена и стан-
дартизации являются важной составляющей информационного века,
своего рода «человеческим Интернетом». Россия не может оставать-
ся в изоляции от этих поступательных процессов, так же как никто
уже не может игнорировать Интернет»;
«В современном мире знания стали значимым фактором производ-
ства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болон-
ский процесс является частью зарождающейся экономики знаний»;
«Глобализация – это объективный процесс интеграции на новом ка-
чественном
уровне, когда вся система
приобретает всеобъемлющий и интенсивный характер»; «экономика
любой страны требует открытости и интернационализации своего
потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций
в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста
экономики. По всем этим позициям российская экономика отстает.
Болонский процесс может способствовать преодолению этого разры-
ва»;
«Болонский процесс для России становится средством повышения
своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом мас-
штабе и возможностью использовать свой самый ценный ресурс, че-
ловеческий потенциал… Болонский процесс является вызовом рос-
сийскому государству на трех уровнях – экономическом, социальном
и культурном»;
«В рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по
созданию среды общеевропейского общения, для продвижения диа-
лога и сотрудничества, по разработке методов и механизмов общего
образовательного сотрудничества». «Вне зависимости от возможных
оценок Болонского процесса со стороны властей, университетов,
профессоров и студентов сегодня он представляет собой рабочую
среду для высшего образования и в Европе он уже определяет их вы-
бор и их будущее»;
«Вопрос не в том, будет ли Россия в нем (в Болонском процессе)
участвовать, а в том, как она будет участвовать – активно разрабаты-
вать его политику и повестку дня, определять свое место на общем
европейском образовательном рынке или пассивно стоять в стороне
и следовать событиям. В своем роде, это ситуация без права выбора:
России придется действовать наступательно, определять свои инте-
ресы, оценивать риски и затраты своего участия, разрабатывать под-
ходы к своим практическим действиям», «что требует опережающей
разработки на национальном уровне ключевых вопросов, связанных
с современной интеграцией».
Литература
В.И. Байденко. Болонский процесс / Курс лекций. – М.: Логос, 2004.
Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. д.п.н., профессора В.И. Байденко. – М: ИЦПКПС, 2005.
Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. – М.: РЕЦЭП, 2005.
Гребнев Л.С. Высшее
образование в Болонском
«Мягкий» путь вхождения российских вузов в Болонский процесс. – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2005.
Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.В. Болонский процесс в вопросах и ответах. − СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. − М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.