Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает
личностное включение учащихся в учебно-воспитательный
процесс на уровне эмпатического понимания
и ценностно-смыслового восприятия учебного
материала и духовно-нравственного образа
самого учителя. Это возможно только при
эмоциональной открытости учителя, искреннем
интересе к своему учебному предмету.
Эмоционально-импровизационный
стиль (ЭИС). Объяснение
учебного материала такой педагог строит
логично и интересно, однако у него зачастую
отсутствует диалогический контакт с
учениками. Кроме того, педагог ориентируется
на ряд сильных учеников, обходя вниманием
остальных.
Эмоционально-методичный
стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС
характерны ориентация на процесс и результат
обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного
процесса, контроль знаний и умений всех
учащихся. Такого учителя отличает оперативность.
Рассуждающе-импровизационный стиль
(РИС). Для
учителя с РИС характерны ориентация на
процесс и результаты обучения, адекватное
планирование учебно-воспитательного
процесса, сочетание интуитивности и рефлексивности.
Учитель отличается меньшей изобретательностью
в выборе и варьировании методов обучения, он не
всегда способен обеспечить высокий темп
работы на уроке, однако предоставляет
ученикам возможность детально оформить
ответ.
Рассуждающе-методичный
стиль (РМС). Ориентируясь
преимущественно на результаты обучения
и адекватно планируя учебно-воспитательный
процесс, учитель с РМС проявляет консервативность
в использовании средств и способов педагогического
воздействия и взаимодействия с учениками.
Заключение
Обобщая все вышесказанное можно
сделать следующий вывод – рекомендации
для учителя:
1. Учителю надо ориентироваться не на
отдельные принципы обучения, а на их систему,
обеспечивая научно обоснованный выбор
целей, отбор, содержания, методов и средств
организации деятельности учащихся, создание
благоприятных условий и анализ учебного
процесса.
2. Учителю целесообразно рассматривать
каждый принцип и их систему как рекомендации
о воплощении в жизнь системы основных
законов и стратегических целей, составляющих
ядро современной концепции школьного
образования (всестороннее гармоничное
развитие личности, индивидуальности
школьника, деятельностный и личностный
подходы, единство обучения и воспитания,
оптимизация учебного процесса).
3. Учитель должен видеть противоположные
стороны, сопряженные, взаимодействующие
элементы педагогического процесса (овладение
знаниями и развитие, элементаризм и системность
в знаниях, соотношение абстрактного и
конкретного и т.д.) и умело регулировать
их взаимодействие, опираясь на законы
и принципы обучения и добиваясь гармоничного
педагогического процесса.