Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

И Маленков, и Хрущев видели необходимость  реформирования социальных связей. В отличие от сталинских призывов к "маленьким людям", к "простым труженикам" хрущевская политика, обращенная "ко всем гражданам", не заключала в себя ни явного указания на общественного "врага", ни пренебрежения к "законным" методам контроля и управления. Одновременно с попытками оживить общественную активность власти вывели из сферы уголовного права трудовые отношения.

На пленуме ЦК, состоявшемся в  январе 1955 года, Хрущев убедил своих  оппонентов в преимуществах возделывания кукурузы, рассматриваемой им как ключ к решению кормовой проблемы.

Опираясь на первые обнадеживающие результаты реформ в сельском хозяйстве (за три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%), Хрущев старался стимулировать социальную активность, призванную выявить "неисчерпаемые резервы производительности" советских трудящихся и преодолеть внутренние трудности экономического проекта, который базировался на трех трудно сочетаемых целях: повышении уровня потребления, высоких темпах экономического роста и направлении крупных капиталовложений в сельское хозяйство.

К 1957 году объем промышленной продукции в СССР увеличился в сравнении с 1940 года в 4 раза, число промышленных предприятий достигло 200 тысяч, новостроек - более 100 тысяч. Министерства уже не могли оперативно управлять каждым предприятием, все чаще стали наблюдаться сбои в работе народнохозяйственного комплекса. Система управления экономикой, сориентированная на всеобъемлющий централизм, требовала перемен. Было признано необходимым отказаться от отраслевого принципа, перейти к управлению промышленностью и строительством через совнархозы экономических административных районов.

В соответствии с решениями, принятыми  Верховным Советом СССР в мае 1957 года, отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был заменен территориальным. Целью перехода к территориальной системе управления промышленностью и строительством провозглашалось "приближение управления к производству, преодоление ведомственных барьеров, усиление кооперации в различных сферах народного хозяйства".

После достижения предприятиями определенного  уровня специализации возникла необходимость в установлении устойчивых связей между некоторыми отраслями. И это обстоятельство стало важным фактором создания производственных комплексов. На их конкретные типы также влияли установившееся к этому времени в народном хозяйстве организационные структуры управления. Создание комплексов облегчало управление экономикой..

Организационная структура управления административным экономическим районом через совнархозы представляла собой трехзвенную систему: предприятие (комбинат), отраслевое управление (трест) и совнархоз. Для структуры всех совнархозов характерным было деление его подразделений на функциональные и отраслевые. Отраслевые управления объединяли однородные предприятия (металлургические, топливные, машиностроительные и др.). При них создавались технические советы, функциональные управления или отделы.

Характерными чертами данного  этапа развития территориальной  системы управления экономикой были не только многочисленные, и часто противоречивые перестройки органов управления, но и существенная их демократизация, расширение участия общественности в решении экономических проблем. Деятельность «новых» совнархозов до

казала возможность успешного  решения вопросов комплексного развития территорий. Ускорился процесс межотраслевой специализации и кооперирования в регионах. Были созданы общие для предприятий разных отраслей специализированные заводы по ремонту оборудования, производству заготовок, инструмента, произошло укрупнение мелких и низкорентабельных предприятий, улучшилась организация материально-технического снабжения.

Отставка Хрущева завершила  двухлетний период, в течение которого его авторитет и проводимая им политика во все большей степени оказывались "под вопросом". Советское общество (и интеллигенция, и «простой народ»), восприняло «уход Хрущева на пенсию» равнодушно. Население страны видело, что условия жизни с начала 60-х гг. стали заметно ухудшаться: снижение темпа жилищного строительства, повышение цен на продукты питания, рост налогов, ограничения размеров приусадебных участков (у крестьян), вызвавший тревогу проект введения рабочих паспортов (для рабочих) с очевидной целью ограничить свободу движения рабочей силы в промышленности - все эти непопулярные меры ежедневно вступали в противоречие с обещаниями «радужного коммунистического будущего» и фанфарами «кукурузника», регулярно призывавшего «догнать и перегнать Америку».

Приход к власти Ю.В. Андропова  в 1982 году вызвал недолгий энтузиазм "простых" людей. Народ в целом возлагал некоторые надежды на бывшего председателя КГБ

Отставание нашей страны от рыночной экономики не только промышленно  развитых государств, но и от некоторых бывших колоний достигло таких размеров, что никакой кнут «лагерного права» уже не мог заставить плановое хозяйство войти в режим «второго дыхания». С середины 80-х годов сложившаяся "система" начала стремительно входить в еще более глубокий экономический кризис.

Воссоздание отраслевой системы в 1965 году

Государственные органы, руководившие хозяйством, подразделялись на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

Органы общей компетенции руководили не только хозяйством, но и другими  областями общественной жизни. К ним относились, например, Верховный Совет и Совет Министров СССР, Верховные Советы и Советы Министров союзных и автономных республик, местные Советы и их исполнительные комитеты.

Органы специальной хозяйственной  компетенции создавались только для руководства экономикой и ведения хозяйственной деятельности. Таковыми были хозяйственные министерства, объединения, предприятия и другие хозяйственные органы.

Правосубъектность хозяйственного органа выражается в компетенции, под которой понимается совокупность прав и обязанностей в различных областях деятельности. Компетенция хозяйственного органа является не общей, а специальной, позволяющей хозоргану осуществлять такую деятельность, которая соответствует его задачам.

В эти годы были созданы три вида хозяйственных органов: органы хозяйственного руководства, хозяйственные объединения, предприятия. Все они наряду с общими чертами, присущими всякому хозяйственному органу, имели и свои особенности, связанные с характером выполняемых ими функций.

Органы хозяйственного руководства  управляли предприятиями и иными  хозяйственными органами, планировали и контролировали их деятельность, издавали нормативные акты по регулированию хозяйственной деятельности.

Во всех министерствах, как правило, создавались следующие функциональные управления (или отделы): производственное, техническое, планово-экономическое, финансовое, организации труда, зарплаты и рабочих кадров, центральная бухгалтерия, отдел кадров и учебных заведений, юридический отдел с арбитражем, транспортный отдел, отдел охраны труда и техники безопасности, главная инспекция по качеству продукции, отделы капитального строительства, главного механика и главного энергетика, материально-технического снабжения, сбыта, внешних сношений, экспертных и импортных поставок, канцелярия, хозяйственное управление.

С правовой точки зрения различали  три типа хозяйственных объединений: 1) хозяйственные объединения, в которых все производственные единицы сохраняли права предприятий; 2) хозяйственные объединения, в которых производственные единицы лишались прав предприятий и переходили на положение производств, близких к цехам; 3) хозяйственные объединения смешанного типа, в которых одна часть производственных единиц сохраняла права предприятий, а другая лишалась этих прав.

Структура производственных объединений  в различных отраслях промышленности можно свести к трем основным формам: 1) производственные объединения, в которых все предприятия не являлись юридическими лицами; 2) производственные объединения, в которых каждое предприятие выступало в качестве юридического лица; 3) производственные объединения, в которых одни предприятия были юридическими лицами, а другие нет. Наибольшее распространение получила первая форма организации объединений.

Эксперименты территориального характера  в 1960- 1980-е годы

В этот период в стране активно  формировались территориально –  производственные комплексы (ТПК).

Системы управления регионами, в которых развивались ТПК, на первый взгляд, имели много общего с системой управления административным экономическим районом в период функционирования совнархозов. Действительно, их связывала территория, на которой действовали эти системные образования. Но как системы, ТПК и многоотраслевое хозяйство, управлявшееся совнархозом, были организованы различными способами. Основным системообразующим признаком ТПК была хозяйственно-технологическая связанность предприятий разных отраслей, функционирующих на общей территории для решения крупной и важной для народного хозяйства проблемы. Основным системообразующим признаком хозяйственного комплекса совнархоза была внутрирайонная специализация и кооперация предприятий разных отраслей, функционировавших на общей территории. Это пытались учесть при перестройке системы территориально-отраслевого управления с учетом развития в ряде регионов многоотраслевых территориально - производственных комплексов.

Эксперименты межотраслевого характера

Управлять по-старому невозможно стало и самой отраслевой системе. Ограничиваясь лишь одной организационной формой "министерство-предприятие", государство сдерживало возможности более эффективного использования имеющегося производственного потенциала. Первый удар этой конформистской системе был нанесен арендным подрядом как формой хозяйственного расчета. Встал вопрос о необходимости формирования принципиально иных организационных форм управления производственным аппаратом на основе использования экономических методов и дальнейшей демократизации управления.

Разрушить межведомственные барьеры, подорвать корни монополизма  министерств попытались первые советские концерны - МГО (межотраслевые государственные объединения).

В июле 1986 года Советом Министров  СССР было утверждено Типовое положение о межотраслевых научно-технических комплексах (МНТК), где излагались принципиальные основы их деятельности.

МНТК назначались головными  организациями в стране по решению  приоритетных научно-технических задач. Они наделялись правами по межотраслевой организации научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, изготовления опытных образцов новой техники и запуска их в серийное производство, в последующем высокоэффективном использовании и совершенствовании этой техники, технологии и материалов. МНТК имели право самостоятельно определять перспективы развития техники и технологии в своей области, эффективные пути достижения в сжатые сроки практических результатов, не уступающих мировому уровню. Ими подготавливались проекты научно-технических программ по важнейшим народнохозяйственным проблемам, а также пятилетние и годовые планы проведения соответствующих исследований, разработок и опытных работ.

Такие комплексы самостоятельно определяли финансовые, трудовые, материальные ресурсы и объемы капитальных вложений, необходимые для проведения работ по всему циклу от создания до освоения производства высокоэффективных объектов НТП, подготавливали предложения по распределению ресурсов между организациями и предприятиями, участвующими в решении конкретных задач, осуществляли контрольные функции.

На базе МНТК создавались информационные фонды по соответствующему направлению НТП, осуществлялось информационное обеспечение заинтересованных организаций и предприятий. Рассматриваемые комплексы осуществляли международное научно-техническое сотрудничество, главным образом со странами – членами СЭВ.

 

173. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА (НЭП) В СССР

В феврале 1921 года экономическое положение  в Петрограде резко ухудшилось: закрылись десятки заводов, хлебная норма рабочих была снова урезана. Рабочие требовали у властей разрешения на поездки в сельскую местность, чтобы запасаться продуктами; без такого разрешения арестовывали людей как мешочников. Разрешение дано не было. Начались демонстрации, потом забастовки

Когда батальоны Тухачевского штурмовали Кронштадт, в Москве начал  работу X съезд большевистской партии (8 марта 1921 г.). На съезде обсуждались два важнейших вопроса: первый – о запрещении фракций внутри партии (постановление по этому поводу потом еще долго определяло политическую жизнь в СССР); второй – о замене продразверстки, три года тяготевшей над крестьянами, продналогом – мерой на первый взгляд ограниченной, но последствия которой было трудно предугадать и с введения которой началась новая экономическая политика (НЭП).

Было ли введение НЭПа вызвано лишь событиями в Кронштадте? Вряд ли. Идея изменить политику по отношению  к крестьянству, о которой давно  говорили меньшевики, уже давно обсуждалась в обществе. Но для Ленина новая экономическая политика не являлась временной, конъюнктурной мерой. «Понадобятся целые поколения, - объяснял он на съезде, - чтобы перестроить сельское хозяйство и изменить крестьянскую психологию». По его мнению, достичь этой цели можно было только через развитие индустриализации, электрификации, кооперации, союза рабочих и крестьян. 

9 августа 1921 года был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь новой экономической политики». К середине 20-х годов концепция НЭПа приобрела отчетливые черты: продналог; свободный рынок; свобода товарно-денежным отношениям; использование частного, в том числе иностранного, капитала; поощрение госкапитализма, аренды, акционерных обществ смешанного типа; свобода найма рабочей силы; использование материального стимулирования, и денежной оплаты труда; внедрение хозрасчета (см. главу 6); использование экономических рычагов (кредита, налога, прибыли); внедрение твердой конвертируемой валюты; внедрение кооперативных форм хозяйствования.

Осенью 1923 года новая экономическая  политика дала первый сбой. «Сорвалась» программа финансового оздоровления экономики, началась инфляция; при попытках сократить темпы инфляции Госбанк СССР сократил кредитование государственных предприятий, возникли трудности с выплатой зарплаты, предприятия стали повышать цены на свою продукцию. Это привело к "кризису сбыта" промышленных товаров при их общем дефиците. Крестьяне и коммуны стали неспособны покупать промышленную продукцию из-за "ножниц цен" (дорогие промтовары, дешевые сельскохозяйственные).

Кризис  начали преодолевать следующим образом: промышленную продукцию решением правительства уценили на 30 %, а уровень сельскохозяйственных цен повысили путем массовой закупки хлеба государством для последующего экспорта за границу; была также завершена денежная реформа и введен "твердый" конвертируемый червонец (десятирублевик). Благодаря высокому уровню доли государства в разных формах собственности правительство сумело таким образом преодолеть этот первый серьезный экономический кризис.

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования