Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат
В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.
В 1923 году начался поиск внешних рынков для сбыта хлеба, т.к. был собран неплохой урожай. Через четыре года был в основном достигнут довоенный уровень, а к 1928 году этот уровень был превзойден в промышленности на 32%, на селе – на 24%. По сравнению с 1921 годом национальный доход увеличился в 3,3 раза, промышленное производство – в 4,2 раза. Реальная зарплата стала выше, чем в царской России. В среднем по стране рабочий потреблял 72 кг мяса в год.
В том варианте, в котором осуществлялся НЭП, он не решил многих проблем. Так, по прежнему невысоким оставался жизненный уровень трудящихся, не решена была проблема безработицы. На биржах труда на 1 августа 1929 года было зарегистрировано 1298 тыс. безработных, из них чернорабочих – 60%, в том числе впервые ищущих работу – 33%, лиц индустриального труда – 16,3%, также в основном низшей и средней квалификации.
Одним из первых последствий введения
НЭПа стало окончательное уничтожени
Развитие тяжелой
Кризисное разрушение в годы военного коммунизма шло параллельно с возникновением новых элементов равновесного регулирования экономики. Но становление очередной (директивно-плановой) методологии хозяйствования и соответствующей модели государственного предпринимательства завершилось после возобновления положительной макроэкономической динамики и институциональных реформ на исходе НЭПа.
Завершение НЭПа было переломным моментом большого, полувекового, цикла хозяйственного развития, понижательная (неблагоприятная) стадия которого началась вместе с первой мировой войной
174.Становление отраслевой системы управления
С февраля 1920 года начала работать Государственная комиссия по электрификации России (гоэлРо). Впоследствии на базе гоэлро была организована при Совете Труда и Обороны Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первое положение о Госплане было утверждено Совнаркомом 22.02.21 г.
Весь 1920 год в экономической жизни страны шла дискуссия о едином хозяйственном плане. Уже весной работа развернулась и в теоретическом, и в практическом направлениях. С одной стороны, начала функционировать комиссия ГОЭЛРО, которая должна была подготовить целостный план преобразования общества на новой энергетической базе. С другой стороны, в печати развернулась широкая дискуссия по методологическим проблемам разработки единого плана.
Комиссия ГОЭЛРО была создана для подготовки общего хозяйственного плана с точки зрения вероятного и желательного развития производительных сил в ближайшее десятилетие. Методологическую основу составил принцип «ведущего звена» т.е. при определении задач ГОЭЛРО большевистские лидеры исходили из целесообразности выделения ключевого звена в развитии производительных сил и развертывания на их базе всей экономики.
В качестве ключевого звена была выбрана задача электрификации России. Энергетические проблемы являются универсальными, пронизывая все хозяйственные процессы в любом обществе. Анализ тенденций технического прогресса того времени свидетельствовал о быстром возрастании значения именно электрической энергии
Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом, утвержденным Конституцией, включавший две палаты - Совет Национальностей и Союзный Совет.
Структура органов управления промышленностью в системе ВСНХ неоднократно менялась. К 1928-29г. рациональной формой управления промышленностью были признаны отраслевые хозрасчетные объединения (по металлургии, машиностроению, электротехнике и т.д.). С переходом к НЭПу на хозрасчет были переведены промышленные тресты. В 1927 году хозрасчетные права получили и отдельные предприятия.
Постановление ЦИК и СНК СССР
на основе резолюции XVII съезда партии
(ВКПб) изменило организацию работы советского
хозяйственного аппарата, ликвидировав
функциональную систему управления и
введя производственно-отраслевую и производственно-
В довоенный период (до 1941 года) происходили дальнейшие изменения в системе наркоматов, и прежде всего – промышленных. Количество наркоматов постоянно росло. К 1940 году их стало 25, увеличивалась и численность управленческого аппарата. Соответственно углублялась специализация отраслей и усиливалась централизация управления. Возрастало количество предприятий союзного подчинения, а предприятия местной промышленности приобретали все меньший удельный вес в отраслевой структуре. Были созданы наркоматы танковой промышленности и минометного вооружения, главные управления (по снабжению каменноугольном топливом и искусственного жидкого топлива и газа)..
В марте 1946 года наркоматы были переименованы в министерства.
175.ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Со своей стороны Хрущев, очень обеспокоенный положением в сельском хозяйстве и огромными проблемами этой отрасли, настаивал на необходимости первоочередной помощи селу, понимая значение нормального снабжения горожан. Эта политика предполагала значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения; быстрое расширение посевных площадей, что было единственным способом обеспечить высокие темпы роста сельскохозяйственного производства. Освоение целинных земель могло стать не только дешевым способом немедленно увеличить производство, но и весомым аргументом – в силу необходимости увеличения парка сельхозмашин и тракторов, которого требовал этот замысел, - в пользу подчинения этой программе значительных секторов тяжелой промышленности, находившейся с конца войны под особой опекой Маленкова. Отстаивая эту политику, Хрущев получал возможность представить себя защитником интересов большинства населения и в то же время начать маневр, направленный на ослабление его главного политического противника (Маленкова).
И Маленков, и Хрущев видели необходимость реформирования социальных связей. В отличие от сталинских призывов к "маленьким людям", к "простым труженикам" хрущевская политика, обращенная "ко всем гражданам", не заключала в себя ни явного указания на общественного "врага", ни пренебрежения к "законным" методам контроля и управления.
Одновременно с попытками
На пленуме ЦК, состоявшемся в январе 1955 года, Хрущев убедил своих оппонентов в преимуществах возделывания кукурузы, рассматриваемой им как ключ к решению кормовой проблемы. Опираясь на первые обнадеживающие результаты реформ в сельском хозяйстве (за три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%), Хрущев старался стимулировать социальную активность, призванную выявить "неисчерпаемые резервы производительности" советских трудящихся и преодолеть внутренние трудности экономического проекта, который базировался на трех трудно сочетаемых целях: повышении уровня потребления, высоких темпах экономического роста и направлении крупных капиталовложений в сельское хозяйство.
К 1957 году объем промышленной продукции в СССР увеличился в сравнении с 1940 года в 4 раза, число промышленных предприятий достигло 200 тысяч, новостроек - более 100 тысяч. Министерства уже не могли оперативно управлять каждым предприятием, все чаще стали наблюдаться сбои в работе народнохозяйственного комплекса.
В соответствии с решениями, принятыми Верховным Советом СССР в мае 1957 года, отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был заменен территориальным. Целью перехода к территориальной системе управления промышленностью и строительством провозглашалось "приближение управления к производству, преодоление ведомственных барьеров, усиление кооперации в различных сферах народного хозяйства
После достижения предприятиями определенного уровня специализации возникла необходимость в установлении устойчивых связей между некоторыми отраслями. И это обстоятельство стало важным фактором создания производственных комплексов. На их конкретные типы также влияли установившееся к этому времени в народном хозяйстве организационные структуры управления. Создание комплексов облегчало управление экономикой..
Организационная структура управления административным экономическим районом через совнархозы представляла собой трехзвенную систему: предприятие (комбинат), отраслевое управление (трест) и совнархоз. Для структуры всех совнархозов характерным было деление его подразделений на функциональные и отраслевые. Их конкретный набор зависел от особенностей экономики региона. В отдельных, экономически слабых административных районах, специализированные отраслевые управления (тресты) не создавались; все предприятия непосредственно входили в совнархоз.
Отраслевые управления объединяли однородные предприятия (металлургические, топливные, машиностроительные и др.). При них создавались технические советы, функциональные управления или отделы.
Характерными чертами данного этапа развития территориальной с-мы упр-я экономикой были не только многочисленные, и часто противоречивые перестройки органов управления, но и существенная их демократизация, расширение участия общественности в решении экономических проблем. Деятельность «новых» совнархозов доказала возможность успешного решения вопросов комплексного развития территорий. Ускорился процесс межотраслевой специализации и кооперирования в регионах. Были созданы общие для предприятий разных отраслей специализированные заводы по ремонту оборудования, производству заготовок, инструмента, произошло укрупнение мелких и низкорентабельных предприятий, улучшилась организация материально-технического снабжения.
Отставка Хрущева завершила двухлетний период, в течение которого его авторитет и проводимая им политика во все большей степени оказывались "под вопросом". Советское общество (и интеллигенция, и «простой народ»), восприняло «уход Хрущева на пенсию» равнодушно. и привилегиям.
В совокупности недовольство различных социальных слоев общества стало для Хрущева роковым.
В рез-те плановая экономика, лишенная кнута, продолжала разрушаться. Не смогли оживить ее и многомиллионные инъекции нефтедолларов благодаря повышению мировых цен на нефть и нефтепродукты в 70-е годы. Правда, этот фактор в определенной степени все же отодвинул срок полного развала экономики.
Приход к власти Ю.В. Андропова в 1982 году вызвал недолгий энтузиазм "простых" людей. Народ в целом возлагал некоторые надежды на бывшего председателя КГБ
Отставание нашей страны от рын. экономики не только промышленно развитых государств, но и от некоторых бывших колоний достигло таких размеров, что никакой кнут «лагерного права» уже не мог заставить плановое хозяйство войти в режим «второго дыхания». Ситуация усугублялась тем, что соревнование "по количеству чугуна и стали" перешло в область новейших технологий, где потенциал экономической системы определялся прежде всего творческими возможностями народа, гибкостью и мобильностью хозяйственного механизма, его способностью быть восприимчивым к любым технологическим новациям. С середины 80-х годов сложившаяся "система" начала стремительно входить в еще более глубокий экономический кризис.
176. ЭКСПЕРИМЕНТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И МЕЖОТРАСЛЕВОГО ХАРАКТЕРА В СССР В 70-е ГОДЫ 20 ВЕКА
В этот период в стране активно формировались территориально – производственные комплексы (ТПК).
Системы управления регионами, в которых развивались ТПК, на первый взгляд, имели много общего с системой управления административным экономическим районом в период функционирования совнархозов. Действительно, их связывала территория, на которой действовали эти системные образования. Но как системы, ТПК и многоотраслевое хозяйство, управлявшееся совнархозом, были организованы различными способами. Основным системообразующим признаком ТПК была хозяйственно-технологическая связанность предприятий разных отраслей, функционирующих на общей территории для решения крупной и важной для народного хозяйства проблемы. Основным системообразующим признаком хозяйственного комплекса совнархоза была внутрирайонная специализация и кооперация предприятий разных отраслей, функционировавших на общей территории. Это пытались учесть при перестройке системы территориально-отраслевого управления с учетом развития в ряде регионов многоотраслевых территориально - производственных комплексов.
Если на первых этапах формирования плановой системы страны информационные потоки в основном «шли» сверху вниз (абсолютное директивное планирование) и снизу вверх (движение учетной и статистической информации), то на этом этапе появились и горизонтальные потоки (между органами местного управления – районного, городского ранга - и предприятиями; между органами областного (краевого, АССР) и республиканского (ССР) управления и министерствами (республиканскими АССР, республиканскими ССР, союзно - республиканскими ССР и СССР, общесоюзными СССР). Подчас рекомендательная и методическая информация подменялась административно – директивной информацией (приказами, указами, постановлениями ведомств и министерств). Безусловно, это усложняло принятие решений чиновниками всех рангов управления.
Первоначально Государственный план развития СССР отражал только отраслевые проектировки. Проект постановления Госплана СССР о необходимости составления республиканских народнохозяйственных планов появился лишь в 1945 году.
Проводимые в СССР в разные периоды масштабные реорганизации плановых органов осуществлялись для реального усиления роли центральных органов директивного управления. Все подчинялось девизу "Построение социализма - это построение централизованного хозяйства, хозяйства из центра..."
В структуре функций
Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования