Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

В 1923 году начался поиск внешних рынков для сбыта хлеба, т.к. был собран неплохой урожай. Через четыре года был в основном достигнут довоенный уровень, а к 1928 году этот уровень был превзойден в промышленности на 32%, на селе – на 24%. По сравнению с 1921 годом национальный доход увеличился в 3,3 раза, промышленное производство – в 4,2 раза. Реальная зарплата стала выше, чем в царской России. В среднем по стране рабочий потреблял 72 кг мяса в год.

В том варианте, в котором осуществлялся  НЭП, он не решил многих проблем. Так, по прежнему невысоким оставался жизненный уровень трудящихся, не решена была проблема безработицы. На биржах труда на 1 августа 1929 года было зарегистрировано 1298 тыс. безработных, из них чернорабочих – 60%, в том числе впервые ищущих работу – 33%, лиц индустриального труда – 16,3%, также в основном низшей и средней квалификации.

Одним из первых последствий введения НЭПа стало окончательное уничтожение меньшевиков, не из страха перед их возможным сопротивлением новым мерам, а из-за того, что они доказали правильность своих прогнозов и анализа ситуации, поскольку уже давно требовали введения такой политики.

Развитие тяжелой промышленности, главным образом за счет легкой промышленности и сельскохозяйственного производства, неизбежно вело к разбалансированности народного хозяйства и не могло обеспечить тот объем потребительских благ, который необходим для нормального функционирования потребительского рынка, включая и средства производства для необобществленного сельскохозяйственного сектора.

Кризисное разрушение в годы военного коммунизма шло параллельно с возникновением новых элементов равновесного регулирования экономики. Но становление очередной (директивно-плановой) методологии хозяйствования и соответствующей модели государственного предпринимательства завершилось после возобновления положительной макроэкономической динамики и институциональных реформ на исходе НЭПа.

Завершение НЭПа было переломным моментом большого, полувекового, цикла хозяйственного развития, понижательная (неблагоприятная) стадия которого началась вместе с первой мировой войной

 

 

 

 

174.Становление  отраслевой системы управления

С февраля 1920 года начала работать Государственная  комиссия по электрификации России (гоэлРо). Впоследствии на базе гоэлро была организована при Совете Труда и Обороны Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первое положение о Госплане было утверждено Совнаркомом 22.02.21 г.

Весь 1920 год в экономической  жизни страны шла дискуссия о  едином хозяйственном плане. Уже весной работа развернулась и в теоретическом, и в практическом направлениях. С одной стороны, начала функционировать комиссия ГОЭЛРО, которая должна была подготовить целостный план преобразования общества на новой энергетической базе. С другой стороны, в печати развернулась широкая дискуссия по методологическим проблемам разработки единого плана.

Комиссия ГОЭЛРО была создана для  подготовки общего хозяйственного плана с точки зрения вероятного и желательного развития производительных сил в ближайшее десятилетие. Методологическую основу составил принцип «ведущего звена» т.е. при определении задач ГОЭЛРО большевистские лидеры исходили из целесообразности выделения ключевого звена в развитии производительных сил и развертывания на их базе всей экономики.

В качестве ключевого звена была выбрана задача электрификации России. Энергетические проблемы являются универсальными, пронизывая все хозяйственные процессы в любом обществе. Анализ тенденций технического прогресса того времени свидетельствовал о быстром возрастании значения именно электрической энергии

Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом, утвержденным Конституцией, включавший две палаты - Совет Национальностей и Союзный Совет.

Структура органов управления промышленностью  в системе ВСНХ неоднократно менялась. К 1928-29г. рациональной формой управления промышленностью были признаны отраслевые хозрасчетные объединения (по металлургии, машиностроению, электротехнике и т.д.). С переходом к НЭПу на хозрасчет были переведены промышленные тресты. В 1927 году хозрасчетные права получили и отдельные предприятия.

Постановление ЦИК и СНК СССР на основе резолюции XVII съезда партии (ВКПб) изменило организацию работы советского хозяйственного аппарата, ликвидировав функциональную систему управления и введя производственно-отраслевую и производственно-территориальную системы. По новой системе органы управления сосредоточивали всеобъемлющее руководство отраслями народного хозяйства.

В довоенный период (до 1941 года) происходили  дальнейшие изменения в системе наркоматов, и прежде всего – промышленных. Количество наркоматов постоянно росло. К 1940 году их стало 25, увеличивалась и численность управленческого аппарата. Соответственно углублялась специализация отраслей и усиливалась централизация управления. Возрастало количество предприятий союзного подчинения, а предприятия местной промышленности приобретали все меньший удельный вес в отраслевой структуре. Были созданы наркоматы танковой промышленности и минометного вооружения, главные управления (по снабжению каменноугольном топливом и искусственного жидкого топлива и газа)..

В марте 1946 года наркоматы были переименованы  в министерства.

 

 

 

175.ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ  СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ  И СТРОИТЕЛЬСТВОМ В ПЕРИОД 1957 – 1964 гг.

Со своей стороны Хрущев, очень  обеспокоенный положением в сельском хозяйстве и огромными проблемами этой отрасли, настаивал на необходимости первоочередной помощи селу, понимая значение нормального снабжения горожан. Эта политика предполагала значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения; быстрое расширение посевных площадей, что было единственным способом обеспечить высокие темпы роста сельскохозяйственного производства. Освоение целинных земель могло стать не только дешевым способом немедленно увеличить производство, но и весомым аргументом – в силу необходимости увеличения парка сельхозмашин и тракторов, которого требовал этот замысел, - в пользу подчинения этой программе значительных секторов тяжелой промышленности, находившейся с конца войны под особой опекой Маленкова. Отстаивая эту политику, Хрущев получал возможность представить себя защитником интересов большинства населения и в то же время начать маневр, направленный на ослабление его главного политического противника (Маленкова).

И Маленков, и Хрущев видели необходимость реформирования социальных связей. В отличие от сталинских призывов к "маленьким людям", к "простым труженикам" хрущевская политика, обращенная "ко всем гражданам", не заключала в себя ни явного указания на общественного "врага", ни пренебрежения к "законным" методам контроля и управления.

Одновременно с попытками оживить  общественную активность власти вывели из сферы уголовного права трудовые отношения.

На пленуме ЦК, состоявшемся в  январе 1955 года, Хрущев убедил своих  оппонентов в преимуществах возделывания кукурузы, рассматриваемой им как ключ к решению кормовой проблемы. Опираясь на первые обнадеживающие результаты реформ в сельском хозяйстве (за три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%), Хрущев старался стимулировать социальную активность, призванную выявить "неисчерпаемые резервы производительности" советских трудящихся и преодолеть внутренние трудности экономического проекта, который базировался на трех трудно сочетаемых целях: повышении уровня потребления, высоких темпах экономического роста и направлении крупных капиталовложений в сельское хозяйство.

К 1957 году объем промышленной продукции  в СССР увеличился в сравнении с 1940 года в 4 раза, число промышленных предприятий достигло 200 тысяч, новостроек - более 100 тысяч. Министерства уже не могли оперативно управлять каждым предприятием, все чаще стали наблюдаться сбои в работе народнохозяйственного комплекса.

В соответствии с решениями, принятыми  Верховным Советом СССР в мае 1957 года, отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был заменен территориальным. Целью перехода к территориальной системе управления промышленностью и строительством провозглашалось "приближение управления к производству, преодоление ведомственных барьеров, усиление кооперации в различных сферах народного хозяйства

После достижения предприятиями определенного  уровня специализации возникла необходимость в установлении устойчивых связей между некоторыми отраслями. И это обстоятельство стало важным фактором создания производственных комплексов. На их конкретные типы также влияли установившееся к этому времени в народном хозяйстве организационные структуры управления. Создание комплексов облегчало управление экономикой..

Организационная структура управления административным экономическим районом через совнархозы представляла собой трехзвенную систему: предприятие (комбинат), отраслевое управление (трест) и совнархоз. Для структуры всех совнархозов характерным было деление его подразделений на функциональные и отраслевые. Их конкретный набор зависел от особенностей экономики региона. В отдельных, экономически слабых административных районах, специализированные отраслевые управления (тресты) не создавались; все предприятия непосредственно входили в совнархоз.

Отраслевые управления объединяли однородные предприятия (металлургические, топливные, машиностроительные и др.). При них создавались технические советы, функциональные управления или отделы.

Характерными чертами данного  этапа развития территориальной с-мы упр-я экономикой были не только многочисленные, и часто противоречивые перестройки органов управления, но и существенная их демократизация, расширение участия общественности в решении экономических проблем. Деятельность «новых» совнархозов доказала возможность успешного решения вопросов комплексного развития территорий. Ускорился процесс межотраслевой специализации и кооперирования в регионах. Были созданы общие для предприятий разных отраслей специализированные заводы по ремонту оборудования, производству заготовок, инструмента, произошло укрупнение мелких и низкорентабельных предприятий, улучшилась организация материально-технического снабжения.

Отставка Хрущева завершила  двухлетний период, в течение которого его авторитет и проводимая им политика во все большей степени оказывались "под вопросом". Советское общество (и интеллигенция, и «простой народ»), восприняло «уход Хрущева на пенсию» равнодушно. и привилегиям.

В совокупности недовольство различных  социальных слоев общества стало для Хрущева роковым.

В рез-те плановая экономика, лишенная кнута, продолжала разрушаться. Не смогли оживить ее и многомиллионные  инъекции нефтедолларов благодаря  повышению мировых цен на нефть и нефтепродукты в 70-е годы. Правда, этот фактор в определенной степени все же отодвинул срок полного развала экономики.

Приход к власти Ю.В. Андропова  в 1982 году вызвал недолгий энтузиазм "простых" людей. Народ в целом возлагал некоторые надежды на бывшего председателя КГБ

Отставание нашей страны от рын. экономики не только промышленно развитых государств, но и от некоторых бывших колоний достигло таких размеров, что никакой кнут «лагерного права» уже не мог заставить плановое хозяйство войти в режим «второго дыхания». Ситуация усугублялась тем, что соревнование "по количеству чугуна и стали" перешло в область новейших технологий, где потенциал экономической системы определялся прежде всего творческими возможностями народа, гибкостью и мобильностью хозяйственного механизма, его способностью быть восприимчивым к любым технологическим новациям. С середины 80-х годов сложившаяся "система" начала стремительно входить в еще более глубокий экономический кризис.

 

 

 

 

 

176. ЭКСПЕРИМЕНТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО  И МЕЖОТРАСЛЕВОГО ХАРАКТЕРА В  СССР В 70-е ГОДЫ 20 ВЕКА

В этот период в стране активно  формировались территориально – производственные комплексы (ТПК).

Системы управления регионами, в которых  развивались ТПК, на первый взгляд, имели много общего с системой управления административным экономическим  районом в период функционирования совнархозов. Действительно, их связывала территория, на которой действовали эти системные образования. Но как системы, ТПК и многоотраслевое хозяйство, управлявшееся совнархозом, были организованы различными способами. Основным системообразующим признаком ТПК была хозяйственно-технологическая связанность предприятий разных отраслей, функционирующих на общей территории для решения крупной и важной для народного хозяйства проблемы. Основным системообразующим признаком хозяйственного комплекса совнархоза была внутрирайонная специализация и кооперация предприятий разных отраслей, функционировавших на общей территории. Это пытались учесть при перестройке системы территориально-отраслевого управления с учетом развития в ряде регионов многоотраслевых территориально - производственных комплексов.

Если на первых этапах формирования плановой системы страны информационные потоки в основном «шли» сверху вниз (абсолютное директивное планирование) и снизу вверх (движение учетной и статистической информации), то на этом этапе появились и горизонтальные потоки (между органами местного управления – районного, городского ранга - и предприятиями; между органами областного (краевого, АССР) и республиканского (ССР) управления и министерствами (республиканскими АССР, республиканскими ССР, союзно - республиканскими ССР и СССР, общесоюзными СССР). Подчас рекомендательная и методическая информация подменялась административно – директивной информацией (приказами, указами, постановлениями ведомств и министерств). Безусловно, это усложняло принятие решений чиновниками всех рангов управления.

Первоначально Государственный план развития СССР отражал только отраслевые проектировки. Проект постановления Госплана СССР о необходимости составления республиканских народнохозяйственных планов появился лишь в 1945 году.

Проводимые в СССР в разные периоды  масштабные реорганизации плановых органов осуществлялись для реального усиления роли центральных органов директивного управления. Все подчинялось девизу "Построение социализма - это построение централизованного хозяйства, хозяйства из центра..."  

В структуре функций представителей центральных органов управления в районах масштабного хозяйственного освоения во все периоды были и две следующие: а) координация деятельности объединений и предприятий, подчиненных разным общесоюзным министерствам, сведение их разнообразной деятельности в единое русло и предотвращение проявлений ведомственности при решении центральной проблемы в конкретном регионе; б) согласование мероприятий, намечаемых объединениями и предприятиями к реализации в определенном периоде и в конкретном административном районе, с программами экономического и социального развития территорий, подведомственных местным Советам.

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования