Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат
В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.
Местная власть в начале 20 века
Неожиданный для властей общественный подъем 1904-1905 гг. поставил вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах. 6 августа 1905 года было издано положение о законосовещательной Государственной Думе, а 17 октября Высочайшим манифестом Николая II на правительство была возложена задача "установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей".
С открытием деятельности новых законодательных органов вопрос о реформе земского и городского самоуправления вышел на первый план.
Экономика земств
Согласно статье I «Положения о земских учреждениях», земство ведает «местные пользы и нужды» и несет обязательные и необязательные повинности. К числу обязательных относилось, в частности, содержание (устройство и ремонт) дорог, подводная повинность и т.п. Однако главным полем деятельности земств было выполнение необязательных повинностей, к числу которых относились: 1) забота об оказании врачебной помощи населению; 2) народное образование; 3) «Воспособление зависящими от него способами местному земледелию, торговле и промышленности» (статья 2 «Положения о земских учреждениях»). На эти необязательные повинности расходовалась основная часть земских средств. И хотя общие размеры земских бюджетов были сравнительно невелики, расходы на хозяйственные нужды, вместе с другими расходами, имели устойчивую тенденцию к возрастанию, что свидетельствовало о растущей роли земств в развитии экономики, — главным образом, аграрного сектора, а также мелкого ремесленного и кустарного производства.
Заметим при этом, что расходы земств носили во многих случаях, можно сказать, культурно-экономический характер, были направлены на оказание агрономической помощи сельскому населению.
Агрономы демонстрировали
Таким образом, реформа охватила следующие группы мероприятий:
• Преобразование на демократических началах городских выборов, с введением Городового Положения (в ряде городов впервые), пересмотр действовавшего Городового Положения, с устранением опеки и подавления самостоятельности городских самоуправлений; улучшение городских финансов и кредита для городов; учреждение мелких городских единиц в крупных городах и составление правил о планах городов. Наконец, более крупные города были выделены из земств и городам предоставлены значительные права вступать в союзы с городами и земствами.
• Создавалось поселковое самоуправление
• Преобразовывались на демократических началах губернские и уездные земства, вводилась мелкая земская единица (волостное земство); было изменено Земское Положение, с устранением административной опеки и подавления самостоятельности земства; улучшены земские финансы и кредит для земств, земствам предоставлено было право образовывать союзы и товарищества с другими земствами и городами. Наконец, земство вводилось почти повсюду в стране - с отличиями, вызванными местными особенностями.
• Преобразовывалась полиция в земскую и городскую (выборную) милицию. Вводились административные суды, призванные охранять законность, готовилось преобразование губернского и уездного управления.
Самоуправление при Советах
Уже в декабре 1917 года была опубликована инструкция народного комиссариата внутренних дел. В ней отмечалось, что органами местной власти становятся Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С одной стороны, они были самостоятельными в решении местных вопросов. С другой - в своей деятельности должны опираться на декреты вышестоящих органов власти (уездных, губернских, областных и центральных). В этот период Советы создавались повсеместно в селах, деревнях, небольших городах.
Декретом Совнаркома 1918 года школы, больницы и другие земские учреждения вместе с их кадрами перешли в ведение местных Советов. Основной линией в этот период было решение общероссийских задач. Поэтому на них была в основном сориентирована вся бюджетно-сметная политика страны.
Связанная со стратегическими, экономическими и политическими целями установка на централизацию бюджетов на верхних уровнях власти и управления в 1920-х годах позволила сосредоточить силы и ресурсы государства на решающих участках хозяйственного строительства и социального развития, преодолеть последствия долговременного кризиса и разруху в экономике и сохранить тем самым жизнеспособность страны и саму возможность поддержания в ней хотя бы и «квази-институтов» местного самоуправления. В период НЭПа в стране впервые сложились присущие государству федерального типа основы построения бюджетной системы. Из средств местных бюджетов финансировались постройка, ремонт и содержание зданий, благоустройство населенных пунктов, дорожное строительство, землеустройство и мелиоративные работы местного значения. Осуществлялось содержание воинских соединений
Конституция
СССР 1936 года принципиально реорганизовала
местные органы государственной власти.
Вместо съездов Советов рабочих, крестьянских
и красноармейских депутатов в губерниях,
уездах, волостях местными органами власти
стали Советы депутатов трудящихся краев,
областей, автономных областей, округов,
районов, городов, сел (станиц, деревень,
хуторов, кишлаков, аулов) в соответствии
с новым административно-
Конституция РСФСР 1937 года кроме вышеперечисленных
административно-
Сельские районы были двух видов. Одни из них имеют областное подчинение (когда область в административном отношении подразделяется на районы), а другие - республиканское подчинение. Своеобразие юридического положения Советов депутатов трудящихся районов второго вида состояло в том, что они обладают большей самостоятельностью в вопросах бюджета и управления местным хозяйством.
Городские Советы делились на: 1) подчиненные районным Советам (города районного подчинения); 2) подчиненные краевым, областным, окружным Советам депутатов трудящихся или верховным органам власти АССР (города краевого, областного, окружного, республиканского – АССР подчинения); 3) подчиненные непосредственно верховным органам власти союзной республики (города республиканского подчинения).
Самоуправление после 1993 года
Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти.
Таким образом, одной из необходимых основ современного демократического общества и государства выступает развитая система институтов местного самоуправления. В государстве федеративного типа включение институтов местного самоуправления в общую систему властно-управленческих взаимодействий приобретает форму разграничения полномочий и ответственности трех уровней: федерального центра, субъектов Федерации и местного самоуправления. Более того, в государстве федеративного типа развитие институтов местного самоуправления, формирование их правовой и экономической базы инициирует разграничение полномочий Федерации и ее субъектов. Так же решается данный вопрос и в практике развития российской федеративной государственности, где формирование начал местного самоуправления, его правовой и экономической базы отнесено действующей Конституцией к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Согласно Закону система местного самоуправления включала в себя местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Первичным территориальным уровнем местного самоуправления признавался сельсовет, поселок (район), город (или район в городе). Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни (исходя из местных особенностей).
Если государственные органы, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения принимаемыми ими нормативными правовыми актами ущемляют права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, то органы местного самоуправления вправе выразить свое несогласие через суд. До вынесения постановления суда исполнение опротестованных органами местного самоуправления актов может быть приостановлено. К числу важнейших гарантий местного самоуправления следует отнести принцип восполнимости затрат, если их вынуждены нести муниципальные органы, выполняя решения органов государственной власти. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, осуществляется за счет федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Отказ в предоставлении такой компенсации может рассматриваться как нарушение прав органов местного самоуправления.
Одним из обязательных условий экономического управления территорией в Законе было зафиксировано наличие муниципальной собственности, в состав которой включены: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы; муниципальные банки и иные финансово-кредитные организации, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
К настоящему времени законы, регулирующие
вопросы организации и деятельн
Новая роль местного самоуправления в системе органов публичной власти ставит и новые задачи, которые должны решаться профессионально подготовленными специалистами.
Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ или законами.
В заключение следует отметить, что без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут развиваться в сторону укрепления государственности, общего улучшения жизненного уровня (а не одних за счет других). Необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, прежде всего по пути укрепления его материальной, технической и кадровой базы, создания системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, сетей региональных центров научной и информационной поддержки.
181. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
Зарождение социального
Первые попытки планомерного решения социальных вопросов в России были предприняты почти сразу после революции 1917 года. Народные комиссариаты, занимавшиеся культурой и народным образованием, охраной труда, регулированием заработной платы и социального страхования, политикой в области права и национальных отношений, осуществляли мероприятия по снижению экономической и культурной отсталости, переходу к восьмичасовому рабочему дню, созданию системы социального страхования, переходу к бесплатному образованию и медицинскому обслуживанию, улучшению жилищных условий многих семей рабочих. Уже в первом советском плановом документе была реализована мысль, что советские планы - это планы "экономического и социального строительства", что социальные процессы играют важную роль в эффективном функционировании социалистического общества.
Новый этап в обосновании принципов и методов планового развития социальных процессов начался с составления первого пятилетнего плана. Впервые в мире была осуществлена попытка обосновать темпы и порции экономического и социального развития страны. Именно тогда были созданы значительные научные заделы в теории данного вопроса, тем не менее никак не повлиявшие (или малоповлиявшие) на реальную социально-экономическую политику в последующие периоды. Исследования характера теоретических разработок этого периода и факторов, обусловивших их невосприятие хозяйственной практикой, чрезвычайно актуальны именно сейчас, когда важно не только формирование подлинно научных подходов к социально-экономической политике, но и создание действенного механизма их реализации.
Проблема социальной направленности экономического роста возникла, по существу, в 20-е годы в связи с разработкой понятия "экономический оптимум", в том числе понятия "оптимальный темп роста".
Связь между понятием оптимального роста и социальной направленностью экономического развития, хотя последняя и не была в то время сформулирована, заключалась в том, что оптимизация основных народнохозяйственных пропорций между потреблением и накоплением, промышленностью и сельским хозяйством, тяжелой и легкой промышленностью, а также оптимизация средств, идущих на долгосрочные и текущие цели развития общества, осуществимы только при соответствующей "оптимизации" классовых и социальных интересов общества. Поэтому характерно, что разработка экономического оптимума началась в условиях проведения НЭПа, политической и социально-экономической целью которой было укрепление союза рабочего класса с крестьянством на основе развития товарно-денежных отношений. Реализация цели создавала возможность "оптимального пути" развития экономики.
Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования