Процесс реализации продукции растениеводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить процесс реализации продукции растениеводства, выявить резервы повышения эффективности производства, оценить финансовые результаты реализации сельскохозяйственной продукции.
В конце работы прилагается список используемой литературы, а также бухгалтерские балансы КСУП «Совхоз»Кормянский» за период 2011-2012 гг.

Файлы: 1 файл

курсовая кормянский с доработкой.docx

— 247.45 Кб (Скачать файл)

Прибыль от реализации продукции  растениеводства в отчетном году увеличилась на 813000тыс. руб.

Если сравнить базовую  и условную суммы прибыли исчисленную  исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при базовом уровне цен и себестоимости продукции, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.

∆ПVРП уд=319 000-110 000=+209 000 тыс. руб.

Найдем влияние только объема продаж. Для этого  базовую  прибыль умножим на процент изменения  объема  реализации продукции (2 798 000/2 199 000*100-100=+27,2 %) и результат разделим на 100:

∆ПVРП=110 000*(+27,2%)/100=+ 29 920 тыс. руб.

Затем определяем  влияние  структурного фактора. Для этого  из первого результата вычитаем второй.

∆Пуд=209 000- 29 920= 179 080 тыс. руб.

Влияние  изменения полной себестоимости на сумму прибыли  устанавливаем путем сравнения  фактической суммы затрат с базовой, пересчитанной на фактический объем  продаж в отчетном периоде:

∆Пс = -(6 015 000- 2 798 000)= - 3 217 000 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли  за счет отпускных цен на продукцию  растениеводства найдем сопоставлением фактической выручки отчетного  периода с условной, которую предприятие  получило бы за фактический объем  реализации продукции при базовом  уровне цен:

∆Пц= 6 938 000-3 117 000=+3 821 000 тыс. руб.

Эти же результаты можно  получить и способом цепной подстановке, последовательно заменяя базовую  величину каждого фактора фактической  (табл. 3.2.2).

Сначала находим сумму  прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных  факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции  в целом по предприятию, а затем  базовую сумму прибыли скорректировать  на его уровень.

 

Таблица 3.2.2 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции растениеводства

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

Объем реализации

Структура товарной продукции

Цена

Себестоимость

П0

t0

t0

t0

t0

В00

110 000

П усл.1.

t1

t0

t0

t0

П0-IРП

132 000

П усл.2.

t1

t1

t0

t0

Вуслусл

319 000

П усл.3.

t1

t1

t1

t0

В1усл

4 140 000

П1

t1

t1

t1

t1

В11

923 000


Индекс объема продаж исчисляется путем сопоставления фактического объема реализации  с базовом в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном, или в сопоставимом выражении (если продукция неоднородная по своему составу), для чего желательно использовать базовый уровень себестоимости отдельных изделий, т.к. себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.

На данном предприятии  индекс объема реализации составил:

IРП== =1,2

Если бы величина  остальных  факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 20% и составить 132 000 тыс. руб. (110 000*1,2).

Определим сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  базовом уровне себестоимости и  цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму  затрат:

∑(VРПi1*Цi0)- ∑(VРПi1*Сi0)= 3 117 000-2 798 000= 319 000 тыс. руб.

Подсчитаем также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

∑(VРПi1*Цt1)- ∑(VРПi1*Сi0)= 6 938 000-2 798 000= 4 140 000 тыс. руб.

По данным таблицы 3.2.2 установим, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора:

объема реализации

∆ПVРПусл 1 – П0= 132 000 – 110 000 = +22 тыс. руб.

структура товарной продукции

∆Пструсл 2 – П1= 319 000-132 000 = +187 000 тыс. руб.

средней цены реализации

∆Пцусл 3 – Пусл 2= 4 140 000-319 000 = +3 821 000 тыс. руб.

себестоимости реализованной  продукции

∆Псусл 1 – Пусл 3= 923 000-4 140 000 = - 3 217 000 тыс. руб.

ИТОГО:                                                              + 813 000 тыс. руб.

 

Результат расчетов показывает, что сумма прибыли возросла в  основном за счет увеличения среднереализационных цен и объема реализации продукции, соответственно на 3 821 000 тыс. руб. и 22 тыс. руб. Росту прибыли на 209 000 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных  видов продукции. В связи с увеличением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 3 217 000 тыс. руб.

Рассчитаем,  как зависит  величина прибыли от трех факторов первого порядка: объема продажи  продукции (VРП), себестоимость (Сi) и средне реализационная цена (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции растениеводства имеет вид:

П=VРПi*(Цi-Сi).

Методика расчета влияния  факторов способом цепной подстановки:

Зерновых и  зернобобовых культур

П0=VРП0*(Ц00)=2949 *(641-564)=227 073 тыс. руб.

 

Пусл1=VРП1*(Ц00)=3609*(641-564)=277 893 тыс. руб.

 

Пусл2=VРП1*(Ц10)=3609*(1484-564)= 3 320 280 тыс.руб.

 

П1=VРП1*(Ц11)= 3609*(1484-1294)=685 710 тыс. руб.

 

∆Побщ10=685 710-227 073=458 637 тыс. руб.

 

∆ПVРПусл 10= 277893-227073=50 820 тыс. руб.

 

∆Пцусл 2 - Пусл 1=3320280-277893=3 042 387 тыс. руб.

 

∆Пс 1усл 2= 685710-3320280= -2 634 570 тыс. руб.

 

Аналогичным образом производятся расчеты для картофеля, рапса.

Методика расчета влияния  факторов способом абсолютных разниц (по зерновым и зернобобовым культурам):

∆ПVРП= (VРП1 -VРП0)*(Ц00)=(3609-2949)*(641-564)=+50 820 тыс. руб.

∆Пц= (Ц10)* VРП1=(1484-641)*3609=+3 042 378 тыс. руб.

∆Пс= - (С10)* VРП1= -(1294-564)*3609= -2 634 570 тыс. руб.

Данные расчеты заносим  в табл. 3.2.3.

 

 

 

 

Таблица 3.2.3- Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции растениеводства

Вид продукции

Кол-во реализованной продукции

Средняя цена реализации за 1 т, тыс. руб.

Себестоимость 1 т продукции, тыс. руб.

Сумма прибыли от реализации, тыс. руб.

Изменение суммы прибыли, тыс. руб.

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Общее

в т.ч. за счет

Объем реализации

цена

Себестоимость

Зерно

2949

3609

641

1484

564

1294

226000

684000

458000

50820

3042387

-2634570

Картофель

50

-

1180

-

3660

-

-124000

-

124000

124000

0

0

Рапс

119

437

1857

2906

1790

2359

8000

239000

231000

21306

458413

-248653

ИТОГО

Х

Х

Х

Х

Х

Х

110000

923000

813000

196126

3500800

-2883223


 

По данным таблицы 3.2.3 следует отметить, что прибыль от реализации продукции растениеводства в 2012 г. по сравнению с 2011г. увеличилась на 813 000 тыс. руб. Положительное влияние на данное изменение оказал рост цены реализации- + 3 500 800 тыс. руб. Но следует отметить, что отрицательное влияние оказала себестоимость продукции, что уменьшило сумму прибыли на 2 883 223 тыс. руб. Поэтому в организации необходимо предпринять меры по снижению себестоимости продукции.

 

3.3 Анализ  влияния факторов на рентабельность  реализации продукции растениеводства

 

Показатель рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. они  более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает  соотношение эффекта с наличными  или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно разделить на несколько  групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность основной и инвестиционной деятельности;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж (оборота);
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rрп) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rрп=Прп/Зрп

Она показывает, сколько  прибыли имеет предприятие с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом  по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность реализации продукции рассчитывается делением брутто-прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (Впр). Характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж. Рассчитывается вцелом по предприятию и отдельным видам  продукции:

Rрп=Прп/Врп

Уровень рентабельности производственной деятельности (коэффициент окупаемости  затрат), исчисленный в целом по предприятию зависит от трех основных факторов первого порядка: изменение  структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен  реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

R==

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить  способом цепной подстановки используя данные таб. 3.2.1,3.2.2.

R0==*100=50,02%

 

Rусл1==*100=11,4%

 

Rусл2==*100=147,9%

R1==*100=15,34%

 

∆Rобщ=R1-R0=15,34-50,02=-34,68%

в том числе:

∆Rуд=Rусл1-R0=11,4-50,02=-38,62%

 

∆Rц=Rусл2-R усл1=147,9-11,4=+136,5%

 

∆Rс=R1-R усл2=15,34-147,91=-132,57%

 

Итого:                                                               -34,68%

 

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что рост уровня рентабельности обусловлен повышением среднего уровня цен и удельного веса более  рентабельных видов продукции в  общем объеме реализации. Рост себестоимости  продукции на 2883223 тыс. руб., вызвал снижения уровня рентабельности на 132,57%.

Затем производим факторный  анализ рентабельности по каждому виду продукции растениеводства.

Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  среднереализационных цен и себестоимости  единицы продукции:

 

R1====-1

 

По данным табл. 3.2.3 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности производства зерна способом цепной подстановки:

 

R0==*100=13,7%

 

Rусл ==*100=163,1%

 

R1==*100=14,7%

 

∆Rобщ=R1-R0=14,7-13,7=+1,0 %

в том числе:

∆Rц=Rусл-R0=163,1-13,7=+149,4%

∆Rс=R1-R усл=14,7-163,1=-148,4%

Итого:                                                               +1,0%

 

Аналогичным образом определяем влияние этих факторов на рапс. Произведенные  расчеты заносим в таблицу 3.3.1.

 

Таблица 3.3.1- Факторный анализ рентабельности производства отдельных видов продукции растениеводства

Вид продукции

Средняя цена реализации, тыс.руб.

Себестоимость 1 т, тыс.руб.

Рентабельность, %

Изменение, %

2011

2012

2011

2012

2011

Усл

2012

общее

за счет

Цены

себестоимости

Зерно

641

1484

564

1294

13,7

163,1

14,7

1,0

149,4

-148,4

Рапс

1857

2906

1790

2359

3,74

62,3

23,1

19,36

58,6

-39,2

Информация о работе Процесс реализации продукции растениеводства