Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа
Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.
Вслед за Струве Цвайнерт излагает взгляды
Туган-Барановского, называя его
«первым из русских экономистов»,
добившегося мирового признания (1,
с. 322). Место Туган-Барановского в
развитии экономической мысли ярко
высветил его ученик Н. Д. Кондратьев:
«Западная мысль не считалась
с развитием экономической
Хотя экономические взгляды
Туган-Барановского развивались под
влиянием марксизма, уже в 1899 г. в
статье «Основная ошибка теории абстрактной
теории капитализма Маркса» он выступил
с критикой марксистской трудовой стоимости
(«ценности» в его интерпретации).
Существо его позиции нашло отражение
в его учебнике «Основы политической
экономии», издававшемся в 1909,1911,1915, 1917
и 1918 годах. (1, с. 327). Он писал: «К верной
мысли, что продукт можно
Туган-Барановский утверждал, что
сила Маркса не столько в экономике,
сколько в социологии. Социологическое
значение теории ценности состоит в
обосновании на её основе положения
о том, что прибыль представляет
неоплаченную часть труда рабочих
и что рабочий имеет право
на продукт производства. «Этому праву
Маркс думал создать
Марксистской теории ценности Туган-Барановский
противопоставил свою социальную теорию
распределения. Согласно последней, величина
заработной платы определяется двумя
факторами: производительностью труда
и соотношением сил между капиталистами
и наёмными работниками в «
Между тем, статистика роста ВВП
в развитых странах и распределения
ВВП на трудовые доходы и доходы
от капитала эмпирически подтверждают
правоту концепции Туган-
Во-вторых, в соответствии с современной
концепцией больших циклов экономической
конъюнктуры (длинных волн экономического
развития), соотношение сил в «
Наиболее высокую оценку Цвайнерта заслужил вклад Туган-Барановского в разработку концепции среднесрочных экономических циклов, или, как её обычно называют, теории кризисов. Между тем, именно Туган-Барановский ввёл понятия «фазы спада». Он полагал, что регулярное явление в динамике капиталистического промышленного производства в форме периодических сокращений, не всегда заслуживает наименования «кризис», а лишь тогда, когда рецессия проявляет себя внезапно «подобно буре».3 Позднее Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) определил явление кризиса как «внезапную и резкую смену повышательной тенденции понижательной».4
Книга Туган-Барановского «Промышленные
кризисы в современной Англии,
их причины и ближайшие
Туган-Барановский связывал развитие
промышленного цикла с
Теория среднесрочного цикла первоначально не привлекла к себе внимания в России, но, как отмечает Цвайнерт, сполна окупились старания Туган-Барановского по переводу своего произведения на немецкий язык (1, с. 344-345). Практически все видные западные исследователи экономических циклов первой половины XIX в. высоко оценивали вклад в экономическую теорию концепции циклов Туган-Барановского. Имена Артура Шпитгофа (1873-1957), Вернера Зомбарта (1863-1941), Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), далеко не исчерпывают список тех, кто, как и Кейнс, испытал «сильную симпатию» к своему «в высшей степени оригинальному» предшественнику (1, с. 345).
Отношение к Туган-Барановскому в советской печати связано с политическими взглядами учёного. Февральскую революцию 1917 г. он принял с энтузиазмом. Туган- Барановский покинул Россию после Октября и перебрался на Украину. Он знал Ленина лично и представлял, что от него ожидать (1, с. 327). По воспоминаниям П.Б. Струве, Туган-Барановский испытывал к Ленину неудержимую антипатию. «Он с изумлением, граничащим с ужасом, рассказывал, как не похож был Александр Ульянов на своего брата Владимира. Первый, при всей своей моральной чистоте и твёрдости, был чрезвычайно мягкий и деликатный человек в обращении даже с незнакомыми и врагами, тогда как резкость второго была поистине равносильна жестокости» (2, с. 202). Ортодоксальные марксисты осуждали легальных марксистов, включая и Туган-Барановского, как ревизионистов.
Последним, чей вклад в российскую экономическую мысль оценил Цвайнерт, был Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944). Взгляды Булгакова проделали эволюцию от марксизма до славянофильства, подтвердив, как считает Цвайнерт, силу влияния православия на движение российской общественной мысли. В 1896 г. Булгаков называл марксизм многообещающим «путём с востока на запад». Одиннадцать лет спустя, проделав путь «с запада на восток», он противопоставил «западничеству» идеал русского средневековья. Булгаков заклеймил «новый, гуманистический век», как пагубную «множественность без единства» (1, с. 354).
Тезис Булгакова о неизбежности возвращения к типично русским традициям, по мнению Цвайнерта, находит впечатляющее подтверждение в постсоветской России. Разочаровавшись в реформах начала 1990-х гг. многие российские экономисты с середины того же десятилетия «отрекаются от западных идеалов и всё чаще принимаются за поиски отечественной экономической доктрины» (1, с. 354-355). Первая попытка в этом направлении, считает Цвайнерт, была предпринята в 1996 г. в связи со 125-летием
Булгакова на конференции «Творческое
наследие С.Н. Булгакова и современное
социально-экономическое
Среди работ М. И. Туган-Барановского видное место занимает его книга «Теоретические основы марксизма»5. Это произведение является одним из достижений русской науки начала XX в., и может быть именно поэтому оно принадлежит к наиболее замалчиваемым произведениям великого экономиста. Назначение этой книги состоит в том, что автор, развивая идеи Маркса в части теории стоимости, экономических циклов и социальной теории заработной платы, тем не менее опровергает в ней два очень важных тезиса о недостаточности рынков для реализации продукции капиталистического производства и о падении нормы прибыли и тем самым, в противоположность тезису Маркса о внутренней обреченности капитализма, как экономической системы, показывает его жизнеспособность.
Популярное и даже привилегированное
положение марксизма в
Свою позицию относительно научной
критики Туган-Барановский
Следует отметить, что публикация данной работы в Германии была воспринята иначе, чем в России, о чем писал сам Туган-Барановский: «Немедленно целый ряд ученых — Эйленбург, Шпитгоф, Поле и др. восприняли мою теорию... Главный референт по этому вопросу, а также известный критик теории К. Маркса Вернер Зомбарт заявил, что я являюсь «отцом новейшей теории кризисов. представляющей собой чрезвычайный шаг науки вперед и высшую поныне форму теории кризисов» (Туган-Барановский, 1907, с. 39).
В России выход книги был отмечен
с иронией, за которой просматривалось
также нежелание критиков разобраться
по существу поднимаемых Туган-Бара-
новским вопросов. Его просто обвинили
в резком отходе в сторону буржуазной
экономии. «Так борются в г. Туган-Барановском
два человека. Один стремится назад
к Канту, другой намерен все-таки
держаться почвы современных
событий. Вся эта двойственность
объясняется исключительно
Интересно, что сравнительный анализ русского и немецкого текстов выявляет ряд расхождений в изложении одних и тех же вопросов, а также отсутствие некоторых текстов в немецком или, наоборот, в русском варианте. Это связано с пониманием Туган-Барановским различия в уровне подготовленности русской и немецкой аудитории к осмыслению учения К. Маркса: если в России обычно все труды Маркса трактовались ортодоксально и критика его положений исключалась, то в Германии такая критика была делом обычным.
Имеющиеся расхождения выявляют важность для Туган-Барановского этической проблематики и характеризуют немецкий текст как более критичный, в котором он дальше удаляется от Маркса, значительно дальше, чем в русском. В немецком тексте нет оправдательной позиции автора по отношению к Марксу, что особенно характерно для первого раздела русской книги. В этом отделе, касающемся непосредственно анализа философской части марксизма, при рассмотрении учения о классовой борьбе Туган-Барановский говорил и в русском, и в немецком варианте о том, что в работах Маркса нет точного определения понятия «класс». Но только в русском варианте он как бы пытается объяснить и оправдать Маркса, говоря: «Наша попытка выяснить вопрос об общественном классе привела, таким образом, к весьма неожиданным результатам. По-видимому, остается еще лишний раз изумиться логическим противоречиям знаменитого экономиста. И, конечно, все эти несомненные противоречия, но противоречия ли в терминологии, или в самой мысли? Мы этого еще пока не знаем. Быть может, автор «Капитала» повинен только в небрежной терминологии — вина не очень большая, не исключающая возможности логической правильности мысли» (Туган-Барановский, 1905, с. 15).
И в русском, и в немецком текстах, касаясь теории Маркса о преобразовании экономической борьбы в борьбу политическую, Туган-Барановский отмечает, что это возможно путем организации пролетариата в класс и политическую партию, но только в немецком тексте имеется цитата из «Манифеста Коммунистической партии», из которой следует, что «организация пролетариата в класс и политическую партию может быть в любой момент разрушена в результате конкуренции среди самих же рабочих»