Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа
Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.
Но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с основными положениями социально-экономических воззрений ученого.
Туган-Барановский говорил о том, что наука должна решать две задачи: описывать явления и объяснять их. Для этого необходимо отбирать важные для познания признаки явлений, которые предполагают критерий отбора. Для существования экономической и социальной науки в ее основу необходимо положить «общезначимый критерий отбора признаков явлений — критерий, получаемый нами от нашего морального сознания и формулирования Кантом. Таким критерием является идея верховной ценности человеческой личности» (Туган-Барановский, 1903, с. 127—129).
Руководствуясь этой идеей, Туган-Барановский искал высший общественный идеал, сочетающий в себе экономическую эффективность и нравственную безупречность. Ученый строил свою модель социализма, социализма с человеческим лицом, не принимая модель ортодоксальную. Главное, что противоречит убеждениям Туган-Барановского и что присутствует в системе коллективизма, — это подавление личности, ее тотальное подчинение центральной власти. «Если мы представим себе социалистическое государство как гигантскую машину, в которой отдельный человек играет роль винтика или колеса, управляемого движением всего механизма, то это, может быть, и поведет к созданию наибольшей суммы общественного богатства, но не будет соответствовать интересам трудящегося человека, не желающего принижать себя до простого подчиненного орудия общественного целого» (Кондратьев, 1923, с. 111).
Принято считать, что взгляды М.
И. Туган- Барановского на проблему национализма
и сепаратизма являются противоречивыми.
Действительно, с одной стороны,
философской основой его
Разочаровавшись в "Союзе освобождения" и российской либеральной прессе, Туган-Барановский послал в западноевропейский журнал Monthly Review свою статью "Антисемитизм в современной России" (1904), в которой четко и недвусмысленно изложил свое отрицательное отношение к национализму: "По моим личным наблюдениям могу сказать, что крестьяне относятся к евреям исключительно дружелюбно. Я никогда не видел пресловутого угнетения христиан со стороны евреев... Общепризнанный факт, что самые ярые "юдофобы" находятся среди неудачных конкурентов евреев". Главными виновниками погромов Туган-Барановский называет антисемитскую печать и местную власть, тайно поощрявшую погромщиков [1, с. 251]. Статья носила принципиальный, программный характер и была направлена против национализма и в поддержку проекта С. Ю. Витте по снятию ограничений на права еврейского населения, в первую очередь черты оседлости, поэтому в ней автор, возможно, вполне сознательно не рассматривал возможные негативные последствия такого проекта. Поэтому нельзя согласиться с мнением профессора К. Мондэя (Университет Донгсео, Республика Корея), который видит главный изъян статьи в том, что ее автор следует лишь общегуманным соображениям и не учитывает все экономические последствия уничтожения черты оседлости, в то время как "предлагаемые меры по уравниванию евреев в правах действительно принесли бы вред интересам отдельных групп рабочего населения" [1, с. 244].
Спустя год после выхода статьи
об антисемитизме Туган-
В данной книге Туган-Барановский
также подверг критике
В ряде своих работ практической направленности Туган-Барановский последовательно реализует "космополитический" подход. В статье "Иностранные капиталы" (1912) он выступает за активное привлечение в Россию иностранных капиталов и отвергает "квасной патриотизм" своих оппонентов: "Наши самобытники с ужасом говорят о захвате иностранными капиталистами природных богатств России. Подсчитывают будущие дивиденды, которые уйдут из России. Но при этом забывают, что этих прибылей совсем бы не было, если бы иностранный капитал не оплодотворял нашей промышленной почвы. Забывают, что раз вложенный капитал остается в стране, питает собой рабочую массу. Вся наша промышленность новейшего времени развилась на основе иностранных капиталов" [5].
В своей общественной деятельности
Туган- Барановский неизменно
Принципиальная позиция Туган-
Итак, в современных условиях,
когда усиливаются миграционные
потоки и растут националистические
настроения, обращение к творческому
наследию М. И. Туган-Барановского может
служить теоретической и
Заключение
В заключении можно отметить, что Цвайнерту удалось убедительно показать, что так называемое «славянофильское» направление российской экономической мысли тормозило и продолжает оказывать негативное влияние на решение проблем экономического развития в России. Книга Б.В. Корнейчука в определённой мере дополняет характеристику «западнического» течения русской экономической мысли в лице Туган-Барановского.
Представляется, однако, что ещё более существенен тот факт, что Россия не успела накопить, а затем и основательно забыла опыт формулирования социально-значимых целей развития, совместимых с рыночной экономикой, а также опыт достижения поставленных целей методами налогового стимулирования, а не административного принуждения хозяйствующих субъектов. Изучение опыта, накопленного передовыми странами, могло помочь в этом отношении.
История подтвердила правильность опасений великого ученого. Дорого обошелся миллионам личностей социалистический централизованный «рай», последствия замены морали классовым интересом: «М. И. Туган-Барановский как бы предостерегал от насилия и обнищания — тех разрушительных последствий государственного централистского коллективистского социализма, который, поставив в центр внимания экономические и социальные интересы коллектива, ввергся тем самым в пучину неэффективности и стагнации» (Пияшева, 1990, с. 91). Этим, вероятно, и объясняется обращение к наследию выдающегося русского ученого в нашей стране в период осознания основательности кризиса экономической и духовной жизни. По-прежнему актуальны мысли ученого, словно выражены они сегодня, а не столетие назад: «Мы переживаем теперь знаменательную эпоху, когда старое рушится, и отовсюду растут побеги новой жизни. Идет новый мир, создаются новые формы искусства, крепнут новые течения философской и научной мысли, развивается в недрах старого новый социальный строй.». Однако «еще не созрела новая социальная система, долженствующая заменить ветшающий марксизм» (Туган-Барановский, 1906, с. 259). Туган-Барановский был убежден в необходимости борьбы за лучшую жизнь будущих поколений и верил, что настоящее время — это только увертюра к чему- то новому, большому и великому.
Список литературы
1. Неизвестный М. И. Туган-
2. Кондратьев Н. Д. Михаил
3. Туган-Барановский М. И.
4. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по
истории духовного развития
/ Зомбарт В. ; [пер. с нем.]. - СПб. : Владимир Даль, 2005. - 636, [1] с. - С. 28, 144, 248, 264-267, 269.
5. Туган-Барановский М. И.
6. К нашей анкете. Ответ проф. Ф. Е. Корша // Украинская жизнь. - 1913. - № 1. - С. 15.
7. К нашей анкете. Ответ проф. М. И. Туган-Барановского // Украинская жизнь. - 1914. - № 1. С. 15.
8. Корнейчук Б. В. Экономические
воззрения М. И. Туган-
9. Неизвестный М. И. Туган-Барановский. СПб., 2008
10. Пияшева Л. И. М. И. Туган-Барановский и современность // Общественная мысль: исследования и публикации. М., 1990. Вып. II.
11. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2007.
12. Туган-Барановский М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М., 1997.
1 Первый перевод на русский язык труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» осуществил Николай Романович Политковский (в версии Политковского — «Исследование свойств и причин богатств народов»). Перевод опубликован в 1802-1806 гг. по приказу Дмитрия Александровича Гурьева, тогдашнего министра финансов.
2 Webster's Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. - N.Y., Gramercy Books, 1989, p. 1578.
3 Цит. по: Mitchel W.C. Business Cycles. The Problem and It's Setting. - N.Y., NBER, 1930, p. 379.
4 Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М., Гелиос АРВ, 1999, с. 290.
5 Книга М. И. Туган-Барановского была первоначально написана им на немецком языке, а затем им же был сделан русский перевод. «Я хочу выпустить эту книгу потому, что в немецкой литературе в настоящее время мои книги встречают гораздо больше внимания и интереса, чем в России», — писал М. И. Туган-Барановский А. А. Кауфману в 1904 г. (Неизвестный М. И. Туган- Барановский, 2008, с. 90)