Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа
Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.
Вот в этом и заключалось противоречие:
с одной стороны, жёсткая, примитивная
индустриальная модель выкачивания
ресурсов методами внеэкономического,
практически террористического
принуждения; и другая модель - это
работа в условиях рыночной экономики,
пусть и под достаточно жёстким
контролем государства. В этом отличались,
кстати, Чаянов и, пожалуй, Кондратьев,
потому что Кондратьев был больше
сторонником развития фермерского
хозяйства, рыночных отношений, а Чаянов
проводил некоторое разделение между
фермерством и крестьянским хозяйством
и он не боялся сотрудничать именно
с государственным «дирижизмом»
Например, он говорил о том, что государство - это очень мощная сила, оно может позитивным образом повлиять на развитие сельскохозяйственного производства, на развитие экономики страны. Но государство не должно увлекаться методами Петра I, Екатерины II и Фридриха Великого, которыми они внедряли, например, картофель на своих полях. А внедряли они пушками и батогами и говорили: «Вы, крестьяне, дураки, вы люди непросвещённые. Начальству виднее, какие передовые технологии, как нужно что делать». На местах такая политика приводила, говоря языком советской власти, к чудовищным перегибам.
В письмах Чаянов и в его статьях есть упоминание феномена просвещённого абсолютизма. Он искренне верил в то, что в условиях 1920-х годов возможно играть роль просвещённого философа при большевистской абсолютной монархии и подсказывать ей наиболее рациональные пути экономического развития, он надеялся, что в перспективе всё должно привести к смягчению политических нравов. Об этом свидетельствует его переписка с рядом деятелей эмиграции, например с Кусковой и Прокоповичем, где он излагает такую позицию, а также его деятельность. Я считаю, что он добился на этом пути успехов. Ведь можно придерживаться концепции того безымянного немецкого старичка, который говорил, что там, где ГПУ, альтернатив нет, а можно исходить из того, что кто его знает, если бы Сталин не победил, а победила бухаринская альтернатива, то мы бы пошли по пути Ден Сяопина уже в конце 20-х - начале 30-х годов, и это развитие было бы гораздо более органичным и экономически более успешным в конечном счёте, чем то, что произошло.
глава 2. Реформы России начала 20го века
Возвращение России на капиталистический
путь экономического развития в конце
XX века стимулировало осмысление особенностей
эволюции народного хозяйства страны
до становления в ней
Анализ ограниченного, но поучительного и основательно забытого исторического опыта развития российского капитализма может помочь в попытках найти объяснение и пути решения экономических проблем современной России.
В экономической истории XIX век примечателен прогрессирующим отставанием России от стран, вставших на путь индустриализации после промышленного переворота в Великобритании (конец XVIII - начало XIX веков). Последствия такого отставания ознаменовались поражением российской армии в Крымской войне 1853-1856 гг., отменой крепостного права в 1861 г., а также запоздалым началом индустриализации, что обернулось трагическими последствиями для судеб страны в XX в.
В XIX в. зарождаются два направления российской экономической мысли. Истоком одного течения стали западники, как проводники либеральных, передовых для своего времени, идей классической политэкономии. Основы другого заложили славянофилы, чьи взгляды отражали специфику русских традиций мышления, базирующихся на идеологии православия.
Либеральное течение экономической мысли, несмотря на попытки приспособить передовые достижения западных экономистов-теоретиков для решения актуальных проблем развития народного хозяйства России, не имело сколько-нибудь широкой общественной поддержки. Лишь когда их идеи находили опору в лице верховной власти, они могли оказать реальное прогрессивное влияние на экономику. Идеи, формировавшиеся в традициях православия, напротив, имели более широкую опору в общественном сознании, но объективно тормозили развитие России.
Йоахим Цвайнерт - доктор экономических
наук, старший научный сотрудник
Гамбургского института мировой
экономики - проделал фундаментальную
работу, исследуя развитие экономической
мысли в России на протяжении 100 лет,
охватывающих большую часть XIX и
самое начало XX века. Два с половиной
года он отдал изучению материалов
библиотек и архивов Санкт-
Ориентированная на реформирование хозяйственного и общественного устройства российская мысль опиралась на английских классиков политэкономии, начиная с Адама Смита (1723-1790).1 Вместе с тем, всё большую популярность приобретали ведущие представители экономической мысли стран континентальной Европы, вставших на путь догоняющего Великобританию развития. Во второй половине 1820-х гг. француз Жан Батист Сэй (1763-1832) пришёл на смену А. Смиту в качестве главного авторитета в экономической науке. Но особенно сильным во второй половине XIX в. было влияние немецкой исторической школы, основателем которой был Фридрих Лист (1789-1846). Особого внимания заслуживает успешное использование налогово-бюджетных рычагов воздействия на экономическое развитие страны в конце XIX и начале XX веков.
Историческая школа настаивала
на эволюционном характере экономических
систем, на необходимости выявления
закономерностей
Й. Цвайнерт особо выделяет тех
представителей российской экономической
мысли, которые разрабатывали
Первым учёным-экономистом
Учение Х. Шлёцера о «личном капитале», или о «человеческом капитале», по современной терминологии, подчёркивает значение образования, профессионального обучения и профессионального опыта для развития производительных сил. Просвещение являлось актуальной задачей для России, а концепция личного капитала - новым словом в экономической науке. Как отмечает Й. Цвайнерт, Шлёцер рассматривал «материальный и человеческий капитал как нечто однородное и равноправное по своему значению для производства» (1, с. 59).
Разработкой концепции человеческого капитала, (в оригинале «внутренние блага»), знаменит и вклад в экономическую науку Генриха Фридриха фон Шторха (1766-1835) - автора опубликованного в России в 1815 г. труда «Курс политической экономии». Научная деятельность Шторха первоначально была связана с экономико-статистическим исследованием России. Заслуги в этой области были отмечены его избранием в Академию наук (1796). В 1828 он стал президентом Академии, а с 1830 г. и до своей кончины он оставался её вице-президентом.
Теорию внутренних благ Шторха Й. Цвайнерт
сравнивал с теорией
Самым значительным российским мыслителем-экономистом первой четверти XIX в. Й. Цвайнерт называет (1, с. 96) адмирала Николая Семёновича Мордвинова (1754-1845). Интерес военного моряка к экономическим проблемам связан с годами учёбы в Англии (1774-1777). А. Смит, труд которого «Богатство народов» был опубликован в это время, и Джереми Бентам (1748-1832) - крупнейший теоретик политического либерализма - способствовали формированию его общественно-экономических взглядов. Цвайнерт выявил также влияние Шторха на взгляды Н.С. Мордвинова (1, с. 100). В 1810 г. Мордвинов был назначен председателем департамента государственной экономии и входил в круг ближайших советников Александра I (1777-1825). В 1823 г. Мордвинов был избран президентом Вольного экономического общества (1, с. 97).
В брошюре «Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и о тарифе» (первое издание - 1815, второе - 1816 и третье - 1833 г.) Мордвинов объяснял экономическую отсталость России чрезмерной специализацией на производстве сельскохозяйственной продукции. Аграрная нация, утверждал он, остаётся не только экономически недоразвитой и политически зависимой от других стран, она ещё по своему культурному уровню уподобляется народам «дикого пастырского состояния». Само сельское хозяйство без промышленного производства не может рассчитывать на повышение производительности труда (1, с. 100).
Здесь же он обосновывает необходимость таможенной защиты молодых отраслей, пока они не накопят достаточно опыта для соревнования на равных с промышленностью передовых стран. Пример Англии, которая сама на протяжении двухсот лет проводила протекционистскую политику, показывает - утверждал Мордвинов - насколько долгим может быть процесс обучения производству (1, с. 104).
Другая брошюра Мордвинова, «Рассуждение
о могущих последовать пользах
от учреждения частных по губерниям
банков» (также выдержавшая три
издания в 1816, 1817 и 1829 гг.) нацелена на
улучшение рамочных условий хозяйствования.
Частная собственность и
Мордвинов - автор многих служебных
записок, в которых он выступает
за активную промышленную политику, обосновывает
необходимость строительства
Декабристы прочили Мордвинова
и Михаила Михайловича
Другой парадокс в судьбе Мордвинова
состоит в том, что декабристы
хотели доверить управление человеку,
который был решительным
Особенность просвещенного абсолютизма
состоит в убеждённости, что реформы
можно проводить только сверху, а
рост оппозиционных настроений в
обществе склоняет самодержца к ужесточению
режима. История России XIX в. даёт тому
многократные подтверждения. В частности,
так можно объяснить
Раньше всего этот поворот проявился
в области высшего образования.
В 1817 г. Министерство народного просвещения
было объединено с ведомством духовных
дел. Это означало, - пишет Й. Цвайнерт,
- подведение под науку религиозного
фундамента с целью противодействия
«революционным проискам» (1, с. 44). В
инструкции Казанского университета от
1819 г. было записано: «Цель правительства
в образовании студентов