Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа
Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.
Институциональной основой этого технологического уклада в странах-лидерах должно стать государственное регулирование стратегических видов информационной и коммуникационной инфраструктур, изменения в регулировании финансовых институтов и рынков капитала при снижении роли государства в экономике. Не исключена возможность появления партисипаративного централизованного государства. В международном плане данный уклад будет характеризоваться полицентричностью мировой экономической системы, становлением институтов глобального регулирования экономической активности. В этой связи ожидается международная интеграция мелких и средних фирм на основе информационных технологий при их высокой инновационной активности. Это может быть достигнуто путем горизонтальной интеграции НИОКР, проектирования производства и обучения, развития вычислительных сетей и совместных исследований, государственной поддержке новых технологий и университетско- промышленном сотрудничестве.
Исходя из перспектив развития пятого технологического уклада, уже сейчас формирующегося в экономически развитых странах, претендующих на мировое лидерство, Россия, чтобы не остаться на задворках истории, должна резко изменить свою стратегию дальнейшего развития экономики.
Глава 2. Общественное благосостояние в разрезе экономической теории
2.1. Основные характеристики общественного благосостояния
Общественное благосостояние является неоднозначной и многоплановой категорией экономической теории. В общем виде его можно определить как экономические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления между членами общества. Подчеркнем, что общественное благосостояние относится не только к сфере распределения и потребления, но и к производственной сфере, ибо только в процессе производства, его расширения и инвестирования можно добиться устойчивых темпов экономического развития страны, необходимой предпосылки роста уровня и качества жизни населения Показателей, характеризующих общественное благосостояние страны, бесчисленное множество. В конце 2002 г. Статистический комитет Содружества независимых государств опубликовал систему индикаторов для оценки уровня жизни населения в странах СНГ. Предполагается использование этой системы показателей для сбора и публикации сравнимых в международном плане показателей благосостояния. Эта система представлена четырьмя группами показателей: интегральными (макроэкономические, демографические, показатели экономической активности населения, пенсионного обеспечения населения), показателями материальной обеспеченности населения (доходы домашних хозяйств, неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения, показатели бедности населения), личным потреблением (уровень и структура), жилищными условиями населения, социальной напряженностью [1. С. 94].
Однако, по нашему мнению, заслуживают особого внимания нижеприведенные.
Среди количественных характеристик общественного благосостояния мы выделили следующие: валовой внутренний продукт и национальный доход, темпы их роста; соотношение между производством материальных благ и сферой услуг; доля сберегаемой части ВВП; инвестиции в «человеческий капитал»; потребительская корзина; минимальный уровень потребления, определяющий «черту бедности». Хотя общепризнанным показателем общественного благосостояния является национальный доход, мы считаем, что для определения уровня жизни населения на этапе становления общественного благосостояния наиболее уместно использовать «конечное потребление». За счет фонда потребления осуществляется простое воспроизводство рабочей силы, которое связано с эффективностью производства предметов потребления и подготовки работников. Одной из количественных характеристик общественного благосостояния является степень дифференциации населения по доходу. Для расчета ее, как правило, используется децильный (квинтильный) анализ, коэффициент Джини и построение кривой распределения доходов (кривая Лоренца). В РФ этот коэффициент высок и составил в 2011 г. 48%, что отражается в большй поляризации общества. В 2007 г. он составлял 38,1%, в 2009 г. - 39,8%, в 2010 г. - 39,4% [см.: 2. С. 48].
Кроме того, при определении уровня общественного благосостояния необходимо выходить за чисто потребительские рамки, поэтому нами выделен ряд качественных показателей, характеризующих общественное благосостояние.
Среди качественных показателей общественного благосостояния заслуживают внимание, на наш взгляд, следующие: степень предпринимательской активности в стране; обеспеченность населения страны жильем; степень обеспечения безопасности граждан и их имущества; средняя продолжительность жизни и другие демографические характеристики, экологическая ситуация; энергетический кризис; качество трудовой жизни; качество продуктов питания и эффективность их производства; качество услуг образования, наличие свободного времени, которое призвано обеспечить расширенное воспроизводство человеческого капитала.
По значимости в структуре общественного благосостояния ведущее место занимает процесс повышения качества человеческого капитала, объективная необходимость которого находится в самом производстве, предъявляющем по мере своего развития все более высокие требования к субъективному фактору производства. Гармоничное развитие личности предполагает не только простое, но и расширенное воспроизводство трудовых ресурсов. Последнее связано с увеличением уровня квалификации работников, с накоплением прибавочного продукта и капитальными вложениями, идущими на обеспечение подготовки рабочей силы. Мы отстаиваем положение о гармоничном развитии личности, которая не ограничивается простым удовлетворением потребностей. Ведь человек не только биологическое существо, удовлетворяющее свои естественные потребности, но и социальный индивидуум, имеющий и духовно-культурные запросы и выполняющий морально-общественные обязанности. В этой связи важными направлениями развития постиндустриального общества становятся развитие образования и здравоохранения [см.: 3. С. 13 ].
Кроме того, мы считаем необходимым поднять проблему более точного учета общественного благосостояния, особенно на этапе его формирования с целью разработки объективной социальной политики. Для этого, на наш взгляд, можно использовать показатель чистого экономического благосостояния, который мы скорректировали с учетом величины положительно и отрицательно влияющих факторов. Данный показатель рассчитывается суммированием конечного национального потребления (КНП), величины нерыночных и нелегальных услуг (Ун) и средств, необходимых для расширенного воспроизводства рабочей силы (СВРС), за вычетом величины отрицательно влияющих демографических, психологических и экологических последствий (ОПД,ОПП, ОПд):
ЧЭБ= КНП + Ун + СВРС - ОПД - ОПП - ОПэ . (1)
Отметим, что для оценки благосостояния и качества развития человеческого потенциала возможно использовать индекс экономического благосостояния, разработанный Л. Осбергом и Э. Шарпом, который в известной мере похож на индекс развития человеческого потенциала. В самой общей форме индекс экономического благосостояния охватывает следующие компоненты: потребление, запасы богатства, равенство в распределении доходов, экономическую безопасность [см.: 1. С. 95]. Однако недостатком данного критерия является то, что он абстрагируется от факторов социального благосостояния. Следовательно, общее благосостояние шире экономического.
В связи с развитием капиталистических отношений в российской экономике и возникновением монополий формируются новые производственные отношения, которые не всегда соответствуют общественным интересам.
Государство должно поддерживать конкурентную среду, особенно те монополии, продукция которых является конкурентоспособной. Такие предприятия необходимо продвигать на мировой рынок, то есть государство должно поддерживать отечественные предприятия не только на мировом рынке, но и создавать благоприятные условия для развития конкурентной среды в стране.
В первую очередь рынок дает сбои в социальной сфере, что, несомненно, отражается на благосостоянии всех членов общества. Поэтому необходима адаптация рыночного механизма к современным условиям. Требуется создать жизнеспособную, устойчивую систему, в рамках которой наряду с рыночными элементами утверждается государственное воздействие на экономическую среду.
В структуре важнейших
функций большинства стран
Социальные обязательства государства можно определить как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т.п.), которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для некоторой их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (то есть их представление за счет общественных, чаще всего бюджетных, ресурсов).
Функции эти во многих странах очень схожи, различия касаются их конкретизации в тех или иных социальных обязательствах.
Статус «социального государства» закреплен во многих конституциях мира. Так, комментируя известное положение пункта 1 статьи 20 Конституции ФРГ относительно социальной сути этого государства, исследователь в области права Вольфганг писал: «Конституция ... за социальное государство. Государственный стандарт должен отвечать принципам социальной справедливости и социальной защищенности ... На государство возлагаются задачи по планированию, управлению, обеспечению, распределению, созданию необходимых основ как для индивидуальной, так и для социальной жизни. Государство обязано обеспечить . справедливый социальный строй» [см.: 4. С. 14]. Социальным следует считать государство, конституция и законы которого содержат социальные обязательства и механизмы их исполнения, совокупность которых согласуется с представлениями большинства населения этого государства о социальной справедливости. В России же подавляющая часть населения не усматривает никаких признаков «социальной справедливости» и «защищенности»... Поэтому сейчас важно провести работу по формированию в обществе представлений о «социальной справедливости».
В Конституции РФ отмечено, что целью государства является «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (статья 7). Во второй части этой статьи содержится укрупненный перечень социальных обязательств. Причем подобный их перечень трудно найти в какой-либо другой стране (в Конституции США их вообще нет, хотя в этой стране обязательства государства по отношению к населению обширны и ресурсно обеспечены). Однако обеспечить «достойную жизнь и свободное развитие человека» невозможно, опираясь на старый стандарт благосостояния. Нужно перейти к новому потребительскому стандарту, направленному на формирование достойного уровня благосостояния в обществе.
«Свободное развитие человека» невозможно, пока не будут удовлетворены минимальные потребности в одежде, жилье, пище, минимальные культурные и социальные запросы, потребности по воспроизводству трудовых ресурсов. Только в таких условиях можно будет достичь становления общественного благосостояния в РФ. Главное, чтобы государство делало все, чтобы население могло характеризовать его как «социальное».
Успешность стратегии развития государства по принципу «благосостояние для большинства» зависит от процесса формирования среднего класса. Он должен охватить как минимум 50 - 55% населения. При этом должна уменьшиться доля людей с доходами ниже прожиточного минимума с 30% до 10 - 15%. Без естественной социальной опоры, среднего класса, государство не способно соединить воедино полярные сегменты общества.
К сожалению, в РФ в условиях «двухполюсной» социальной структуры государство демонстрирует неоднозначное отношение к основным социальным группам. Для малообеспеченных слоев общества негативное отношение со стороны государства связано с ограничением системы социальных функций последнего - гарантий в области соцобеспечения, оплаты труда, образования, здравоохранения, жилья, обеспечения безопасности, защищенности от проявлений социальной несправедливости. Для высокодоходных слоев общества, которые не нуждаются в данных функциях государства, оно выступает как фактор избыточной нагрузки (налоговой, административной). Между тем в России государство всегда играло ключевую роль - роль арбитра между различными, часто конкурирующими слоями населения, снимая остроту их конфликтов и обеспечивая необходимый общественный порядок. Формирование и структурирование социальных групп также во многом осуществлялось через систему отношений с государством.
Сегодня формирование сильного эффективного государства возможно только на основе социальной консолидации, расширения общественной поддержки целей, действий власти. Результатом резкого деления российского общества на богатых и бедных стало существование двух различных подходов к социальным функциям государства:
Для социальной консолидации государству необходимо выполнять следующие функции:
а) по отношению к обществу государство берет на себя осознанную ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных гарантий и безопасности, получая взамен легитимность власти и общественную поддержку;