Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа
Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.
б) по отношению к бизнесу государство обеспечивает гарантию прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку бизнеса во внешнем мире, получая взамен поддержку со стороны национального капитала, строгое соблюдение установленных государством норм и правил;
в) баланс между обществом и капиталом строится по принципу: социально ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий.
Таким образом, социальная
политика - это законодательное
Представим процесс реализации социальной политики в виде схемы.
Необходимость общественно
поддерживаемой социальной доктрины -
это одна из главных черт социальной
политики государства. Поэтому политика,
связанная с формированием
Первостепенное значение имеет утверждение «социального права». Формально его в РФ не существует. Правовое регулирование социальной сферы распределяется по нескольким его специализированным разделам («Законодательство о трудоустройстве и занятости населения», «Законодательство о труде», «Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении», «Жилищное законодательство, законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве», «Законодательство об образовании», «Законодательство об охране здоровья населения», «Законодательство о физической культуре и спорте»). Между тем наличие «социального права» крайне необходимо, так как только в данном разделе права можно комплексно закрепить, установить и обеспечить исполнение социальных обязательств государства, а также гарантировать реализацию социальных прав граждан.
В настоящее время нередко политики в оправдании бездействия законов говорят об отсутствии «механизмов их исполнения». Поэтому в реализации социальной политики важную роль играет организация исполнения социальных обязательств государством.
Для реализации любого проекта необходимы ресурсы. Как правило, для исполнения социальных обязательств выделяются бюджетные ресурсы. В ходе реализации социальных обязательств необходимо определение наличных и требуемых ресурсов. В случае превышения требуемых ресурсов над наличными целесообразно выделение первостепенных, жизненно важных задач и направление ресурсов на их решение.
И, наконец, в ходе реализации социальной политики необходимы контроль за исполнением социальных обязательств государства, выявление причин неисполнения, корректировка осуществляемых мероприятий и мониторинг.
Дискуссии о социальной политике, представленные в периодических изданиях, несомненно, затрагивают одну из самых злободневных и внутренне противоречивых проблем современной жизни, касающихся малодоходных групп населения, включая такие аспекты, как общепризнанно низкий уровень жизни, огромную социальную дифференциацию общества, отсутствие мотиваций к труду и деградацию трудовой морали.
Современное развитие государства во многом определяются функциями, которые оно обязано выполнять для реализации главной цели - обеспечения условий благополучия, безопасности и достойной жизни граждан России (статья 7 Конституции РФ).
Основными функциями
государства в социально-
а) поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех сферах хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказался неэффективным;
б) определение стратегических целей и определяющих средств экономического развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также позитивных социальных условий функционирования экономики;
в) поддержка национального бизнеса во внешнеэкономической сфере, координация его деятельности для достижения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства;
г) обеспечение экономической безопасности, нейтрализация прогнозируемых рисков и факторов нестабильности.
Осуществление этих функций предполагает усиление ответственности государственных структур и повышение эффективности их функционирования в таких традиционных областях общественной жизни, как управление, оборона, поддержка социального комплекса, фундаментальной науки и образования. Все это исключительно важно для процесса становления высокого уровня благосостояния населения. Кроме того, государство обязано существенно расширить сферу своей хозяйственной ответственности (исключительная ответственность должна быть в военно-промышленном, агропромышленном и инфраструктурном комплексах).
Реализация социальных целей общества предполагает становление эффективно работающего правового, политического и хозяйственного механизма ответственности властных структур и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни, повышения благосостояния населения и решения других социальных задач.
Для обеспечения этого
целесообразно принять ряд
2.2. Роль государства
в повышении благосостояния
Выделим ряд задач, которые необходимо решить государству в целях создания условий для повышения благосостояния населения РФ1.
В рамках централизованной командной экономики для уменьшения межрегиональных различий осуществлялось крупномасштабное перераспределение национального дохода. Несмотря на это, к началу либеральных реформ на долю 10 наиболее развитых субъектов Федерации приходились 40,1% общего объема валового продукта. А денежные доходы на душу населения в 10 наиболее «богатых» регионах превышали уровень замыкающей десятки субъектов Федерации в 2,86 раза. Сейчас доля валового производства первой десятки регионов увеличилась до 48%, а превышение уровня доходов проживающего в ней населения по сравнению с проживающими в замыкающей десятке - до 3,3 раз [6. С. 30].
Чрезмерная концентрация экономического потенциала и доходов в небольшом количестве регионов грозит в перспективе превратить большую часть РФ в «экономическую пустыню» с уменьшением экономически активного населения и роста бюджетных расходов на поддержку территорий экономического бедствия. Такие регионы постепенно выпадут из системы межрегионального обмена, становясь неэффективными потребителями ресурсов, что приводит к дезинтеграции хозяйственных связей.
Основная задача региональных органов государственной власти и управления - обеспечение эффективного функционирования и развития на соответствующих территориях социальной сферы; именно от успехов и неудач в этой области во многом зависит оценка населением качества государственного управления и регулирования. Однако, на наш взгляд, именно федеральная власть ответственна за достижение и воспроизводство в каждом субъекте Федерации некоторых общих стандартов уровня и качества жизни. Свою долю ответственности за все это несет и бизнес, функционирующий в каждом данном регионе и заинтересованный в социальной стабильности как элементе нормального предпринимательского и инвестиционного климата.
Итак, для процесса возрастания общественного благосостояния в РФ необходимо создать правовую, а также хозяйственную и институциональную базы, что является необходимым условием увеличения доходов малообеспеченных слоев в обществе и повышения общего уровня благосостояния. Без государственного регулирования этого процесса достижение данной задачи не может быть обеспечено в краткосрочном хозяйственном периоде.
Заключение