Теории У. Ростоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.

Файлы: 13 файлов

7540.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

б) по отношению к бизнесу государство обеспечивает гарантию прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку бизнеса во внешнем мире, получая взамен поддержку со стороны национального капитала, строгое соблюдение установленных государством норм и правил;

в) баланс между обществом и капиталом строится по принципу: социально ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий.

Таким образом, социальная политика - это законодательное установление и обеспечение исполнения социальных обязательств государства, призванных гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях [см.: 5. С. 74].

Представим  процесс реализации социальной политики в виде схемы.



 

Необходимость общественно  поддерживаемой социальной доктрины - это одна из главных черт социальной политики государства. Поэтому политика, связанная с формированием благосостояния, должна отвечать требованиям развития общества в конкретный исторический момент. И если социальные реформы в последнее время в большинстве стран идут по пути перераспределения обязательств от государства к гражданину (что базируется на высоком и постоянно возрастающем уровне благосостояния), то в РФ это, на наш взгляд, невозможно, так как основная масса населения экономически несамодостаточна. Такие меры лишь дополнительно будут способствовать понижению жизненного уровня.

Первостепенное значение имеет утверждение «социального права». Формально его в РФ не существует. Правовое регулирование социальной сферы распределяется по нескольким его специализированным разделам («Законодательство о трудоустройстве и занятости населения», «Законодательство о труде», «Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении», «Жилищное законодательство, законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве», «Законодательство об образовании», «Законодательство об охране здоровья населения», «Законодательство о физической культуре и спорте»). Между тем наличие «социального права» крайне необходимо, так как только в данном разделе права можно комплексно закрепить, установить и обеспечить исполнение социальных обязательств государства, а также гарантировать реализацию социальных прав граждан.

В настоящее время  нередко политики в оправдании бездействия законов говорят об отсутствии «механизмов их исполнения». Поэтому в реализации социальной политики важную роль играет организация исполнения социальных обязательств государством.

Для реализации любого проекта  необходимы ресурсы. Как правило, для исполнения социальных обязательств выделяются бюджетные ресурсы. В ходе реализации социальных обязательств необходимо определение наличных и требуемых ресурсов. В случае превышения требуемых ресурсов над наличными целесообразно выделение первостепенных, жизненно важных задач и направление ресурсов на их решение.

И, наконец, в ходе реализации социальной политики необходимы контроль за исполнением социальных обязательств государства, выявление причин неисполнения, корректировка осуществляемых мероприятий и мониторинг.

Дискуссии о социальной политике, представленные в периодических  изданиях, несомненно, затрагивают  одну из самых злободневных и внутренне  противоречивых проблем современной жизни, касающихся малодоходных групп населения, включая такие аспекты, как общепризнанно низкий уровень жизни, огромную социальную дифференциацию общества, отсутствие мотиваций к труду и деградацию трудовой морали.

Современное развитие государства  во многом определяются функциями, которые оно обязано выполнять для реализации главной цели - обеспечения условий благополучия, безопасности и достойной жизни граждан России (статья 7 Конституции РФ).

Основными функциями  государства в социально-экономической  сфере являются:

а) поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех сферах хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказался неэффективным;

б) определение стратегических целей и определяющих средств экономического развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также позитивных социальных условий функционирования экономики;

в) поддержка национального бизнеса во внешнеэкономической сфере, координация его деятельности для достижения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства;

г) обеспечение экономической безопасности, нейтрализация прогнозируемых рисков и факторов нестабильности.

Осуществление этих функций  предполагает усиление ответственности  государственных структур и повышение эффективности их функционирования в таких традиционных областях общественной жизни, как управление, оборона, поддержка социального комплекса, фундаментальной науки и образования. Все это исключительно важно для процесса становления высокого уровня благосостояния населения. Кроме того, государство обязано существенно расширить сферу своей хозяйственной ответственности (исключительная ответственность должна быть в военно-промышленном, агропромышленном и инфраструктурном комплексах).

Реализация социальных целей общества предполагает становление эффективно работающего правового, политического и хозяйственного механизма ответственности властных структур и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни, повышения благосостояния населения и решения других социальных задач.

Для обеспечения этого  целесообразно принять ряд законодательных  актов, призванных создать правовую базу расширенного воспроизводства главного ресурса страны, «человеческого капитала», и направленных на создание условий для гармоничного развития личности. Отметим, что в стратегии развития государства на период до 2010 г. было также уделено внимание необходимости принятия Закона о молодежи, «который должен сформировать правовую базу воспроизводства и приумножения главного ресурса страны - «человеческого капитала» [6. С. 32]. Закон о молодежи должен быть одним из законов, обусловливающих плодотворное развитие человеческого ресурса.

 

2.2. Роль государства  в повышении благосостояния населения

Выделим ряд задач, которые  необходимо решить государству в целях создания условий для повышения благосостояния населения РФ1.

  1. Формирование и поддержание в экономике системы доверия. Государство обязано укреплять систему партнерских отношений и деловой этики, причем начав с себя. Пока именно оно слишком часто подает пример невыполнения обязательств в сфере бюджетных отношений, допускает масштабную задолженность за госзаказы, смирилось с принятием законов, заведомо не обеспеченных финансовыми ресурсами, а также разработкой новых федеральных целевых программ на фоне неисполненных предыдущих. По крупному счету государству как реальному участнику российского бизнеса нужно позаботиться о формировании репутации честного партнера, первоклассного заемщика. Стратегически это принесет гораздо бульшие выгоды, чем применяемая политика неисполнения государственных обязательств. Формирование системы доверия выгодно и государству, и бизнесу, и населению.
  2. Развитие госсектора. Госсектор российской экономики необходим не столько для решения коммерческих задач, сколько для формирования стратегических рынков, создания рабочих мест и расширения налогооблагаемой базы (в том числе в смежных отраслях экономики), для поддержания пропорций воспроизводства и др. Нужны процедуры определения приоритетов развития отраслей, продуктов специализации и согласованной маркетинговой политики государственных предприятий, а на этой основе - разработка программ инвестирования в решающих сферах экономики.
  3. Пересмотр налогового режима как элемента стимулирования экономического роста. Россия находится сейчас в той стадии экономического развития, которая требует налогового поощрения активных инвестиций в технологический потенциал почти всех сфер бизнеса. Без этого будет и далее утрачиваться экспортный потенциал страны (в том числе в сырьевом секторе) и подрываться конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке.
  4. Разработка и реализация целостной, комплексной инвестиционной политики. Необходимо создание фонда гарантирования инвестиций для малого предпринимательства с целью расширения среднего класса.
  5. Региональная политика государства. Сейчас в РФ необходима специальная политика формирования эффективной региональной структуры экономики. По нашему мнению, для роста общественного благосостояния благоприятна ситуация выравнивания уровня экономического развития по регионам.

В рамках централизованной командной экономики для уменьшения межрегиональных различий осуществлялось крупномасштабное перераспределение национального дохода. Несмотря на это, к началу либеральных реформ на долю 10 наиболее развитых субъектов Федерации приходились 40,1% общего объема валового продукта. А денежные доходы на душу населения в 10 наиболее «богатых» регионах превышали уровень замыкающей десятки субъектов Федерации в 2,86 раза. Сейчас доля валового производства первой десятки регионов увеличилась до 48%, а превышение уровня доходов проживающего в ней населения по сравнению с проживающими в замыкающей десятке - до 3,3 раз [6. С. 30].

Чрезмерная концентрация экономического потенциала и доходов  в небольшом количестве регионов грозит в перспективе превратить большую часть РФ в «экономическую пустыню» с уменьшением экономически активного населения и роста бюджетных расходов на поддержку территорий экономического бедствия. Такие регионы постепенно выпадут из системы межрегионального обмена, становясь неэффективными потребителями ресурсов, что приводит к дезинтеграции хозяйственных связей.

Основная задача региональных органов государственной власти и управления - обеспечение эффективного функционирования и развития на соответствующих  территориях социальной сферы; именно от успехов и неудач в этой области во многом зависит оценка населением качества государственного управления и регулирования. Однако, на наш взгляд, именно федеральная власть ответственна за достижение и воспроизводство в каждом субъекте Федерации некоторых общих стандартов уровня и качества жизни. Свою долю ответственности за все это несет и бизнес, функционирующий в каждом данном регионе и заинтересованный в социальной стабильности как элементе нормального предпринимательского и инвестиционного климата.

Итак, для процесса возрастания общественного благосостояния в РФ необходимо создать правовую, а также хозяйственную и институциональную базы, что является необходимым условием увеличения доходов малообеспеченных слоев в обществе и повышения общего уровня благосостояния. Без государственного регулирования этого процесса достижение данной задачи не может быть обеспечено в краткосрочном хозяйственном периоде.

 

Заключение

 

  1. Специфика содержания политических изменений в переходных обществах заключается в определяющей роли государственной власти в развитии открытости и гласности в деятельности как государственных институтов, так и институтов гражданского общества (политических партий, общественных организаций), формировании конструктивной политической оппозиции и политического плюрализма. Политический процесс представляет собой при этом совокупность относительно самостоятельных взаимодействий субъектов, связанных специфическими целями и интересами.
  2. Несоответствие гражданского общества новым условиям функционирования социальных систем является одной из особенностей трансформационных процессов в постсоветских обществах. При этом усиливается способность политики пронизывать все сферы жизнедеятельности общества (экономическую, социальную, духовную), в связи с чем политическую сферу в трансформирующихся постсоветских обществах необходимо рассматривать в тесном взаимодействии с частью социальных процессов. Несмотря на тесную взаимосвязь различных сфер общества, именно политическая сфера определяет сценарии трансформационных изменений, ее движущие силы и механизмы. Определяющее воздействие политической сферы на другие сферы жизни общества может быть эффективным или не эффективным, позитивным или негативным, но его не может не быть.
  3. Главным обстоятельством, предопределяющим значительное присутствие политической составляющей в других сферах жизнедеятельности общества, является становление гражданского общества. Его важной частью являются негосударственные структуры, образовавшиеся в различных сферах (экономической, политической, духовной) − союзы, ассоциации, общественные объединения, фонды, клубы − которые осуществляют защиту прав и интересов своих членов и пропаганду своих идей. Реализуя эти функции, гражданское общество вынуждено обращаться к государству с требованиями и запросами. Таким образом, государство вступает в отношения с множеством различных организаций, существующих автономно. Вместе с тем государство прямо или косвенно вмешивается в их внутреннюю жизнь, в значительной степени лишая самостоятельности. Развитие институтов гражданского общества в постсоветских государствах является необходимым условием сбалансированности трансформационных процессов и политической стабильности.
  4. Общей особенностью государств, возникших на постсоветском пространстве, является преобладание конструктивистского подхода к изменениям во всех сферах жизнедеятельности общества. Трансформационные изменения, происходящие в последние десятилетия, в большей мере развивают такой тип взаимоотношений между государством и обществом, который отдаляет рядовых граждан от участия в политической жизни. Единственным источником государственной власти, согласно постсоветским конституциям, является народ. Основным же источником изменений на практике является государственная власть. В отсутствие сложившихся демократических институтов и традиций народ в значительной степени становится пассивным объектом происходящих изменений. Связанное с этим нарушение обратных связей в государственном управлении снижает его эффективность и способствуе<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size:

Информация о работе Теории У. Ростоу