Теории У. Ростоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.

Файлы: 13 файлов

7541.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Впоследствии к этим выводам  пришли и основатель эконометрии  Рагнар Фриш, голландский экономист-математик, председатель Комитета планирования развития ООН Ян Тинберген, американский институционалист Джон Гэлбрейт. В своей книге «Новое индустриальное общество» Гэлбрейт утверждает, что достаточно освободить социалистическую экономику от контроля со стороны государственного планового аппарата и коммунистической партии, чтобы она стала как две капли воды похожа на «капиталистическую экономику без капитализма» [2]. Свой вклад в разработку теории конвергенции внесли многие экономисты и социологи: Раймон Арон, Питирим Сорокин и др. В частности, Сорокин отмечал, что будущее общество «не будет ни капиталистическим, ни коммунистическим». Оно явится «неким своеобразным типом, который мы можем назвать интегральным». «Это будет, - утверждал Сорокин, - что-то среднее между капиталистическим и коммунистическим порядками и образами жизни. Интегральный тип будет объединять наибольшее число положительных ценностей каждого из ныне существующих типов, но свободных от присущих им серьезных недостатков» [3].

Идеи сближения и как бы взаимопроникновения  двух различных общественных политико-экономических  систем, обоснование сходности условий их существования авторы и сторонники теории конвергенции пытались использовать в целях осуществления политики «наведения мостов», но более простая и популярная ортодоксальность «или-или», к сожалению, до сих пор побеждала.

Главная причина кажущегося поражения теории конвергенции состояла в том, что она применялась в целях прямо противоположных тем, для которых изначально предназначалась. Вместо того, чтобы предотвращать сомнительные псевдонаучные сравнения капитализма и социализма, данная теория использовалась для противопоставления СССР и США. В результате СССР бессмысленно, во вред всем, в том числе и России, разрушен. США в итоге также нанесен непоправимый вред, который в перспективе будет нарастать с трудно предсказуемыми последствиями. В действительности СССР и США имели свои сравнительные относительные и абсолютные достоинства и недостатки, которые можно было комбинировать так, чтобы достоинства усилить, а недостатки уменьшить. Теперь, как признается все большим числом россиян, во многих случаях России придется восстанавливать прежние достоинства СССР труднее и дольше, чем некогда они создавались.

На протяжении десятилетий теория конвергенции подвергалась сначала  антикапиталистической, а потом  антисоциалистической разрушительной критике на том основании, что она якобы не достигает поставленных целей - поглощения капитализма социализмом, как и наоборот - социализма капитализмом. Так, в 1969 г. в Лондоне был издан сборник статей американских советологов «Будущее советского общества». В заключительной статье сборника профессор социологии Принстонского университета Аллен Кассоф пытается рассмотреть перспективы развития Советского Союза. Смысл его выводов сводится к следующему: непредубежденному наблюдателю бросается в глаза не столько разница между советской и западной моделями индустриального общества, сколько их подобие. Но несмотря на внешнее сходство нужно говорить о социалистическом варианте индустриального общества, отличном от капиталистического. Поэтому Кассоф убежден: нет оснований рассчитывать, что Советский Союз неизбежно станет похожим на Запад, что произойдет конвергенция. В свою очередь Збигнев Бжезинский деловито и трезво отмечал: пока что сходство между двумя лагерями обнаруживается только в одежде, галстуках и обуви. Конечно, этого маловато даже для начала. Но, с другой стороны, достаточно ли таких поверхностных наблюдений, чтобы поспешить с выводом: «Я не верю в теорию конвергенции», - прямо говорил Бжезинский. Аналогичную точку зрения выразили в своих работах Г.Фляйшер, Н.Бирнбаум, П.Дракер и др. [3].

Таким образом, в общественных науках Запада длительное время сталкивались две противоположные оценки происходящих изменений. Первая - это теория конвергенции, которая оценивает эти изменения  как процесс встречного движения капитализма и социализма в результате близости их индустриальных основ. Вторая - это теория дивергенции, которая базируется на противоположных оценках и доказывает нарастающую противоположность систем капитализма и социализма [3].

При этом сегодня уже можно говорить о том, что теория конвергенции как учение, обосновывающее мирное сосуществование двух систем (капитализма и социализма), возможность и необходимость сглаживания экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом и их последующий синтез в некое «смешанное общество», после своего почти 25-летнего падения (в конце XX - начале XXI вв.) вновь начинает доминировать.

Закономерно, что само появление  теории конвергенции и ее быстрое  развитие с середины 1950-х гг. совпало  с периодом идеологического и военного противостояния двух общественно-политических систем - социализма и коммунизма, представители которых боролись между собой за передел мира, пытаясь насадить, нередко военным путем, свой порядок во всех уголках планеты. Противостояние, помимо отвратительных форм, которое оно принимало на политической арене (подкуп лидеров африканских стран, военное вмешательство и т. д.), несло человечеству угрозу термоядерной войны и глобального уничтожения всего живого. Передовые мыслители Запада все больше склонялись к мысли, что безумному соревнованию и военной гонке надо противопоставить нечто такое, что примирит две враждующие социальные системы. Так родилась концепция, согласно которой, заимствуя друг у друга все лучшие черты и тем самым сближаясь друг с другом, капитализм и социализм смогут ужиться на одной планете и гарантировать ее мирное будущее. В результате синтеза должно появиться нечто среднее между капитализмом и социализмом. Его назвали «третий путь» развития [5].

Вот как писал Дж.Гэлбрейт об объективных условиях конвергенции капитализма и социализма: «Конвергенция связана прежде всего с крупными масштабами современного производства, с большими вложениями капитала, совершенной техникой и со сложной организацией как важнейшим следствием названных факторов. Все это требует контроля над ценами и, насколько возможно, контроля над тем, что покупается по этим ценам. Другими словами, рынок должен быть не заменен, а дополнен планированием. В экономических системах советского типа контроль над ценами является функцией государства. Но ведь уже давно есть теория «субсидиарного» (вспомогательного) государства, которое берется за решение только тех задач и выполняет те функции, где рынок терпит фиаско и неэффективны действия гражданского общества. В США это управление потребительским спросом осуществляется менее формальным образом корпорациями, их рекламными отделами, агентами по сбыту, оптовыми и розничными торговцами. Но разница, очевидно, заключается скорее в применяемых методах, чем в преследуемых целях.

Индустриальной системе внутренне  не присуща способность обеспечить покупательную силу, достаточную  для поглощения всего, что она  производит. Поэтому она полагается в этой области на государство... В экономических системах советского типа также ведутся тщательные подсчеты соотношения между объемом получаемых доходов и стоимостью товарной массы, предоставляемой покупателям.

И, наконец, индустриальной системе  приходится полагаться на государство  в деле обеспечения обученными и  образованными кадрами, которые  стали в наше время решающим фактором производства. То же имеет место и в социалистических индустриальных странах» [1].

Говоря об условиях возникновения  теории конвергенции, ее сторонники указывали  на наличие по обе стороны «железного занавеса» и ряда других общих черт, свойственных современному им периоду: единое направление научно-технического прогресса, сходство в формах организации труда и производства (например, автоматизация), общие для развитых стран демографические процессы, многочисленные параллели по линии урбанизации, бюрократизации, массовой культуры и пр. Отмечались и прямые взаимовлияния, например, усвоение западными правительствами и крупными фирмами определенных элементов советского опыта планирования.

Политической причиной возникновения  теории конвергенции стали геополитические результаты второй мировой войны, когда на карте мира появились полтора десятка социалистических стран, тесно связанных между собой. Их население составляло свыше трети всех живущих на Земле. Формирование мировой социалистической системы привело к новому переделу мира - взаимному сближению ранее разобщенных капиталистических стран, разделению человечества на два полярных лагеря. Доказывая необходимость их сближения и реальную возможность конвергенции, некоторые ученые приводили в пример опыт Швеции, добившейся впечатляющих успехов как в области свободного предпринимательства, так и в сфере социальной защиты населения. Полное сохранение частной собственности при ведущей роли государства в деле перераспределения общественного богатства казалось многим социологам Запада воплощением подлинного социализма. При помощи взаимного проникновения двух систем сторонники этой теории намеревались придать социализму большую эффективность, а капитализму - гуманистичность.

Идея конвергенции оказалась в центре внимания после появления в 1961 г. известной статьи Я.Тинбергена, выдающегося голландского математика и экономиста, лауреата первой Нобелевской премии по экономике (1969). Он обосновывал необходимость преодоления разрыва между «богатым Севером» и «бедным Югом», считая, что, разрабатывая проблемы развивающихся стран, поможет исправлению пагубных последствий колониального угнетения и внесет свой посильный вклад в оплату долгов бывшим колониальным странам со стороны прежних метрополий, включая его собственную страну. В 1960-е гг. Тинберген являлся консультантом Всемирного банка, ООН и ряда стран «третьего мира», в 1966 г. стал председателем Комитета планирования развития ООН, оказав значительное влияние на формирование международной стратегии развития в 1970-е гг.

Идея синтеза двух противоположных социальных систем - демократии западного образца и  российского (советского) коммунизма - развивалась П.Сорокиным в 1960 г. в  статье «Взаимное сближение США  и СССР к смешанному социокультурному типу». Сорокин, в частности, писал о том, что дружба капитализма с социализмом наступит не от хорошей жизни. Обе системы находятся в глубоком кризисе. Упадок капитализма связан с разрушением его основ - свободного предпринимательства и частной инициативы, кризис коммунизма вызван его неспособностью удовлетворять элементарные жизненные потребности людей. Спасение СССР и США - двух лидеров враждебных лагерей - во взаимном сближении.

В СССР сторонником теории конвергенции был академик А.Д.Сахаров, посвятивший данной теории книгу «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). Сахаров неоднократно подчеркивал, что является не автором, а лишь последователем теории конвергенции: «Эти идеи возникли как ответ на проблемы нашей эпохи и получили распространение среди западной интеллигенции, в особенности после второй мировой войны. Они нашли своих защитников среди таких людей, как Эйнштейн, Бор, Рассел, Сцилард. Эти идеи оказали на меня глубокое влияние, я увидел в них надежду на преодоление трагического кризиса современности».

Возникшая несколько  позже концепция «социализма  с человеческим лицом» своими методологическими  корнями «уходит» в теорию конвергенции. Эта теория как руководство к  действию продолжает оказывать влияние  на европейцев и в XXI в. Либеральный капитализм в его первозданном виде их уже не устраивает. Именно поэтому в ведущих европейских странах - Франции, Великобритании, Германии и Италии на смену консервативным правительствам пришли социалисты и социал- демократы. Здесь уместно вспомнить, что в 2009 г. тогда еще президент США Билл Клинтон выступил с инициативой создания Общественного политического центра, который, объединив лучшие умы Америки, стал бы связующим звеном между правительствами и умеренными движениями Запада и Азии. Задача нового объединения заключалась в формировании «всемирной экономики с человеческим лицом». Это предполагало внедрение в рыночную экономику принципов социальной справедливости. «Третий путь» по-американски призван был утвердить руководящую роль США в мире в XXI столетии.

Теория дивергенции, противоположная  теории конвергенции, в свою очередь  утверждает, что между капитализмом и социализмом гораздо больше различий, чем сходств. И эти различия со временем усиливаются, никакого перетекания  или смешения между этими системами быть не может.

Существует и третья теория (так называемая концепция  модернизации), в соответствии с  которой две общественно-политические системы могут соединиться, но прежде они должны сильно видоизмениться, причем несимметричным образом: социализм должен приблизиться к идеалам рыночной экономики.

Здесь нельзя не сказать  и о парадоксальной концепции  Френсиса Фукуямы. Основываясь на теории конвергенции и исторических изменениях, происходивших в СССР, он сделал вывод о том, что с крахом коммунизма как исторически значимой общественной системы, из мировой истории удаляется последнее глобальное противоречие - противоречие между двумя системами. Фукуяма признал, что мир становится монополярным, поскольку ценности либеральной демократии теперь торжествуют там, где они ранее отрицались. Но, во-первых, признавая ценности либерализма, многие ученые и политики настаивают на сохранении многополярного мира (Е.М.Примаков, А.Д.Некипелов, С.Ю.Глазьев). Во-вторых, нужно признать и ценности планомерного устойчивого развития. Это признание происходит под влиянием глобального кризиса, продемонстрировавшего глубину объективно существующих противоречий рынка. Сочетание планомерности процессов конвергенции с их турбулентностью, характерное для условий глобального кризиса, отнюдь не упрощает эти процессы, а наоборот, резко усложняет. Однако становится все более очевидно, что конвергенция - реальный процесс, в котором находят форму движения многие объективно существующие противоречия общественного развития. Прежние представления о конвергенции требуют уточнения, а сам процесс - глубокого и всестороннего изучения.

 

2. Преобразование социально-трудовых отношений при переходе к современному обществу

 

В середине XX века уже  был сформирован ряд исследований1, в которых была произведена попытка представить общую модель развития человечества и открыть перспективы процесса мирового цивилизационного устройства. Известный американский социолог У.У. Ростоу в 1960 г. продекларировал социально-экономическую концепцию исторического цивилизационного развития, сформулировав её в своей книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест». Уолт Уитмен делит историю развития цивилизаций на пять стадий экономического роста: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига (промышленная революция), стадия зрелости и эра господствующего массового потребления. Основную роль в развитии общества, по мнению Ростоу, играют технико-экономические показатели.

Смысл технологического детерминизма лежит и в основе теории индустриального общества. Сам создатель этой теории французский политолог и социолог Раймон Арон в работе «Лекции по индустриальному обществу», изданной в 1964 г., рассмотрел неидеологическую теорию общества и вынес на обсуждение тезис о взаимодействии техники и общества. Р. Арон утверждает, что социальный прогресс характеризуется переходом от традиционного общества (аграрного) к передовому индустриальному. При всем этом, он считал, что единое индустриальное общество способно на безграничное прогрессивное развитие.

Информация о работе Теории У. Ростоу