Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, дипломная работа
Исходя из поставленной цели, задачи настоящей выпускной квалификационной работы:
рассмотрение сущности товарооборота;
изучение роли товарооборота и его значения в экономике;
рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, анализ его изменений в динамике;
изучение методики анализа влияния факторов на объем товарооборота;
поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии, расчет их экономического эффекта.
Введение 3
1. Теоретические аспекты розничного товарооборота и путей его увеличения 8
1.1. Сущность розничного товарооборота, его роль и значение 8
1.2. Факторы, влияющие на объем и структуру розничного
товарооборота 14
1.3. Методы планирования и анализа розничного товарооборота 20
2. Анализ розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма
«Артур М» 32
2.1. Организационно – экономическая характеристика 32
2.2. Анализ финансово – экономических показателей деятельности 40
2.3. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота 44
2.4. Факторный анализ розничного товарооборота 48
3. Увеличение розничного товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма « Артур М» 55
3.1. Основные направления увеличения розничного товарооборота 55
3.2. Многофакторная модель товарооборота 60
3.3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота и
обоснование их экономической эффективности 69
Выводы и предложения 83
Список использованной литературы 89
5.Устойчивость финансового положения и выполнения плана товарооборота в значительной степени зависят от обеспеченности предприятия товарными запасами. Поэтому важным шагом анализа является определение оптимального размера товарных запасов. Рассчитать плановую сумму товарных запасов можно экономико-статистическим методом.
Норма товарных запасов (Нтз.дн) определяется в днях оборота. Расчет нормы представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов в млн. руб. (ТЗпл) получил название планирования. Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой. Связь между ними представлена следующей формулой:
Нтз.дн = ТЗпл / Орто.пл , (3.6)
где ТЗпл – товарные запасы плановые, тыс. руб.,
Орто.пл – плановая сумма однодневного товарооборота, тыс. руб.
В таблице 3.15. будут произведены расчеты плановой суммы товарооборота на 2012, с учетом ранее полученных данных и округленния планового товарооборота до 23% .
Таблица 3.15 - Расчет плановой суммы товарооборота на 2012 г.
В тысячах рублей
Годы |
Товарооборот, тыс. руб |
Темп прироста, % |
Условные обозначения |
2009 |
19754 |
13,01 |
К1 |
2010 |
25426 |
28,7 |
К2 |
2011 |
35179 |
38,4 |
К3 |
2012пл |
43270 |
23 |
Кпл |
Таким образом, в соответствии с расчетом, плановый объём товарооборота ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» на 2012 г. должен составить 43270 тыс. руб. Рассчитаем норматив товарных запасов на 2010 г., для этого составим таблицу 3.16.
Таблица 3.16 - Расчет норматива товарного запаса на 2012 г. экономико-статистическим методом
Годы |
Товарооборот, тыс. руб. |
Товарные запасы |
Условные обозначения | |
тыс. руб. |
дни | |||
2009 |
19754 |
4301 |
79,47 |
К1 |
2010 |
25426 |
4908 |
70,12 |
К2 |
2011 |
35179 |
5304 |
55,03 |
К3 |
2012пл |
43270 |
5145 |
42,81 |
Кпл |
К1ср = (79,47 + 70,12) / 2 = 74,8
К2ср = (70,12+ 55,03) / 2 = 62,58
Д = (62,58 – 74,8) / (2 – 1) = - 12,22 дня
Кпл = 55,03 + (-21,22) = 42,81 дня
Норма товарных запасов
на планируемый год составила 42,
Рассчитаем плановую сумму товарных запасов на 2012 г.
ТЗпл = 43270 / 360 *42,81 = 5145 тыс. руб.
Сумма товарооборота будет обеспечивать норматив запасов в днях, определенный для плановой суммы товарооборота на 2012 г., при этом обеспечивая ускорение оборачиваемости товарных запасов по сравнению с отчетным 2011 г.
Далее проведен прогноз деловой активности ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» на 2012 год (Таблица 3.17).
Таблица 3.17 - Прогноз деловой активности на 2012 года
Показатели |
отч. год |
прог. год |
Отклонение (+,-) |
Коэффициент оборачиваемости активов |
3,42 |
4,24 |
0,82 |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
13,76 |
16,93 |
3,17 |
Коэффициент оборачиваемости собственных средств |
50,76 |
62,44 |
1,23 |
По данным таблицы 3.21 стоит отметить что, согласно прогноза, все показатели деловой активности организации значительно увеличились, эти изменения следствие увеличения выручки на 23%.
Экономический эффект реализации мероприятий по повышению товарооборота предполагается в виде получения дополнительной чистой прибыли на сумму 3664,42 тыс. руб.
Следствием роста прибыли ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М»станет увеличение общей рентабельности продаж на 7,51 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Товарооборот – это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени.
Объем товарооборота
является основным валовым показателем
деятельности предприятия торговли,
который характеризует
Цель выпускной
Для этого сначала
в научно-исследовательском
Далее в аналитическом разделе проведен анализ работы предприятия за последние три года. Анализ показал, что в целом предприятие прибыльно, однако снижение покупательского спроса, значительное увеличение цен и низкий рост заработной платы в короткий срок может привести уже к убыточной работе предприятия.
Из анализа финансового состояния предприятия видно, что у предприятия недостаточно собственных оборотных средств. Однако, коэффициент текущей ликвидности равен нормативу, а коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами ниже норматива, что позволяет признать структуру бухгалтерского баланса удовлетворительной.
Проведен анализ структуры и изменений в валюте баланса, валюта баланса увеличилась в 2011 году на 3080 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом. По активу баланса можно видеть увеличение внеоборотных активов на 1072 тыс. руб., тогда как оборотные активы выросли на 2008 тыс. руб. Рост оборотных активов произошел в 2011 году в основном за счет увеличения товарно-материальных запасов на 1488 тыс. руб. и роста дебиторской задолженности. Это отрицательный факт, поскольку омертвление денежных средств в дебиторской задолженности и товарно-материальных ценностях требует дополнительных источников финансирования. Объем денежных средств в отчетном году сократился на 43 тыс. руб. и составил 334 тыс. руб.
Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом краткосрочных обязательств, их доля в течении анализируемого периода увеличилась – с 89,86% до 93,26%. Заёмные средства в ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» представлены кредиторской задолженностью, которая в относительном исчислении снизилась на 1,13% и составила 67,89% или 6977 тыс. руб. и краткосрочными займами и кредитами, которые выросли в отчетном году на 1107 тыс. руб. и составили на конец года 2607 тыс. руб. Долгосрочных обязательств у предприятия нет.
Все показатели рентабельности снизились. Так, рентабельность реализации сократилась с 2,26% до 0,42%. Рентабельность активов также снизилась с 7,99% до 1,42%.
Коэффициент текучести кадров в 2010 году снизился на 0,01. Коэффициент постоянства персонала вырос в 2011 году и составил 0,82. Коэффициент замещения также вырос с 0,08 до 0,11.
Анализ текучести персонала показал, что на предприятии ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» текучесть невысокая, так как персонал подбирается таким образом, чтобы в организации не возникало потребности в новых людях.
Динамика товарооборота в течение 4 лет постоянно растет. В 2008 году товарооборот составил 17480 тыс. руб., а в 2009 году произошло повышение объема товарооборота до 19754 тыс. руб. В 2010 и 2011 году товарооборот также вырос и составил 25426 тыс. руб. и 35179 тыс. руб. соответственно.
Эффективность использования товарных ресурсов снижена как по сравнению с планом, так и в динамике. Фактический объем товарных ресурсов за 2011 г. увеличился на 396 тыс. руб. по отношению к уровню 2010 г. (что составило 108%) и на 746 тыс. руб. снижен по отношению к плану (87,67%).
Объем товарных ресурсов на один рубль товарооборота имеет обратную динамику, так механизм расчета данного показателя прямо противоположен механизму расчета объема товарооборота, приходящегося на 1 рубль товарных ресурсов. Так к 2011 году увеличен по сравнению с предыдущим на 28%.
На товарооборот также оказывают влияние такие факторы, как товарооборачиваемость, размер средних товарных запасов.
При оценке потенциала персонала выяснилось, что на предприятии степень мастерства выше среднего, применяется сдельная оплата труда, низкая текучесть кадров, а обучение и переподготовку персонал проходит в соответствии с разработанным графиком. Предпочтение при найме на работу отдается кандидатам, имеющим стаж работы и высшее образование, также первые 1-2 месяца принятые работники работают в статусе испытуемых.
Таким образом, деятельность
ООО «Внешнеторговая фирма «
В связи с вышесказанным в исследовании стояла задача прогнозирования товароборачиваемости торгового предприятия ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М», для этого была построена экономико-математическая «модель товарооборота предприятия».
В результате получен прогноз товарооборота предприятия ООО «Внешнеторговая фирма « Артур М» на 2012 год – 41250,72 тыс. рублей, что на 17,5% больше чем в 2011 году, который в последующем был округлен до 23% - 43270 тыс. рублей. Вероятность прогноза составила 95%, то есть в 95 случаях из 100 прогноз выполнится.
Увеличение товарооборота возможно только при использовании системного подхода к управлению всеми видами ресурсов, имеющихся в распоряжении организации торговли в полном объеме. ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» на 2012 год имеет два направления развития предприятия.
Первое направление включает в себя систему стимулирования сбыта продукции скидки потребителям и оставление рекламной кампании на 2012 год, далее пересмотр действующей системы мотивации. Связь цены и спроса способствует повышению качества решений менеджмента в области ценообразования продукции.
Для ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» предлагается усовершенствовать систему действующих на предприятии скидок – добавить скидки с учетом сезонности продукции и добавить скидки при увеличении объема заказа, чтобы сохранить среднюю цену на уровне 5,9 тыс. руб. и привлечь большее число потребителей. Предоставление скидок за срочность и увеличение объема продаж оправданно, когда компания нуждается в ускорении оборачиваемости денежных средств. Зачастую потребности в расчете скидки для каждой конкретной сделки нет, поэтому можно предложить создание сетки скидок на предприятии.
В связи с тем, что план продаж в 2011 году не до выполнен на 4%, а в 2012 году ожидается увеличения плана на 17%, целесообразно разработать новую систему мотивации торгового персонала с учетом приведенного анализа
Чтобы определить степень значимости факторов мотивации труда ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М», был проведен письменный опрос сотрудников предприятия. В анкетном опросе участвовали как руководящие сотрудники: заместитель директора по вопросам экономики, товаровед, так и продавцы – кассиры и продавцы – консультанты.
Системы оплаты труда разработалась и вводится именно потому, чтобы повысить результативность труда, отдачу. Происходит инвестирование, вкладывание денег в людей в виде затрат, премий с целью конкретной отдачи – повысить объем продаж, объем прибыли.
Для достижения эффективности торгового обслуживания ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» необходимо постоянно изучать покупательский спрос, что поможет правильно и качественно организовать торговое обслуживание покупателей. Данному предприятию необходимо усовершенствовать все звенья комплекса продвижения. Далее произведен расчет, для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, которые в последствии будут реализованы.
Для расчета рекламного бюджета ООО «Внешнеторговая фирма «Артур М» был использован метод целей и задач.
Информация о работе Розничный товарооборот и пути его увеличения