Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:01, курс лекций
бухгалтерский учет
Организация учета во вспомогательных производствах зависит от их вида, выполняемых функций, характера технологического процесса, объема производства и организационных форм управления. В зависимости от технологического процесса выпускаемой продукции вспомогательные производства делятся на простые и сложные. Простые вспомогательные производства (котельные, транспортные хозяйства) вырабатывают несложную однородную продукцию. В простых производствах не бывает незавершенного производства. Сложные производства выпускают разнородную продукцию, оказывают услуги по заказам. Поэтому, все расходы в сложных вспомогательных производствах делятся на прямые и косвенные, на конец месяца могут оставаться остатки незавершенного производства.
Прямые расходы связаны с непосредственным выпуском продукции и собираются по Д-т 23 и К-т разных счетов 10 ( стоимость материалов со склада(; 70 (заптраты по оплате труда рабочих вспомогательных производств); 69/1; 76/1 (обязательное страхование); 60 (стоимость услуг подрядчиков); 02 (амортизация средств вспомогательных производств).
Косвенные расходы связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, в течении месяца собираются на счетах 25, 26, а затем в конце месяца после распределения включаются (списываются) в себестоимость продукции вспомогательных производств:
Д- 23 и К-т 25, 26.
В конце месяца определяется фактическая себестоимость продукции вспомогательных производств, распределяется между основными потребителями и списывается записью:
Д-т 20, 25, 26 и К-т 23 (отнесение расходов вспомогательных производств в себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг)).
Изготовленная вспомогательными производствами продукция, предназначенная для реализации, переданная на склад приходуется проводкой Д-т 43 и К-т 23.
Списание себестоимости полуфабрикатов, изготовленных собственным вспомогательным производством: Д-т 21 и К-т 23.
Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) при реализации сторонним организациям (без хранения на складе) списывается записью: Д-т 90/2 «Себестоимость реализации» и К-т 23.
Аналитический учет по счету 23 ведется по видам производств и должен обеспечивать возможность получения информации о себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг).
Остаток по счету 23 отражает на конец месяца стоимость незавершенных во вспомогательном производстве работ, услуг.
Учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
Для фактических расходов ремонтных подразделений организации по текущему и капитальному ремонту основных средств предназначен активный субсчет 23/3 «Ремонт основных средств» по Д-т которого накапливаются расходы на содержание и эксплуатацию оборудования: расходы по полуфабрикатам, материалам и др, используемым во вспомогательном ремонтном производстве К-т 10); расходы на ЗП (к-т 70); отчисления по социальному страхованию (К-т 69/1); амортизируемых отчислений (к-т 02); услуг сторонних организаций К-т 60); прочих.
После завершения ремонтных работ расходы по их проведению списываются в зависимости от погашения источника:
1. Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов» и К-т субсчета 23/3 – списание себестоимости ремонта за счет сформированного резерва. ……стр. 446 Формирование резерва производится ежемесячно с одновременным включением этих сумм в себестоимость в размере 1/12 части от годовой суммы расходов по плановой смете затрат исходя из технического состояния парка основных средств организации и отражается записью: Д-т 20 и К-т 96.
2. Д-т 97 и К-т 23/3 списание себестоимости ремонта в состав расходов будущих периодов. Это в случае если расходы по проведению ремонта занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции, а резервный фонд не предусмотрен.
3. Д-т 20 и К-т 23/3 – списание себестоимости ремонта в себестоимость продукции. Это в случае если удельный вес ремонта в себестоимости продукции незначительный и не предусмотрен резервный (ремонтный ) фонд.
Остаток по субсчету 23/3 на конец месяца отражает стоимость незавершенного ремонта основных средств.
Обслуживающие производства.
Обслуживающие производства и хозяйства – это структурные подразделения организации, деятельность которых не связана непосредственно с выпуском продукции, осуществляемой организацией в порядке ее основной деятельности. В функции этих подразделений входит обслуживание бытовых нужд, оздоровление, культурно-просветительные мероприятия и другие виды затрат непроизводительного характера.
Учет ведется по Д-т активного счета 29, к которому предусмотрены субсчета 29/1 – 29/7 – отражение фактической себестоимости.
В конце отчетного периода расходы списываются в зависимости от источника погашения расходов либо оприходование материальных ценностей записями:
10 29 – списание стоимости материалов изготовленных в обслуживающих производствах
43 29 – списание себестоимости изготовленной продукции в обслуживающих производствах и отправленных на склад.
90/2 29 списание себестоимости продукции при реализации их сторонним организациям
92/2 29 списание сумм расходов обслуживающих производств на внереализационные расходы (спортивно-оздоровительные, медицинские, культурные, просветительные, развлекательные услуги, содержание жилищного фонда.
Вопрос 3. Учет и распределение расходов на управление (общехозяйственных и общепроизводственных).
Расходы, которые образуются в связи с организацией и обслуживанием производства и управлением им называются накладными. Эти расходы представляют постоянную величину и могут изменяться (увеличиваться или уменьшаться) при изменении деловой активности предприятия. К таким расходам относятся:
1) По управлению предприятием (административно-
2) Общепроизводственного характера – общепроизводственные (ОПР);
3) Непроизводственные (незапланированные).
Общепроизводственные (ОПР) связаны с обслуживанием только производственных подразделений и могут быть соотнесены с продукцией (работами), изготавливаемой этими подразделениями (механический цех, литейный цех, цех обмотки гальванический цех, сборка и др). ОПР включают в себя:
1. Затраты, связанные с ремонтом и содержанием основных средств производственного назначения;
2. Начисление амортизации по данным основным средствам;
3. Содержание транспорта производственного назначения;
4. Расходы по страхованию имущества производственного назначения;
5. Расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений;
6. Стоимость услуг сторонних организаций;
7. Другие аналогичные по назначению расходы.
Общая сумма расходов общепроизводственного назначения образуется начислением по Д-т 25 «Общепроизводственные расходы» всех расходов этого назначения, а в конце отчетного периода распределяется между видами выпускаемой продукции (работ, услуг) и списывается проводкой Д-т 20 «Основное производство» и К-т 25 «Общепроизводственные расходы», т. е. включается в производственную себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) по видам.
Счет 25 используют производственные организации с цеховой структурой управления. Организации с бесцеховой структурой управления общепроизводственные расходы могут учитывать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Общехозяйственные (ОХР) невозможно соотнести с производством какой-либо группы продукции, они связаны с управлением организацией в целом и всеми производственными процессами. Они включают в себя:
1. Заработную плату работников управления (администрации) (К-т 70);
2. Отчисления в ФСЗН, Белгосстрах на заработную плату работников управления (69/1, 76/2);
3. Затраты на служебные командировки (К-т 71);
4. Почтовые, телефонные, канцелярские расходы (К-т 60) ;
5. Расходы по оплате информационных, консультационных, аудиторских услуг (К-т 60);
6. Амортизация административных зданий, управленческого оборудования (К-т 02);
7. Затраты по повышению квалификации (К-т 60);
8. Затраты по эксплуатации транспорта, обслуживающего управленческий аппарат (К-т 23) ;
9. Арендную плату за имущество общехозяйственного назначения (К-т 76);
10. Расходы на содержание охраны и другие управленческие расходы .
Начисляются расходы по Д-т 26 «Общехозяйственные расходы», в конце отчетного периода списываются и включаются в себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) бухгалтерской записью: Д-т 20 «Основное производство» и К-т 26 «Общехозяйственные расходы». Общая сумма ОХР распределяется по видам продукции (работ, услуг) согласно методики, оговоренной в учетной политике организации:
Либо пропорционально заработной плате основных производственных рабочих;
Либо пропорционально стоимости сырья и материалов, использованных в основном производстве;
Либо пропорционально производственной себестоимости.
ОХР, при наличии соответствующего условия в учетной политике организации, могут и списываться на счет реализации бухгалтерской записью: Д-т 90/2 «Себестоимость реализации» и К-т 26 «Общехозяйственные расходы».
Посреднические операции (дилерские, брокерские, комиссионерские) начисляются по Д-т 26 и К 60 и списываются на счет реализации: Д-т 90/2 и К-т 26.
К непроизводственным затратам относятся:
1. Потери от простоев по вине предприятия;
2. Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли (Д 20 и К 94);
3. Недостачи сверх норм естественной убыли, но при отказе суда о взыскании с виновников (Д 92/2 и К 94);
4. Пени, штрафы, неустойки.
Непроизводственные затраты начисляются в Д 91/2 «Операционные расходы»; 92/2 «Внереализационные расходы» и списываются за счет финансовых результатов предприятия.
Вопрос 4. Учет производственных потерь (брака)
Брак - это продукция, полуфабрикаты, узлы, детали, имеющие дефекты не соответствующие по качеству установленным стандартам и техническим условиям, не подлежащие использованию по прямому назначению или используемые лишь после дополнительных затрат на устранение дефектов.
Различают брак: 1. Внешний и внутренний;
2. Исправимый и неисправимый.
Для оформления брака может быть проведено административное расследование.
Выявленный в производстве брак оформляется актом о браке комиссией постоянно действующей на предприятии или создаваемой единовременно по приказу руководителя организации.
Решение о наличии или отсутствии виновных в возникновении брака лиц, о порядке списания расходов по устранению брака принимает руководитель на основании представленных комиссией документов.
Виновным может быть: 1. Поставщик сырья, материалов и тогда выставляются претензии и возмещение в соответствии с заключенным договором; 2. Работник и тогда материальная ответственность может быть полной (ущерб причинен в состоянии алкогольного опьянения, умышленная порча) или ограниченной.
Два вида возмещения потерь как физическими так и юридическими лицами: добровольно или через суд.
Для аккумулирования (суммирование) и обобщения информации о потерях от брака и списания этих расходов, предназначен калькуляционный счет 28 «Брак в производстве».
При этом формируются следующие записи:
1) Д-т 28 и К-т 20, 23 – списание фактической себестоимости бракованных изделий, выявленных в основном или вспомогательном производстве.
2) Д-т 28 и К-т 70, 69/1, 68/1, 76/2 включение в затраты по устранению брака расходов по оплате труда и др. сопутствующих расходов;
3) Д-т 28 и К-т 10 – включение в расходы по устранению брака стоимости используемых сырья, материалов;
4) Д-т 28 и К-т 02, 05 – включение в расходы по устранению брака амортизации внеоборотных активов;
5) Д-т 28 и К-т 60 – включение в расходы по устранению брака услуг сторонних организаций;
6) Д-т 28 и К-т 71 – включение расходов подотчетных лиц в расходы по устранению брака расходов подотчетных лиц.
Собранные на счете 28 расходы распределяются по источникам списания в зависимости от причин возникновения брака и порядка возмещения потерь:
1) К-т 28 и Д-т 10, – оприходование материалов (металлолом, ветошь, дрова и др.), забракованной продукции по цене возможного использования;
2) К-т 28 и Д-т 73/2 – списание потерь от брака на конкретного виновника;
3) К-т 73/2 и Д-т 50, 70 – погашение сумм расходов по браку путем внесения в кассу или путем удержания из заработной платы;
4) К-т 28 и Д-т 76/3 «Расчеты по претензиям» - списание сумм расходов по устранению брака, выставленных в претензию поставщику недоброкачественного сырья;