Бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

бухгалтерский учет

Файлы: 11 файлов

Учет денежных средств.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет затрат на производство.doc

— 176.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет источников собственных средств.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет кредитов, займов.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет нематериальных активов.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет основных средств.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)


Тема: «Учет основных средств»

1. Основные средства, их классификация и оценка. Синтетический и аналитический учет.

2. Учет поступления основных средств.

3. Учет износа и расчет амортизации основных средств.

4. Учет ремонта, реконструкции и модернизации основных средств.

5. Учет выбытия основных средств.

6. Отражение в учете переоценки  и результатов инвентаризации основных средств.

 

Вопрос 1: Основные средства, их классификация и оценка. Синтетический и аналитический учет.

В процессе производства предметы труда превращаются в продукт труда с помощью использования средств труда, т. е. орудий производства или основных средств.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА (ОС) – это стоимостное выражение средств труда, являющихся продуктом труда, многократно использующихся в производственных процессах, постоянно изнашивающихся и в суммах этого износа переносящих свою стоимость на готовую продукцию (работы, услуги).

Основные средства используются в хозяйственной деятельности в течение длительного времени – более 12 месяцев.

 

Единая типовая классификация основных средств, утвержденная Министерством по анализу и статистике:

1. По отраслевому признаку -  стоимость основных средств в каждой отрасли:

– промышленность (машиностроение, легкая промышленность, химическая промышленность и т. д.);

– сельское хозяйство;

– транспорт и связь;

– и т. д.

2. По назначению:

- производственные ОС основной деятельности;

- производственные ОС вспомогательных производств;

- непроизводственные ОС.

3. По натурально-вещественному составу ( по видам):

1) Здания (производственные – здания цехов; складские – здания складов; административно-хозяйственные – здания заводоуправления, гаражи);

2) Сооружения (насосные станции, дымовые трубы, водонапорные башни, мосты, автомобильные дороги);

3) Передаточные устройства (электрические, тепловые и газовые сети, трубопроводы, трансмиссии);

4) Машины:

а) силовые машины и оборудование (генераторы, двигатели, трансформаторы, ядерные реакторы);

б) рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, сварочное оборудование, кузнечные и прессовые машины);

в) измерительные (амперметры, весы, водомеры);

г) вычислительные техника (персональные компьютеры, оргтехника);

д) прочие машины и оборудование (пожарные машины, оборудование телефонных станций).

5) Транспортные средства (электровозы, вагоны, автомобили (легковые, грузовые), суда);

6) Инструменты (электродрели, отбойные молотки, электровибраторы);

7) Хозяйственный инвентарь (офисная мебель, сейфы (несгораемые ящики), множительные аппараты);

8) Многолетние насаждения (озеленительные и декоративные насаждения);

9) Прочие основные средства (библиотечные фонды, музейные ценности).

4. По принадлежности:

- собственные;

- арендованные.

5. По признаку использования (обеспечивает исчисление сумм амортизации):

- находящиеся в эксплуатации (действующие);

- в реконструкции и техническом перевооружении;

- в запасе (резерве);

- на консервации.

 

Оценка основных средств

В бухгалтерском учете основные средства находят выражение в денежной оценке и среди всех активов организации занимают значительный удельный вес.

ОЦЕНКА – это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и вносится в баланс и в отчет о прибылях и убытках.

Необходимо выделять:

1. Первоначальную стоимость – это сумма фактических затрат на строительство и приобретение объекта основных средств.

2. Восстановительную стоимость – это стоимость основных средств после переоценки.

3. Остаточная стоимость – фактическая реальная стоимость основных средств после переоценки.

По существующему положению ОС в бухгалтерской отчетности (в том числе в балансе) отражаются по первоначальной стоимости (оценке). Основные средства подлежат последующей оценке в случаях достройки, дооборудования (реконструкция, модернизация), переоценки или частичной ликвидации. Для реальной оценки активов периодически в соответствии с указаниями финансовых органов проводят переоценку ОС по восстановительной стоимости. Остаточная стоимость представляет собой первоначальную (восстановительную) стоимость за вычетом сумм износа (амортизации) по объектам основных средств. Амортизацию ОС отражают в бухгалтерском учете обособленно от их первоначальной стоимости (счет 02).

 

Оценочная стоимость для отнесения объекта оценки к основным средствам не менее 30 средне базовых величин. 35000 * 30 = 1050000 бел. руб. В противном случае относят такие объекты на счет 10 «Материалы», но с учетом срока использования не более 12 месяцев.

 

Синтетический и аналитический учет основных средств

Для синтетического учета ОС применяют активный счет 01 «Основные средства». На этом счете учитываются ОС после введения их в эксплуатацию по их первоначальной стоимости (восстановительной) стоимости.

Аналитический учет по счету 01 ведется по видам, принадлежности, признаку использования и назначению основных средств. При разработке рабочего плана счетов субъекты хозяйствования для обособленного учета ОС могут предусмотреть к счету 01 субсчета: например, 01/1 «Основные средства в организации»; 01/2 «Основные средства в ремонте»; 01/5 «Основные средства, сданные в аренду» и т. д. Для учета выбытия ОС (продажа, списание, частичная ликвидация и др.) открывается отдельный субсчет, который в рабочем плане может иметь, например, номер 01/9 «Выбытие основных средств».

НДС, включенный в закупочную стоимость ОС и принятый к оплате, учитывается  у предприятия-покупателя отдельно от стоимости ОС на активном счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам и услугам» и называется входящий НДС (схема 1), к которому предусмотрены субсчета: 18/1 – 18/4 (см. Типовой план счетов).

Схема 1. Поступление материальных ценностей

Поставщики и подрядчики (К-т 60) = Цена (Д-т 07,08,10) + НДС (Д-т 18) – НДС к вычету при расчетах с бюджетом (Д-т 68).

По мере расчетов с поставщиками основных средств, ТМЦ, услуг, работ, бюджетом сумма оплаченного НДС принимается к вычету. Поэтому необходимо иметь информацию об НДС, подлежащем оплате и оплаченном. Для этого рабочим планом счетов в организации вводятся дополнительные субсчета:

18/11 «НДС по приобретенным основным средствам, подлежащий оплате»

18/12 «НДС по приобретенным основным средствам, оплаченный»

 

18/31 «НДС по приобретенным ТМЦ, работам, услугам, подлежащий оплате»

18/32 «НДС по приобретенным ТМЦ, работам, услугам, оплаченный»

 

 

Для учета затрат во всех случаях, предусматривающих поступление и постановку на учет объектов внеоборотных активов длительного пользования (сроком более одного года) предназначен активный счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», по которому для обособленного учета затрат по поступлению различных внеоборотных активов Типовым планом счетов предусмотрены субсчета: 08/1 – 08/9. По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» собирается информация о фактических затратах по строительству и иному приобретению объектов ОС и нематериальных активов, т. е. формируется их первоначальная стоимость. Сформированную первоначальную стоимость объектов ОС, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывают с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства». Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину капитальных вложений предприятия во внеоборотные активы (в частности в незавершенное строительство).

 

Схема 2. Формирование стоимости основных средств и ее списание

 

1) Д-т 08        К-т 60, 10, 07, 70, 69, 68, 75, 66, 67,98/2, 86                                     

2) Д-т 01        К-т 08

 

При приобретении оборудования его стоимость (без НДС) отражается по дебету активного счета 07 «Оборудование к установке», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении оборудования (технологического, энергетического, производственного и др.), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся объектах. Этот счет используют организации-застройщики. К оборудованию, требующему монтажа, относится вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту и др. конструкциям зданий, а также запасные части такого оборудования. Оборудование, признаваемое в качестве самостоятельного объекта ОС, на счете 07 «Оборудование к установке» не отражается. При установке приобретенного оборудования (при передаче в монтаж) стоимость оборудования списывается с кредита счета 07 « Оборудование к установке в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом, если строительство осуществляется подрядным способом, подрядчик принимает это оборудование на забалансовый учет по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

 

Изменение стоимости основных средств в результате их изнашивания в процессе эксплуатации отражают на контрактивном (пассивном) регулирующем счете 02 «Амортизация основных средств».

 

На счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" отражается информация о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности (далее - материальные ценности), предоставляемые организацией во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

На этом счете учитываются материальные ценности, сдаваемые в аренду, приобретаемые для передачи в лизинг, а также предметы проката.

Материальные ценности, приобретенные организацией (поступившие) для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение, включая расходы по доставке, монтажу и установке по дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Амортизация такого имущества учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств" обособленно. Аналитический учет по счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" ведется по видам материальных ценностей, по арендаторам и по отдельным объектам материальных ценностей.

Для учета выбытия (продажа, списание, частичная ликвидация, безвозмездная передача и др.) материальных ценностей, учитываемых на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", открывается субсчет "Выбытие материальных ценностей" в дебет которого переносится стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" в дебет счета 91 "Операционные доходы и расходы", при безвозмездной передаче - в дебет счета 92 "Внереализационные доходы и расходы".

 

 

Вопрос 2: Учет поступления основных средств.

     Процесс расширенного воспроизводства требует непрерывного пополнения и обновления основных средств, которое может происходить в следующих формах:

 

Поступление основных средств

( (дебет счета 08))

1. Сооружение или изготовление (первоначальная стоимость - стоимость изготовления).

2. Приобретение за плату у других субъектов хозяйствования и физических лиц (первоначальная стоимость - сумма расходов на приобретение).

3. Получение по договору дарения от других субъектов хозяйствования и в пределах одного собственника (первоначальная стоимость - рыночная стоимость).

4. Целевое финансирование (первоначальная стоимость - рыночная стоимость).

5. Внесение учредителями в счет вкладов в уставный фонд (первоначальная стоимость - денежная оценка экспертной комиссии).

6. Оприходование излишков в результате инвентаризации (первоначальная стоимость - денежная оценка экспертной комиссии).

 

Документальное оформление поступления основных средств

1. Поступление ОС оформляют Актом о приемке-передаче объекта ОС (ф. ОС -1). Составляется комиссией на каждый принимаемый объект в 2-х экземплярах. В акте указывают первоначальную стоимость объекта и его основные технические показатели. К акту прилагают техническую документацию. Общий акт на несколько объектов составляется лишь в случае. Если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты под ответственность одного и того же лица.

2. Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС (ф. ОС – 3).

3. Внутреннее перемещение ОС из одного подразделения в другое, передача со склада в эксплуатацию оформляются накладной на внутреннее перемещение ОС.

Учет производственных запасов.doc

— 215.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет расчетных операций.doc

— 72.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет труда и заработной платы.doc

— 122.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет финансовых вложений.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Учет финансовых результатов.doc

— 142.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Бухгалтерский учет