Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:01, курс лекций
бухгалтерский учет
2. Нелинейный способ начисления амортизации
Заключается в неравномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.
Применяется для: передаточных устройств, машин, механизмов, вычислительной техники, оргтехники, транспортных средств со сроком службы более 3-х лет и др. Не распространяется на: уникальную технику и оборудование, транспортные средства и оборудование со сроком службы менее 3-х лет, предметы интерьера, офисную мебель.
Нелинейный способ по методу суммы чисел лет
Агод = АС * На / 100 , (3.3)
где ЧОЛ – число лет, остающихся до конца срока службы объекта;
СЧЛ – сумма числа лет срока службы объекта.
ЧОЛ = СПИ – i + 1, где i – номер года эксплуатации
Пути расчета СЧЛ:
1. СЧЛ = 1 + 2 + 3 + 4 = 10, если срок полезного использования объекта СПИ = 4 года.
2. СЧЛ = (СПИ*(СПИ + 1)) / 2, т.е. если СПИ = 4 года, то СЧЛ = (4* (4 + 1)) / 2 = 10.
Норма амортизации в i-ый год эксплуатации объекта ОС:
Наi = (СПИ – i + 1) / СПИ! или Наi = 2 *(СПИ – i + 1) / (СПИ*(СПИ+1))
Нелинейный способ по методу уменьшаемого остатка
Годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало года недоамортизированной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (до 2,5 раза), принятого организацией.
Недоамортизированная стоимость – разность амортизированной стоимости и суммы, начисленной до начала отчетного года амортизации.
А2-й год = (АС – А1-й год)*На / 100;
А3-й год = (АС - А1-й год - А2-й год)*На / 100;
…………….. и т. д.;
Аn (последний год) = (АС – А1-й год – А2-й год – А3-й год – … – А(n- 1)) / 100;
На = (1/СПИ) * 100% * К, (3.5)
где А1-й год, А2-й год и т. д. – амортизационные отчисления за год;
n – срок полезного использования объекта (СПИ),
К – коэффициент ускорения (до 2,5 раза).
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений рассчитывается ежегодно исходя из годовой суммы амортизационных отчислений:
Амес.1-й год = А1-й год / 12;
Амес.2-й год =А2-й год) / 12;
…………….. и т. д.;
Амес. n = Аn / 12,
где – 12 – количество месяцев в году.
3. Производительный способ
Заключается в начислении амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции, выпущенной в текущем (отчетном) периоде, к ресурсу объекта.
Амортизационные отчисления рассчитываются в каждом отчетном периоде по формуле:
АОi = (АС / ∑ ОПР i) * ОПР i, (3.7)
где АОi – сумма амортизационных отчислений в отчетном периоде;
∑ ОПР i – ресурс объекта;
ОПР i – объем выпуска продукции в отчетном периоде.
Ресурс объекта – количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, которое в соответствии с технической документацией может быть выпущено на протяжении всего срока эксплуатации объекта.
До окончания срока полезного использования объектов разрешается пересмотр утвержденных в учетной политике предприятия способов и методов начисления амортизации, но только в начале календарного года с отражением в учетной политике. При пересмотре недоамортизированная стоимость объекта распределяется на оставшийся срок его полезного использования.
Амортизационные отчисления для объектов ОС, по которым используются линейный и нелинейный способы начисления амортизации, начинают начисляться с 1-го числа месяца, следующего за вводом в эксплуатацию. И начисляются до полного погашения стоимости объекта либо его списания. Для объектов ОС, по которым используется производительный метод, амортизационные начисления начинаются с момента ввода их в эксплуатацию. Начисление амортизации прекращается, начиная с 1-го числа месяца следующего за ликвидацией, продажей или в результате полного погашения первоначальной стоимости объектов ОС. Начисление амортизации по основным средствам, находящимся на консервации, простое, ремонте свыше 3 месяцев, производится линейным способом с отнесением амортизационных отчислений на внереализационные расходы.
Одновременно с начислением амортизации ежемесячно производится формирование амортизационного фонда – забалансовый счет 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств».
Д-т счета 010 – отражение сумм, равных величине амортизационных отчислений по всем объектам производственного назначения в составе полной себестоимости реализованной продукции (произведение удельного веса суммы амортизации в затратах на производство, с учетом коммерческих расходов, нарастающим итогом с начала года на полную себестоимость реализованной продукции).
Величина начисленной амортизации не соответствует, как правило, величине сформированного за определенный период за балансом амортизационного фонда, так как на забалансовом счете отражается фактическая сумма денежных средств, включенная в стоимость реализованной продукции и поступившая на расчетный счет.
К-т 010 - отражение использования средств амортизационного фонда (суммы фактических произведенных в отчетном периоде капитальных вложений и затрат на приобретение, строительство и модернизацию объектов ОС, но не более величины, отраженной по Д-т счета 010).
Суммы расходов на проведение модернизации, превышающие остаток амортизационного фонда, льготируются при расчете налогооблагаемой прибыли предприятия, при условии полного использования источников собственных средств.
Амортизация объектов ОС, не используемых в предпринимательской деятельности (объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства), представляет процесс потери их стоимости вследствие изнашивания, которая списывается за счет собственных источников. Амортизационный фонд по таким объектам не формируется, а отражение суммы начисленной амортизации производится в конце финансового года на забалансовом счете 014 «Потеря стоимости основных средств». Отражение амортизации бухгалтерскими записями:
Д-т субсчета 92/2 «Внереализационные расходы» и К-т счета 02 «Амортизация основных средств»
Д-т 014 и К-т нет – отражение потери стоимости на забалансовом счете на сумму годовых амортизационных отчислений.
Суммы амортизации по объектам основных средств, перенесшим свою стоимость на вновь созданную продукцию, не начисляются.
Вопрос 4: Учет ремонта, реконструкции, модернизации основных средств.
Производя мероприятия, ведущие к улучшению эксплуатационных характеристик ОС, предприятия несут определенные затраты, которые подразделяются на группы:
1) Затраты, ведущие к повышению потребительских свойств, т. е. снижению морального износа;
2) Затраты, на поддержание ОС в рабочем состоянии, т. е. снижение физического износа.
К первой группе относят затраты, которые относятся на увеличение первоначальной стоимости:
- модернизация;
- дооборудование;
- техническое перевооружение;
- реконструкция;
- достройка.
При проведении таких мероприятий следует выполнить бухгалтерские записи:
1. Д-т субсчета 01/2 «Основные средства в ремонте» и К-т субсчета 01/1 «Основные средства в эксплуатации» - перевод ОС в состав ОС в модернизации;
2. Затраты накапливают по Д-т 08/3 «Вложения во внеоборотные активы» с К-т счетов 60, 10, 70, 69, 76 и др.;
3. Д-т 01/2 и К-т 08/3 – списание затрат по модернизации ОС на увеличение первоначальной стоимости после подписания акта приемки-сдачи объекта ОС (ф. ОС-03) в эксплуатацию;
4. Д-т 01/1 и К-т 01/2 – ввод в эксплуатацию модернизированного объекта ОС с одновременным включением суммы затрат на модернизацию в первоначальную (восстановительную) стоимость.
В результате первоначальная стоимость ОС после модернизации или др. увеличится. Эта стоимость отражается в инвентарной карточке и является амортизируемой стоимостью для расчета амортизации объекта после модернизации.
Ко второй группе относят затраты, которые включаются в издержки производства и не влекут за собой увеличение первоначальной стоимости:
- текущий ремонт;
- капитальный ремонт.
Однако когда ремонт производится неравномерно на протяжении года, организации, в соответствии с учетной политикой, создают специальный резервный фонд, необходимый для финансирования ремонтных работ. Это осуществляется путем включения в себестоимость резервируемых сумм на основе плановой сметы затрат по всем видам ремонтов.
Для формирования и использования ремонтного фонда используется пассивный счет 96 « Резервы предстоящих расходов, на котором открывается субсчет 96/1 «Ремонтный фонд». Бухгалтерские записи:
Д-т счетов 20, 23, 26, 29, 44 и К-т счета 96 – формирование ремонтного фонда за счет ежемесячных отчислений.
Д-т 96 - использование ремонтного фонда.
Способы проведения ремонтных работ:
1) Хозяйственный – производство ремонтных работ силами и средствами самого предприятия;
2) Подрядный – для производства ремонта привлекаются специализированные ремонтные организации, выполняющие его по договору подряда.
Хозяйственный способ.
1) Д-т субсчета 23/3»Ремонт основных средств» и К-т счетов 10, 70, 69, 02, 76, 28, 25, 26 – накопление затрат, связанных с ремонтом основных средств.
2) К-т 23/3 «Ремонт основных средств» и Д-т счетов 20 «Основное производство» - списание стоимости законченного ремонта ОС в издержки производства при условии что на предприятии не сформирован фонд «Резервы предстоящих расходов»;
3) К-т 23/3 «Ремонт основных средств» и Д-т счетов 96 « Резервы предстоящих расходов» - списание стоимости законченного ремонта ОС за счет сформированного резервного фонда;
4) К-т 23/3 «Ремонт основных средств» и Д-т счетов 97 «Расходы будущих периодов» - списание стоимости законченного ремонта ОС в расходы будущих периодов (при отсутствии резервного фонда на ремонт и невозможности включения всей суммы в текущие затраты одним платежом);
Подрядный способ.
Ремонтные работы выполняет подрядчик, а предприятию, пользующемуся его услугами, остается произвести оплату по результатам:
1) Д-т 60 и К-т 51 – погашение кредиторской задолженности подрядной организации.
2) Д 20, 96, 97 и К 60 – включение стоимости ремонтных работ подрядной организации
Ремонт арендованных основных средств может быть произведен за счет средств как арендодателя, так и арендатора (согласно договора). Если ремонт осуществляет арендодатель, то учет затрат на ремонт осуществляют обычным способом, описанным выше. Если же ремонт производит арендатор за счет собственных средств, то фактические затраты учитываются по Д-т счета 96 «Расходы будущих периодов». В последующем с К-т счета 97 «Расходы будущих периодов» затраты списываются равными долями за счет резерва предстоящих расходов (если формировался), включаются в издержки производства или списываются в счет погашения арендных платежей..
Вопрос 5: Учет выбытия основных средств.
Выбытие ОС связано:
1. С продажей (реализацией);
2. С ликвидацией. Ликвидацией (списанием с баланса) именуется выбытие основных средств вследствие ветхости, полного износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации, а также в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам, повлекшим невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления;
3. В связи с безвозмездной передачей (дарением) другим субъектам хозяйствования;
4. При передаче в уставный фонд другого предприятия;
5. При недостачах, выявленных в результате инвентаризации.
Учет выбытия ОС в бухгалтерии ведется на сопоставляющем счете 91 «Операционные доходы и расходы», который имеет субсчета для обособленного отражения доходов, расходов, налогов и финансовых результатов: 91/1, 91/2, 91/3, 91/4, 91/9. К счету 01 «Основные средства» вводится специальный субсчет 01/9 «Выбытие основных средств», предусмотренный Инструкцией по применению Типового плана счетов.