Шпаргалка по "Товароведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 17:14, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Товароведение – понятие, производное от слов «товар» и «ведать» (знать). Дословная интерпретация – «знание о товаре».
Товар, как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, характеризуется двумя сторонами:
1. Меновая стоимость – характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях.

Файлы: 1 файл

Товароведение.docx

— 160.41 Кб (Скачать файл)

 Независимо от цели исследования  основой для оценки конкурентоспособности  является изучение рыночных условий.

 Изучение рынка – процесс  по выявлению специализации рынка  и его географического положения  емкости рынка и возможной  доли предприятия на нем; товарных  и фирменных структур на рынке; остроты конкуренции.

 Изучение конкурентов – процесс  по определению основных конкурентов; торговых марок товаров конкурентов; особенностей товаров-конкурентов; свойств упаковки товаров-конкурентов; форм и методов сбытовой деятельности; методов стимулирования сбыта, рекламных  материалов.

 Изучение потребностей потенциальных  покупателей – процесс по определению  возможных покупателей с учетом  сегментации рынка; направлений  и способов использования товаров  покупателями; мотивов покупки товара; факторов формирования покупательских  предпочтений; способа осуществления  покупки и совокупного спроса  на сервисное обслуживание.

 Группы параметров:

1. Технические и нормативные  параметры – параметры назначения, энергономические, параметры соответствия национальным и международным стандартам, нормативам, законодательным актам и др.

2. Экономические параметры –  показатели полных затрат потребителя  по приобретению и использованию  товара, определяемые его свойствами, а также условиями приобретения  на конкретном рынке и использования.

 б. МЕТОДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

 Элементы конкурентоспособности  товара:

1. ценовая конкурентоспособность  товара —

 соотношение уровня цены  с ценами аналогичного товара  основных конкурентов; эффективность  системы дифференциации цен в  зависимости от соотношения спроса  и предложения, от политики конкурентов; привлекательность системы скидок;

 2. качество товара – технико-функциональные характеристики товара (функциональность, надежность, безопасность, удобства в эксплуатации; пищевая, энергетическая, физиологическая ценность, безвредность и др.), престижность продукции;

3 конкурентоспособность систем  сбыта, рекламы и обслуживания.

 

Методы, применяемые при оценке конкурентоспособности: дифференциальный, комплексный или специальные методы.

 В результате проведения  сравнения одним из методов  дается конкретное заключение:

 • продукция конкурентоспособна  на данном рынке в сравниваемом  классе товаров;

 • продукция обладает низкой  конкурентоспособностью в сравниваемом  классе изделий на данном рынке;

 • продукция полностью неконкурентоспособна  в данном классе на конкретном  рынке.

 Для измерения конкурентоспособности  анализируемого товара необходима  качественная информация, характеризующая  полезный эффект данного товара  и объектов-конкурентов за нормативный  срок их службы и совокупные  затраты за жизненный цикл  объектов.

 Полезный эффект – отдача  объекта, интегрированный показатель  как система используемых в  конкретных условиях частных  показателей качества объекта, удовлетворяющих  конкретную потребность. Полезный  эффект объектов измеряют в  натуральных единицах, денежном  выражении либо в условных  баллах.

 Формула количественной оценки  конкурентоспособности товаров:

 Kа.о.=Eа.о./E b.;

 где Ка.о. – конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке; Еа.о. – эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта/единица стоимости; Ел.o. – эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке. Условия обеспечения конкурентоспособности товара:

1. развитие рыночных отношений  и предпринимательства, улучшение  планирования, международная интеграция, действие механизма конкуренции  и антимонопольного законодательства  и кредитно-финансового механизма  на рост конкурентоспособности.

2. обеспечение единства развития  техники, технологии, управления, экономики;

3. рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных  затрат на продукцию;

4. использование передовых методов  исследований и разработок;

5. создание системы обеспечения  конкурентоспособности объекта  с ориентацией на интересы  потребителя.

7. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

 Задачи, требующие решения в  области определения конкурентоспособности  товаров:

 • согласование интересов  потребителей и производителей;

 • установление динамических  характеристик исходных параметров  и на их основе прогнозирование  конкурентоспособности товаров;

 • повышение достоверности  прогнозов с учетом стохастической  природы исходных показателей  и показателя конкурентоспособности.

 Управление конкурентоспособностью  – совокупность мер по систематическому  улучшению товара, поиску новых  каналов его сбыта и совершенствования  послепродажного сервиса.

 Управление конкурентоспособностью  товара осуществляется на основе  анализа и прогнозирования динамики  ЖЦТ. Жизненный цикл товара определяется  международными стандартами ИСО  серии 9000 по управлению качеством  продукции и включает: маркетинг, НИОКР; ОТПП (организационно-технологическая  подготовка производства); изготовление; эксплуатацию и ремонт; замену  и утилизацию.

 Системный подход к оценке  конкурентоспособности товара –  подход при котором сначала  формируются параметры «выхода»  товара или услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, кому продавать и по какой  цене.

 Определение параметров «входа»  – определение необходимых ресурсов  для этого процесса.

 Потребность в ресурсах и  информации прогнозируется после  изучения:

1.) организационно-технического уровня  производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления);

2.) параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и  инфраструктуры данного региона).

 «Дерево» показателей эффективности  товара – система показателей  конкурентоспособности товара. Построение  «дерева» показателей дает возможность  повысить качество менеджмента  конкурентоспособности товара.

 «Дерево» показателей эффективности  товара включает шесть уровней  показателей – от нулевого до пятого. Нулевой уровень показателей представляет собой эффективность товара:

 Е = Пс/Зс,

 где Пс – полезный эффект товара, 3 – совокупные затраты.

 Первый уровень состоит из  суммарного полезного эффекта  товара и суммарных затрат  за жизненный цикл товара (ЖЦТ).

 Второй уровень включает  обобщающие показатели качества  товара и затраты по стадиям  ЖЦТ.

 Третий уровень – более  конкретные показатели качества (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость товара и др.).

 Четвертый уровень состоит  из частных показателей товара  и из элементов затрат.

 Пятый уровень – факторы, влияющие на частные показатели  качества и ресурсоемкость товара.

8. КАЧЕСТВО ТОВАРОВ, ПОКАЗАТЕЛИ  КАЧЕСТВА

 Качество – совокупность  свойств товара, обусловливающих  его способность удовлетворять  определенные потребности в соответствии  с назначением товара. Качество  товара – соответствие товара  требованиям нормативного и технической  документации. Качество товара характеризуется: комплексом присущих ему свойств, и степенью соответствия товара  функциональным, органолептическим, эстетическим  требованиям, определяющим возможность  удовлетворения потребностей человека. Свойства товара – его объективные  особенности, проявляющиеся в сфере  товарного обращения, потребления  или эксплуатации. Свойства товаров  характеризуются показателями качества, которые классифицируют по ряду  признаков. Важной является классификация  по количеству характеризуемых  свойств: единичные и комплексные  показатели качества. Единичный  показатель качества – характеризует  одно простое свойство товара. Комплексный показатель качества  товара – характеристика нескольких  его свойств.

 Виды комплексных показателей

1. Групповой комплексный показатель  характеризует группу простых  свойств или одно сложное свойство.

2. Обобщенный комплексный показатель  качества характеризует всю совокупность  свойств, по которым производится  оценка качества.

 Обычно, проводят сравнительную  оценку качества товара, сопоставляя  показатели его качества с  базовыми показателями, т.е. с показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон Базовые  показатели – показатели лучших  образцов товара того же назначения, в наибольшей степени удовлетворяющие  потребности пользователей.

 Относительный показатель качества  товара – отношение показателя  качества к соответствующему  базовому показателю.

 Оценка качества товара –  установление соответствия товара  общественным потребностям.

 Уровень качества – относительная  характеристика качества товара, основанная на сравнении значений  показателей качества оцениваемого  товара с базовыми значениями  соответствующих показателей.

 Специфика определения уровня  качества: сопоставляют совокупность  показателей качества оцениваемого  товара с аналогичной совокупностью  базовых показателей:

 Ку=Q/Qбаз

 где К – показатель уровня качества; Q – численное значение показателя качества оцениваемого товара; Q6a3 – численное значение базового показателя. Интегральный показатель качества товара – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку, эксплуатацию или потребление.

 Формула расчета интегрального  показателя качества:

 Ku=Ko/3 = Ko/Зп+Зэ,

 где 3, Зп, Зэ – соответственно затраты на производство и эксплуатацию товара; производство товара; эксплуатацию товара. Ко – показатель, характеризующий основные потребительские свойства товара.

9. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

 Численные значения показателей  качества оцениваемого товара  можно установить с помощью  объективных или эвристических  методов оценки

 Объективные методы оценки  показателей качества товаров  – методы, основанные на определении  показателей свойств путем измерений  или выявлении отклонений этих  показателей от установленных  требований.

 Виды объективных методов  оценки показателей качества

1. Измерительный метод основан  на использовании для определения  показателей качества товаров  измерительных приборов, реактивов  и других технических средств  измерений.

 Достоинство измерительного  метода: объективность, точность и  возможность выразить показатели  свойств в единицах определенной  размерности: килограммах, метрах, литрах, ваттах и т.д.

 Недостатки измерительного  метода: использование в ряде  случаев довольно сложного оборудования а также потери образцов товаров за счет их разрушения или порчи при испытаниях.

2. Регистрационный метод основывается  на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуатации, а также количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов.

 Недостатки регистрационного  метода: трудоемкость и в ряде  случаев длительность проведения  наблюдений.

3. Расчетный метод определения  показателей качества товаров  основан на получении информации  расчетным путем. При использовании  этого метода показатели качества  определяются путем их расчета  с использованием формул и  разнообразных математических моделей.

 Эвристические методы оценки  качества товаров основаны на  использовании органов чувств, интуиции  и обобщенного опыта людей.

 Разновидности эвристических  методов:

1. Органолептический метод:

1. отличается простотой и возможностью  проведения в любых условиях  без применения специального  оборудования;

2. базируется на использовании  органов чувств человека –  обоняния, осязания, зрения, слуха и  вкуса;

3. можно оценивать, например, твердость  материалов, запах духов, качество  звучания музыкальных инструментов, вид изделий и т.д.

2. Экспертный метод оценки качества  товара основан на решении, принимаемом  экспертами, он является одной  из разновидностей органолептического  метода, использующего для оценки  качества товара обобщенные оценки группы специалистов (экспертов). Точность полученных в балльной системе оценках в значительной мере зависит от квалификации экспертов и правильности организации проводимой экспертизы.

3. Социологический метод оценки  качества базируется на изучении  мнений широкого круга потребителей  об уровне качества анализируемого  товара. Информацию о мнении потребителей  получают путем проведения анкетирования, устных опросов, конференций, аукционов, выставок-продаж и т.п.

10. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ДЕФЕКТЫ  ТОВАРОВ

 Контроль качества товаров  – процедура проверки соответствия  показателей их качества требованиям  нормативной и технической документации  и договоров поставки.

 Классификация дефектов в  зависимости от возможности выявления: Явный дефект товара – дефект, для выявления которого в нормативной  документации, обязательной для  данного вида контроля, предусмотрены  соответствующие правила, методы  и средства. Скрытый дефект товара  – дефект, для выявления которого  в нормативной документации не  предусмотрены соответствующие  методы и средства.

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведение"