Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 17:14, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Товароведение – понятие, производное от слов «товар» и «ведать» (знать). Дословная интерпретация – «знание о товаре».
Товар, как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, характеризуется двумя сторонами:
1. Меновая стоимость – характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях.
Независимо от цели
Изучение рынка – процесс
по выявлению специализации
Изучение конкурентов –
Изучение потребностей
Группы параметров:
1. Технические и нормативные
параметры – параметры
2. Экономические параметры –
показатели полных затрат
б. МЕТОДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
Элементы
1. ценовая конкурентоспособность товара —
соотношение уровня цены
с ценами аналогичного товара
основных конкурентов; эффективность
системы дифференциации цен в
зависимости от соотношения
2. качество товара – технико-функциональные характеристики товара (функциональность, надежность, безопасность, удобства в эксплуатации; пищевая, энергетическая, физиологическая ценность, безвредность и др.), престижность продукции;
3 конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания.
Методы, применяемые при оценке конкурентоспособности: дифференциальный, комплексный или специальные методы.
В результате проведения сравнения одним из методов дается конкретное заключение:
• продукция
• продукция обладает низкой
конкурентоспособностью в
• продукция полностью
Для измерения
Полезный эффект – отдача объекта, интегрированный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Полезный эффект объектов измеряют в натуральных единицах, денежном выражении либо в условных баллах.
Формула количественной
Kа.о.=Eа.о./E b.;
где Ка.о. – конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке; Еа.о. – эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта/единица стоимости; Ел.o. – эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке. Условия обеспечения конкурентоспособности товара:
1. развитие рыночных отношений
и предпринимательства, улучшение
планирования, международная интеграция,
действие механизма
2. обеспечение единства развития техники, технологии, управления, экономики;
3. рассмотрение в единстве
4. использование передовых
5. создание системы обеспечения конкурентоспособности объекта с ориентацией на интересы потребителя.
7. УПРАВЛЕНИЕ
Задачи, требующие решения в
области определения
• согласование интересов потребителей и производителей;
• установление динамических
характеристик исходных
• повышение достоверности
прогнозов с учетом
Управление
Управление
Системный подход к оценке
конкурентоспособности товара –
Определение параметров «
Потребность в ресурсах и
информации прогнозируется
1.) организационно-технического
2.) параметров внешней среды (политической,
экономической, технологической, социально-демографической,
культурной среды страны и
инфраструктуры данного
«Дерево» показателей
«Дерево» показателей
Е = Пс/Зс,
где Пс – полезный эффект товара, 3 – совокупные затраты.
Первый уровень состоит из суммарного полезного эффекта товара и суммарных затрат за жизненный цикл товара (ЖЦТ).
Второй уровень включает
обобщающие показатели
Третий уровень – более конкретные показатели качества (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость товара и др.).
Четвертый уровень состоит из частных показателей товара и из элементов затрат.
Пятый уровень – факторы,
влияющие на частные
8. КАЧЕСТВО ТОВАРОВ, ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Качество – совокупность
свойств товара, обусловливающих
его способность удовлетворять
определенные потребности в
Виды комплексных показателей
1. Групповой комплексный
2. Обобщенный комплексный
Обычно, проводят сравнительную
оценку качества товара, сопоставляя
показатели его качества с
базовыми показателями, т.е. с показателями,
характеризующими качество
Относительный показатель
Оценка качества товара –
установление соответствия
Уровень качества –
Специфика определения уровня
качества: сопоставляют совокупность
показателей качества
Ку=Q/Qбаз
где К – показатель уровня качества; Q – численное значение показателя качества оцениваемого товара; Q6a3 – численное значение базового показателя. Интегральный показатель качества товара – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку, эксплуатацию или потребление.
Формула расчета
Ku=Ko/3 = Ko/Зп+Зэ,
где 3, Зп, Зэ – соответственно затраты на производство и эксплуатацию товара; производство товара; эксплуатацию товара. Ко – показатель, характеризующий основные потребительские свойства товара.
9. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
Численные значения
Объективные методы оценки
показателей качества товаров
– методы, основанные на определении
показателей свойств путем
Виды объективных методов оценки показателей качества
1. Измерительный метод основан
на использовании для
Достоинство измерительного
метода: объективность, точность и
возможность выразить
Недостатки измерительного
метода: использование в ряде
случаев довольно сложного
2. Регистрационный метод
Недостатки регистрационного
метода: трудоемкость и в ряде
случаев длительность
3. Расчетный метод определения
показателей качества товаров
основан на получении
Эвристические методы оценки качества товаров основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.
Разновидности эвристических методов:
1. Органолептический метод:
1. отличается простотой и
2. базируется на использовании органов чувств человека – обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса;
3. можно оценивать, например, твердость
материалов, запах духов, качество
звучания музыкальных
2. Экспертный метод оценки
3. Социологический метод оценки
качества базируется на
10. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ДЕФЕКТЫ ТОВАРОВ
Контроль качества товаров
– процедура проверки
Классификация дефектов в
зависимости от возможности