27 Мая 2013, реферат
Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.
04 Июня 2013, контрольная работа
Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный, прежде всего, Эмилем Дюркгеймом, который отстаивал необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений, на исследование их самих с помощью методов, характерных для естественных наук. Вебер видел слабость представителей этой позиции в том, что структуры всецело обуславливают поведение индивидов, из чего следовало, что исторические события рассматривались независимо от намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных событий.
20 Января 2014, реферат
Немецкий мыслитель Макс Вебер сыграл выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века. В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии и религии.
14 Апреля 2014, курсовая работа
Цель исследования – анализ социологической концепции Мертона. Цель работы определяет ее задачи:
анализ социологической концепции Мертона;
изучение функций в концепции Мертона;
исследование стадий развития общества;
анализ типов обществ.
23 Июня 2014, контрольная работа
В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии — науки, изучающей самую сложную форму движения материи — общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.
Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Прежде всего — остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. произошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.
29 Ноября 2014, контрольная работа
После окончания Высшей педагогической школы Р. Арон отправляется в Германию. В 1930 г. Р. Арон читает лекции в Кельнском университете, потом, с 1931 по 1933 г. преподает в Берлине. В то же время он углубленно изучает труды современных ему философов и социологов, в особенности Д. Дильтея, Г. Риккерта, Г. Зиммеля и М. Вебера. Именно этой неокантианской традиции он остался привержен и в дальнейшем, поставив в центр своих исследований философскую и эпистемологическую критику истории и общественных наук. В Германии Р. Арон также познакомился с феноменологией Э. Гуссерля, которую тогда знали немногие. Он читал труды раннего М. Хайдеггера, работы по психоанализу.
29 Ноября 2014, контрольная работа
После окончания Высшей педагогической школы Р. Арон отправляется в Германию. В 1930 г. Р. Арон читает лекции в Кельнском университете, потом, с 1931 по 1933 г. преподает в Берлине. В то же время он углубленно изучает труды современных ему философов и социологов, в особенности Д. Дильтея, Г. Риккерта, Г. Зиммеля и М. Вебера. Именно этой неокантианской традиции он остался привержен и в дальнейшем, поставив в центр своих исследований философскую и эпистемологическую критику истории и общественных наук. В Германии Р. Арон также познакомился с феноменологией Э. Гуссерля, которую тогда знали немногие. Он читал труды раннего М. Хайдеггера, работы по психоанализу.
12 Мая 2015, реферат
Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и структурно-функционального анализа социальной системы. На формирование его социологических воззрений значительное влияние оказали неоклассическая политическая экономия А. Маршалла, антропологический функционализм Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна, критическая философия К. Ясперса, психоанализ З. Фрейда, труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и "отца" кибернетики Н. Винера, социологические теории Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето.
06 Апреля 2014, контрольная работа
Теоретическим обоснованием идеологии и политики буржуазного реформа горстей явилась концепция гак называемого социологизма, получившая наиболее полное выражение в трудах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), признанного в настоящее время классиком социологии. Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды: «О разделении общественного труда» (1893г.), «Правила социологического метода» (1895г.), «Самоубийство» (1897г.), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912г.).
02 Мая 2013, контрольная работа
Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общесственно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
10 Апреля 2014, реферат
С утверждением белорусской нации, белорусской государственности, белорусских культуры, искусства и науки складывались и основы белорусской социально-политической мысли. Ее истоки восходят к деятельности духовных просветителей Беларуси: Ефросинии Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и многих других религиозных и общественных деятелей. Вместе с тем, нельзя не учитывать и геополитического положения Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.
06 Мая 2015, реферат
Изучение социологии отдельных регионов так же важно, как и изучение социологии отдельной страны. Изучение социологии регионов позволяет выделить основные проблемы развития социологии в целом.
При существовании СССР, всё, что происходило в центре на прямую отражалось и на Беларуси. Поэтому волны социальных изменений конца 50-х - начала 60-х годов, происходивших в СССР, рано или поздно докатывались до всех регионов великой державы. Изменения, которые произошли в гуманитарной сфере, нашли своё отражение и в Беларуси, и так же во всех её регионах, включая Брестчину.
07 Ноября 2011, контрольная работа
Идея о необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки - “социология”, данное ей О. Контом. До этого, как отмечает Н.И. Кареев - первый крупный историограф русской социологии, представления российской общественности о позитивизме Конта и о социологии были поверхностными
11 Декабря 2011, реферат
Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общесственно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
04 Июня 2013, контрольная работа
Российская социология как мощное течение общественной мысли оставила после себя богатейшее наследие, которое только в последние годы стало входить в научный оборот. Конечно, она развивалась в поле мировой социологии, но достаточно самостоятельно, по многим направлениям в чем-то и предугадывая, хотя бы на уровне замыслов, тенденции развития, мировой социологии. А если мы обратимся к социологии XX века, то будем поражены, насколько зачастую точно российские социологи еще в начале нашего столетия обозначили многие ведущие тенденции современных социологических поисков и размышлений.
28 Декабря 2010, контрольная работа
Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Суть этого метода П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью».
05 Мая 2013, контрольная работа
В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества.
Цель данной работы – рассмотреть основы субъективной школы в русской социологии и наиболее ярких ее представителей.
22 Ноября 2013, доклад
Первоначально социология возникла на Западе, в конкретном месте и конкретном времени — во Франции О. Конта. Однако ее появление лишь частично связано с конкретными обстоятельствами: прежде всего, с именем О. Конта, с его стремлением с помощью этой науки урегулировать конфликты в обществе и не допустить новой революции в современной ему Франции. Вместе с тем, социология отвечала потребностям всех западных обществ не только своей эпохи, но и Запада последующих эпох в той мере, в какой он сохранял свою сущность.
18 Мая 2015, реферат
Актуальность темы исследования обуславливается ростом социальной значимости миграционных процессов в современном мире, необходимостью эффективного регулирования проблем миграции на государственном и региональном уровнях, необходимостью эффективного и бесконфликтного включения мигрантов в российский социум, а также недостаточностью исследований данной проблемы в отечественной социологии управления.
Современная миграция представляет собой производное социальное явление, обусловленное действием комплекса социально-экономических, политических, демографических, культурных факторов, при этом активно влияя на характер развития страны и ее регионов.
25 Апреля 2013, реферат
Наиболее видным социальным теоретиком Италии в начале XX в. был социолог и экономист Вильфредо Парето (1848 - 1923). Основной его труд “Трактат всеобщей социологии” был признан классическим произведением западной теоретической социологии. Ведущими идейно-теоретическими источниками социологии Парето были позитивизм и иррациональные, волюнтаристские концепции А.Бергсона, Ф.Ницше и др. Он предложил логико-экспериментальный метод исследования. По его мнению, социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, в социологических исследованиях следует пользоваться только эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных элементов недопустимо, поскольку ведет к искажению и фальсификации фактов.
10 Июня 2013, реферат
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII - начала XIX столетия. Между тем, если говорить о социологии, то это теория.
14 Декабря 2013, доклад
Пьер Бурдьё (фр. Pierre Bourdieu, 1 августа 1930, Франция — 23 января 2002, Париж, Франция) — французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля, теории габитуса. Бурдье называет свое учение «философией действия», потому что понятие действия является в нем центральны.
Центральной проблемой у Бурдье выступает соотношение между познанием и действием, которое в исследовании становится соотношением между субъектом и объектом. Он считает, что все попытки прямого понимания означают абсолютное положение Я наблюдателя и что объективирование посредством структурного анализа приближает чуждое, хотя внешне его отдаляет. Целью познания у Бурдье становится понимание посредством объективирования.
14 Января 2014, контрольная работа
Социология марксизма устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века.
10 Ноября 2012, контрольная работа
Во второй половине 19 - начало 20 в. произошел расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Этот период - своего рода социологическое «осевое время». Поэтому внимание к социологии особенно велико. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации.
07 Октября 2013, реферат
Существует и другой принцип классификации -- региональный. В его основе чрезвычайно актуализировавшийся во второй половине XX в. цивилизационный подход к анализу социокультурного процесса, при котором история развития науки об обществе предстает как взаимодействие национальных, региональных социологических школ.
На рубеже XIX и XX вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических школ, как немецкая, французская, американская и др. Остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом.
25 Октября 2015, контрольная работа
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
3. Понятие «аномия» как кризисное состояние общества и нарушение его ценностно-нормативной структуры.
11 Июня 2014, контрольная работа
В современной России происходит сложный и противоречивый процесс обновления, демократизации всех сторон общественной жизни на основе формирования в стране гражданского общества и правового государства. Стратегическая цель трансформации российского социума заключается в том, чтобы создать необходимые предпосылки для его постепенной органической интеграции в общее русло мирового постиндустриального развития. В наше время становится все более очевидным, что силовые, революционные методы социального прогресса исчерпали себя. Более того, они таят в себе угрозу тяжелых локальных и международных конфликтов.
В этой связи в богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социального эволюционизма. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося английского социолога Г.Спенсера (1820 – 1903), анализ органической природы для которого явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов.
16 Сентября 2013, реферат
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.
03 Октября 2012, доклад
Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма. Определение предмета социологии у Герберта Спенсера. Главная цель- установление законов развития науки. Идея закономерной эволюции общественной жизни.
18 Декабря 2013, реферат
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»).