Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:16, дипломная работа
Цель исследования – повышение прибыли турфирмы за счет диверсификации предлагаемых услуг.
Для достижения этой цели в дипломном исследовании решаются следующие задачи:
- обоснование практической значимости диверсификации услуг в туристской компании;
- анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия;
- оценка уровня прибыльности ООО «ТФ «Вера» по показателям финансовых результатов
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОВЫШЕНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИНАМИЧНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОКАЗАНИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
1.1. Туристический бизнес как отрасль экономики…………………………….6
1.2.Технология ценообразования и особенности состава затрат туристического продукта…………………………………………………………9
1.3. Источники пополнения прибыли от деятельности туристских фирм…..18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТФ «ВЕРА»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «ТФ «Вера»……………..28
2.2. Анализ финансового состояния туристической фирмы ООО «ТФ «Вера»…………………………………………………………………………….31
2.3. Анализ финансовых показателей результатов деятельности ООО «ТФ «Вера»………………………...…………………………………………………..39
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ ЗА СЧЕТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ УСЛУГ ООО «ТФ « ВЕРА»………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………...…………………………..68
В сложившейся ситуации можно отметить, что баланс рассматриваемого предприятия не является абсолютно ликвидным, так как на конец года сумма наиболее срочных обязательств значительно превысила абсолютно ликвидные активы. Турфирма “Вера” имеет собственные оборотные средства, что отражается устойчивым превышением постоянных источников над трудно реализуемыми активами как на начало года, так и на конец года.
Оценка о платежеспособности предприятия строится на сравнении результатов расчета коэффициентов ликвидности с нормативными значениями.
Таблица 2.2.6
Показатели ликвидности и
ООО «ТФ «Вера» за 2008-2009гг.
Показатели |
Предыдущий год, 2008г. |
Отчетный год, 2009г. |
Изменение за год (+, -) |
Кратковременные долговые обязательства Доб, тыс. руб. |
420,5 |
520,9 |
+100,4 |
Денежные средства и кратковременные финансовые вложения Дср, тыс. руб. |
43,9 |
96,1 |
+52,2 |
Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы Дз, тыс. руб. |
81,5 |
113,8 |
+32,3 |
Запасы (материальные оборотные средства) Зм, тыс. руб. |
1157,8 |
1226,9 |
+69,1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности Кал (стр.02: стр.01) |
0,10 |
0,18 |
+0,08 |
Коэффициент быстрой ликвидности Кбл (стр.02+стр.03): стр.01) |
0,30 |
0,40 |
+0,10 |
Коэффициент текущей ликвидности Ктл (стр.02+стр.03+стр.04): стр.01 |
3,05 |
2,76 |
-0,29 |
Увеличение денежных средств и кратковременных финансовых вложений, повышение дебиторской задолженности и запасов на 153,6 тыс. руб. (52,2+32,3+69,1) способствовало повышению ликвидности наиболее ликвидных активов предприятия. Об этом свидетельствует повышение коэффициентов абсолютной и быстрой ликвидности. Увеличение кратковременных долговых обязательств на 23,9% ((100,4/420,5)*100) при росте медленно реализуемых активов, в основном запасов и НДС по приобретенным ценностям, на 5,97% ((69,1/1157,8)*100) привели к снижению коэффициента текущей ликвидности на 0,29 пункта. Установленная тенденция не указывает на повышение общей платежеспособности предприятия и ликвидности его текущих активов.
Прибыль от оказания услуг является главной составляющей в источниках собственного капитала, определяющего финансовую независимость развития турфирмы. Поэтому для оценки финансовой устойчивости и степени независимости от заёмных источников финансирования ООО «ТФ «Вера» воспользуемся методом анализа состава источников и структуры капитала с помощью относительных коэффициентов.
Таблица 2.2.7
Анализ показателей финансовой устойчивости за 2009г.
Показатели |
Нормативные значения коэфф-тов |
На начало 2009г. |
На конец 2009г. |
Изменение за год (+,-) |
Коэффициент автономии Ка |
Ка ≥ 0,5 |
0,90 |
0,88 |
-0,02 |
Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств Кзс. |
Кзс < 1,0 |
0,11 |
0,14 |
+0,03 |
Коэффициент маневренности Км |
Км ≥ 0,5 |
0,19 |
0,24 |
+0,05 |
Коэффициент финансовой зависимости Кфз |
Кфз > 1,0 |
1,12 |
1,14 |
+0,02 |
Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия Кра |
Кра ≥ 0,5 |
0,94 |
0,90 |
-0,04 |
Согласно значению коэффициента соотношения заемного и собственного капиталов, последний практически в 9 раз больше суммы заемных источников. Он показывает, что на 1 руб. собственных средств приходится 11 копеек привлеченных. Чем ниже данный показатель, тем менее вероятна опасность возникновения в турфирме дефицита денежных средств.
Значение коэффициента автономии выше нормативной величины, что указывает на высокий уровень независимости предприятия от внешних источников, но наметилась тенденция снижения величины показателя.
Значение коэффициента маневренности собственного капитала к концу 2009г. говорит о том, что только 24% собственных средств фирмы находится в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать этими средствами. Значительная часть (76%) собственных средств предприятия вложена в недвижимость и другие внеоборотные активы(наименее ликвидные), что соответствует сложившейся структуре имущества ввиду специфике оказания туристских услуг . Также стоит отметить, что, несмотря на положительную тенденцию по сравнению с началом 2009г., за счет реализации части основных средств, значение коэффициента маневренности остается ниже нормативной величины.
Таблица 2.2.8
Показатели финансовой устойчивости за 2009г.
Показатели |
На начало 2009г. |
На конец 2009г. |
Изменение за год (+, -) |
Источники формирования собственных оборотных средств (стр.490 баланса) |
3659,4 |
3669,4 |
+10,0 |
Внеоборотные активы (стр.190 баланса) |
2796,7 |
2753,5 |
-43,2 |
Средства, приравненные к собственным средствам (стр.630+640+650-216 баланса) |
137,6 |
33,1 |
-104,5 |
Наличие собственных оборотных средств (стр.01 - стр.02-стр.0З) |
725,1 |
882,8 |
+ 157,7 |
Долгосрочные пассивы (стр.590 баланса) |
- |
- |
- |
Наличие собственных и долгосрочных заёмных источников формирования средств (стр.04 + стр.05) |
725,1 |
882,8 |
+157,7 |
Краткосрочные заемные средства (стр.690 баланса) |
420,5 |
520,9 |
+100,4 |
Величина источников формирования запасов (стр.06 + стр.07) |
1145,6 |
1403,7 |
+258,1 |
Общая величина запасов по бухгалтерскому балансу (стр.210) |
1157,8 |
1226,9 |
+69,1 |
Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (стр.04 - стр.09), ФС |
-432,7 |
-344,1 |
+86,6 |
Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (стр.06 - стр.09), ФД |
-432,7 |
-344,7 |
+88,6 |
Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (стр.08 - стр.09), ФО |
-12,2 |
+ 176,8 |
+189,0 |
При росте собственных оборотных средств на 21,7% ((882,8-725,1)*100)/725,1) и высокой доле краткосрочных заемных средств (36,3% на начало года и 42,5% на конец года от общей величины запасов по балансу) турфирма “Вера” имеет недостаток как собственного чистого оборотного капитала, так и капитала в виде долгосрочных заемных источников формирования запасов. Общий излишек основных источников формирования запасов на конец года обусловлен высоким уровнем краткосрочных заемных средств.
Так как в отчетном периоде прослеживается тенденция к постепенному снижению финансовой зависимости, то сохраняется и возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, ускорения оборачиваемости капитала в оборотных активах.
Для уточнения дальнейшей финансовой стратегии развития рассмотрим динамику финансовых показателей деятельности турфирмы за 2008-2009гг..
2.3. Анализ финансовых показателей результатов деятельности ООО «ТФ «Вера»
На данном предприятии - как и на всех предприятиях туристической индустрии - проявляются сезонные колебания. Туристическая активность возрастает в летний период. Это вызвано множеством факторов, основной из них - период отпусков, пик которых приходится как раз на лето. Соответственно, объем реализации туристических услуг значительно возрастает именно в летний период.
База расположена в 30-ти километрах от центра города Астрахани в центральной части дельты, на берегу реки Старая Волга и занимает площадь в 3,5 га. На территории расположены 8 двухместных домиков, 4 четырёх местных,2 люкса и 8 номеров в двух кирпичных корпусах коттеджного типа. Все номера и места для проживания с удобствами. Имеются 6 простых домиков(без удобств). Также на территории базы располагаются кафе – караоке с летней площадкой, бар-бильярдная, волейбольная и футбольная площадки. Имеются возможности туристических маршрутов на катере в охотничьи угодья дельты Волги, на плавучую гостиницу «Чайка», которая расположена в Гандуринском банке дельты Волги на раскатах близ Каспийского моря.
Себестоимость услуг является важнейшим
показателем экономической
Рассмотрим основные показатели финансовых результатов работы турфирмы за 2008-2009 гг..
Таблица 2.3.1
Исходные данные для анализа финансовых результатов деятельности
ООО «ТФ «Вера» за 2008 - 2009 гг.
Показатели финансовых результатов |
Значение показателей, руб. |
Отклонение (+,-), руб. | |
31.12 2008г. |
31.12.2009г. | ||
Выручка, всего |
1468200 |
2667100 |
+1198900 |
в т.ч. выручка от продаж туров |
1056800 |
2156450 |
+1099650 |
выручка от реализации дополнительных услуг, из них: аренда кафе; егерские услуги; прочие услуги. |
411400 86700 308360 16340 |
510650 53610 435700 21340 |
+99250 -33090 +127340 +5000 |
Себестоимость услуг |
937262 |
1613665 |
+676403 |
Коммерческие расходы |
52731 |
48854 |
-3877 |
Управленческие расходы |
108983 |
107335 |
-1648 |
Прибыль от продаж |
530938 |
1053435 |
+522497 |
Затраты на 1 руб. выручки от продаж услуг, руб. |
0,6384 |
0,6050 |
-0,0334 |
Рентабельность продаж |
0,36 |
0,39 |
+0,03 |
Из данных таблицы 2.3.1 следует, что выручка от оказания туристических услуг возросла в 1,82 раза, или на 1198,9 тыс. руб.. Анализ структуры выручки позволяет установить, что основную ее часть составляет выручка от реализации туров – 80,85 % за отчетный год, что на 8,9 % больше по сравнению с предыдущим периодом. Отрицательным фактом является уменьшение доли доходов от реализации дополнительных услуг (включая аренду кафе и т.д.) в общей величине финансового результата, так на конец отчетного года их удельный вес снизился с 28% до 19,1 %.
Полная себестоимость услуг по данным «Отчета о прибылях и убытках» увеличилась, но темп ее прироста был несколько ниже: в 1,7 раза, или на 676403 руб..
В результате, за счет опережающего темпа роста выручки от продаж над приростом себестоимости, прибыль от оказания услуг за рассматриваемый период увеличилась еще больше, а именно, в 2 раза (на 522497 тыс.руб.). В итоге за 2009 год фирма получила прибыли на 522,5 тыс.руб. больше, чем в 2008 году.
Рисунок 1. Динамика показателей финансовых результатов турфирмы за 2008-2009гг.
Стабильно возрастающий финансовый результат турфирмы явился следствием возросшего спроса на туристские услуги в 2009 году. Столь же значительно увеличилось число обслуженных туристов, составивших:
в 2008 году – 652 человека;
в 2009 году – 1109 человек.
Рассчитаем затраты на рубль реализованных услуг. Затраты на рубль реализованных услуг (УЗ) – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости услуг в целом по организации.
в 2008 году: УЗ = 937262/1468200= 0,6384 (руб.)
в 2009 году: УЗ = 1613665/2667100 =0,6050(руб.)
По результатам расчетов можно сделать следующий вывод - в отчетном году по сравнению с предыдущим годом наблюдается тенденция снижения общих удельных затрат, что положительно влияет на прибыль от продажи единицы продукции. Эти изменения произошли в результате снижения доли коммерческих расходов в составе себестоимости.
Анализ себестоимости
Для оценки деловой активности рассмотрим соответствие деятельности турфирмы «золотому правилу экономики», в соответствии, с которым оптимальным является следующее соотношение:
Трп > Трвр > Твб > 100% ,
где Трп - темпы роста прибыли,
Трвр — темпы роста выручки от реализации,
Твб - темпы роста валюты баланса.
Соблюдение «золотого правила» означает, что экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.