Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
специальными способами
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он
информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует
встречи родителей с учителями-
успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации
домашней работы с учащимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и
организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и
умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к
подготовке и проведению собраний с родителями.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников,
обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к
воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь дается целостная
характеристика ребенка. Все, кто работают с учеником, получают информацию о
психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных
способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты
наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах
решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с
коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для
педагогов. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим
обсуждением действий учителей по отношению
к конкретному ребенку и
взаимодействия педагогов с коллективом.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих
коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы
работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом
педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать
педагогическую поддержку
родителями. В то же время он заинтересованно
принимает предложения
проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные
учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек,
который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.
Критерии эффективности работы классного руководителя.
Исходя из функций классного руководителя, можно выделить две группы критериев (показателей) эффективности его работы.
Первая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно
реализуются целевые и социально-
отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном
развитии.
Вторая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие
функции классного руководителя: как осуществляются педагогическая деятельность и
общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его
работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения
учащихся он организует.
Эффективен такой труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей - тех средств воздействия и той
атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов.
К сожалению, в школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним и формальным показателям - успеваемость, документация, оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическое мастерство и авторитет учителя у детей, родителей и коллег.
От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми
во многом зависит
то, какие взаимоотношения
между собой.
Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.