Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
коллектива.
В) Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного
руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и
коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана -
упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких
требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность,
управляемость и преемственность результатов.
В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом
класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать
следует то, что ведет к цели.
Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут
быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.
Г) Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.
Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны,
положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в
процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля
осуществляется коррекция
так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы
классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы,
сколько самоконтроль с целью коррекции.
Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного
руководителя.
Права классного руководителя.
Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:
• получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
• контролировать успеваемость каждого ученика;
• контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
• координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а
также психолога и социального педагога);
• организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение
"малых педсоветов",
педагогических консилиумов,
мероприятий;
• выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения,
согласованные с коллективом класса;
• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с
администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-
медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на
предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
• получать помощь от педагогического коллектива школы;
• определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из
конкретной ситуации);
• отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.
Классный руководитель имеет право
вести опытно-
проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету,
если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать
программу воспитательной работы) деятельности.
Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:
• организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
• оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно
привлечь психолога);
• установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей
(лично, через психолога,
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Формы работы классного руководителя с учащимися.
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
• по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
• по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;
• по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких
часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные
(регулярно повторяющиеся);
• по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их
в предварительную подготовку, и
формы, предусматривающие
подготовку учащихся;
• по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и
другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества;
инициатива и ее реализация принадлежит детям;
• по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен,
выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
• по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые
(воспитатель - группа детей), массовые
(воспитатель-несколько групп,
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением
классных руководителей и
и в конечном счете определяют успешность всех других форм.
К ним относятся:
беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения),
выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным
руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты,
обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что
мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для
каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений.
Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать
доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В
индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности.
Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных
дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы
самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя
как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны,
помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в
группе ощутимого
коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах
направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование
у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример
демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного
руководителя.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся
прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления
агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от
возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители
могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового
участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-
новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более
знающих людей; советчика, помощника
детей в организации
Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят
классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе
можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов,
сценариев, праздников и т.д.
Нельзя отрицать возможность использования описаний уже созданных и
апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно это необходимо
для начинающих классных руководителей, которые, знакомясь с опытом других, могут
выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может
быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности классных
руководителей и детей.
В то же время вопрос о выборе форм работы с учащимися встает прежде всего перед
классным руководителем. При этом
целесообразно
• учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы
(год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
• на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в
которые целесообразно включить детей;
• составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с
учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей,
подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные
центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
• организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе
коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей
новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение
опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
• обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Классный руководитель и педагогический коллектив.
Классный руководитель реализует
свои функции в тесном сотрудничестве
с другими членами
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития
ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае
затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он
стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и
помогает педагогам
особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со