Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в
которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми
для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и
личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Основные условия развития детского коллектива
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку
он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется,
во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и
содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность,
а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она
сплачивала и объединяла воспитанников
в работоспособный
коллектив. Отсюда два существенных вывода:
1) в качестве важнейших средств
формирования коллектива
другие виды разнообразной деятельности школьников;
2) деятельность воспитанников
как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения,
организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных
традиций коллективной жизни.
Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления
коллектива. Его функции в том, что оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять духовные взаимоотношения и придает им общественную направленность.
Общественное мнение в коллективе - это совокупность тех обобщенных оценок,
которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни.
Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов, и наоборот. Другими словами, сложившееся в коллективе здоровое общественное мнение - это показатель такого уровня развития коллектива, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. При наличии социально ценного общественного мнения коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально целеустремленная ячейка общества.
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления.
Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н. К. Крупской. В
современной теории воспитания большой вклад в ее разработку внес В. М. Коротов.
Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может
создаваться "сверху", т.е. начиная с создания органов, - оно естественно должно
вырастать "снизу", с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом
самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы
в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким
алгоритмическим шагам: разделение конкретного дела на законченные части и
объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор
ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый
орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. Таким образом, органы
самоуправления в школе
деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены
школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления
временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В
этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения
руководства - подчинения.
Высшим органом школьного
коллектива. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.
Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного
самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления
и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой
ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие
игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей
атрибутики.
С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие,
как накопление и укрепление традиций.
Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение. Значение накопления и укрепления традиций для коллективной жизни хорошо выразил А. С. Макаренко. Он писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой.