Особенности воспитания детей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Файлы: 31 файл

Вопросы к экзамену Теория обучения и воспитания.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание в Японии.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гражданское воспитание.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гуманистическое воспитание.doc

— 132.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

История возникновения воспитания.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классный руководитель в воспитат.системе школы.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Коллектив как объект и субъект воспитания.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

себе на фоне требований коллектива.

 

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно

выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко,

требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся",

категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует

отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп,

практически сразу и безоговорочно  принимают требования педагога. Показателями,

по которым можно судить о  том, что диффузная группа переросла в коллектив,

являются мажорный стиль и тон  в группе, качественный уровень всех видов 

предметной деятельности и выделение  реально действующего актива. О наличии 

последнего, в свою очередь, можно  судить по наличию инициативы со стороны 

учащихся и по общей стабильности в группе.

 

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности

должен быть актив. Педагогу в связи  с этим необходимо отказаться от

злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно  к каждому

воспитаннику. Здесь вступает в  силу метод параллельного действия, поскольку 

педагог имеет возможность опереться  в своих требованиях на группу учащихся,

которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия,

и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к

активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое

требование на этом этапе  должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то

нет и коллектива в истинном смысле.

 

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует

коллектив, когда коллектив  сближается в известном тоне и  стиле, работа

воспитателя становится математически  точной, организованной работой", - писал 

А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем

системе самоуправления. Это  не только наличие органов коллектива, но и, главное,

наделение их реальными  полномочиями, переданными педагогами. Только с 

полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

 

 Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической

зрелости. Именно высокий  уровень такой зрелости превращает группу в качественно 

новое социальное образование, новый  социальный организм - в группу-коллектив.

 

Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим

уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский

выделил признаки социально-психологической  зрелости группы, которые проявляются

по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил  в три блока.

 

Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и 

подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и 

деловую сферы групповой жизнедеятельности.

 

Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей,

мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е.

идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы

состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой

самоуправляемости (А. С. Чернышев).

 

Реально действующая группа всегда активна в отношении той или  иной конкретной

деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой,

познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая

деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих  знаний,

умений и навыков - опыта групповой  подготовленности.

 

Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой

коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу

личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.

 

Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и 

установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем

обмена информацией, определения  общих позиций, суждений, принятия групповых 

решений.

 

Эмоциональная коммуникативность - это  межличностные связи эмоционального

характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные

потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая 

характеризует эмоциональную сторону  ее жизнедеятельности. Волевая 

коммуникативность понимается как  способность группы противостоять  трудностям и

препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость  и надежность в экстремальных 

ситуациях.

 

Блок общих характеристик жизнедеятельности группы.

(интегративность, микроклимат,  референтность, лидерство, интрагрупповая  и интергрупповая акивность)

 

Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной

психологии достаточно полно. Их можно  представить следующим образом:

 

интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с

другом, а отсутствие интегрированности - это разобщенность, дезинтеграция

 

микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее

удовлетворенность группой, комфортность в ней 

 

референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их

идентификация с эталоном групповых ценностей

лидерство - степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в

целом в направлении осуществления  групповых задач 

 

интрагрупповая активность - мера активизации группой составляющих ее личностей

 

интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы в

более широкой общности, например класса на класс в школе 

 

Все общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно 

связаны друг с другом, каждое из них  раскрывается через подструктуры двух первых

блоков.

 

Внутри каждого блока и между  блоками существуют многообразные  функциональные

взаимосвязи и взаимозависимости. Детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени.

 

Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном

пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и 

ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний

оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из

вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое

название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей

приписываются определенные извне  цели, виды деятельности, условия взаимодействия

с другими группами и т.д. При  этом номинальная группа может остаться группой-

конгломератом, если объединенные в  нее личности не примут этих целей и условий,

если не произойдет даже формального  межличностного объединения, но такие  случаи

редки в школьной практике.

 

Если же начальное объединение  произошло, дети приняли статус первичного

коллектива, цели каждой личности в  группе проектируются заданием, группа

поднимается на одну ступеньку - она  становится группой-ассоциацией. На этом

уровне начинается единая жизнедеятельность  группы, появляются первые ростки ее

коллективообразования, закладываются  первые кирпичики формирования ее структуры

как коллектива. Совместная жизнедеятельность  в рамках официальной первичной 

группы дает ей возможность перейти  к более высоким уровням организации, а 

главное, изменяет межличностные отношения  и ведет при благоприятных  условиях на

следующую ступень - к кооперации.

 

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной

структурой, высоким уровнем групповой  подготовленности и сотрудничества. Ее

межличностные отношения и ее внутригрупповое  общение носят сугубо деловой 

характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной

задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая 

совместимость здесь вторичны и  зависят от единства целей и взаимодействия. Это 

создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень -

автономизацию.

 

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем

подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом

уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит

процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и 

спаянности, которые являются внутригрупповой  основой для перехода к высшему 

уровню.

 

Однако группа-автономия  может уйти в сторону от коллектива - к корпорации. Это

возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление 

приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности,

замкнет свои цели внутри себя, если она  начнет противопоставлять себя другим

группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других

групп. В этом случае появляется корпоративная  направленность как "групповой 

эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию - лжеколлектив.

 

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие,

становится органичной частью более  широкой общности, а через нее  и общества в 

целом, то в такой группе наблюдается  коллективистическая направленность и она 

становится группой-коллективом.

 

 

Исследования дают основание считать  предложенные уровни этапами развития

контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а

преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной

группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

 

Детский коллектив - важнейший  фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние  на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

 

Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью,

готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в

школьном коллективе достигается  различными путями и средствами: организацией

сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным

участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой

перед учащимися перспектив (целей  деятельности) и совместным участием в их

осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Нравственные основы воспитания.doc

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общие методы воспитания.doc

— 119.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основы теории и технологии семейного воспитания.doc

— 134.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Потенциал социализации студентов в высшей школе.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Семейное воспитание.doc

— 107.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Трудовое воспитание.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Физическое воспитание.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Формирование эстетической культуры личности.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Функции обучения.doc

— 189.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Цели и задачи воспитания.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое воспитание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Болонский процесс.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дидактика (по Бабанскому).doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классно-урочная система обучения.ppt

— 717.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общая презентация 03323гр. Методы обучения.pptx

— 6.18 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

презентация по ФГОС ВПО.ppt

— 540.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация Процесс обучения как целостная система>.pptx

— 255.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Принципы обучения.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения, его функции.doc

— 242.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа с книгой.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Самостоятельная работа студентов.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Теория обучения.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Термины, определения. Теория обучения.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности воспитания детей в Японии