Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
себе на фоне требований коллектива.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно
выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко,
требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся",
категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует
отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп,
практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями,
по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив,
являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов
предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии
последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны
учащихся и по общей стабильности в группе.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности
должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от
злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому
воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку
педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся,
которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия,
и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к
активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое
требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то
нет и коллектива в истинном смысле.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует
коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа
воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал
А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем
системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное,
наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с
полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической
зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно
новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив.
Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим
уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский
выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются
по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока.
Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и
подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и
деловую сферы групповой жизнедеятельности.
Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей,
мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е.
идеологическая сфера
состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой
самоуправляемости (А. С. Чернышев).
Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной
деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой,
познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая
деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний,
умений и навыков - опыта групповой подготовленности.
Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой
коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу
личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.
Интеллектуальная
установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем
обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых
решений.
Эмоциональная коммуникативность - это
межличностные связи
характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные
потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая
характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая
коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и
препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных
ситуациях.
Блок общих характеристик жизнедеятельности группы.
(интегративность, микроклимат,
Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной
психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом:
интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с
другом, а отсутствие интегрированности - это разобщенность, дезинтеграция
микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее
удовлетворенность группой, комфортность в ней
референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их
идентификация с эталоном групповых ценностей
лидерство - степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в
целом в направлении осуществления групповых задач
интрагрупповая активность - мера активизации группой составляющих ее личностей
интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы в
более широкой общности, например класса на класс в школе
Все общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно
связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых
блоков.
Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные
взаимосвязи и взаимозависимости. Детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени.
Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном
пространстве и в одно время.
Их взаимоотношения и
ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний
оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из
вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое
название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей
приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия
с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-
конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий,
если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи
редки в школьной практике.
Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного
коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа
поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом
уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее
коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры
как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной
группы дает ей возможность перейти
к более высоким уровням
главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на
следующую ступень - к кооперации.
Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной
структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее
межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой
характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной
задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая
совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это
создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень -
автономизацию.
Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем
подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом
уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит
процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и
спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему
уровню.
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива - к корпорации. Это
возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление
приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности,
замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим
группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других
групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой
эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию - лжеколлектив.
Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие,
становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в
целом, то в такой группе наблюдается
коллективистическая
становится группой-коллективом
Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития
контактных групп как
преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной
группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.
Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.
Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью,
готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в
школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией
сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным
участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой
перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их
осуществлении; активизацией работы
детских и юношеских