Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды
деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и
физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-
практические. Организационная функция обучения в том, что необходимость
соответствия объема, качества содержания образования возрастным
возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической
инструментовки подачи материала, строго отбора вспомогательных средств.
Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся
определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же
время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в
детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального
напряжения духовных сил. Содержательная форма учебных занятий в
совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно
эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе
используется многообразие форм.
Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и
индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую
функцию. Учебный процесс в своей основе процесс коллективной познавательной
деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических
делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть
процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных
занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности
школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и
подтягиванию до средне-обязательного уровня других. Систематизирующая и
структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что
они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его
структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого
занятия.
По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять
комплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности
усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть
объединены и использованы составные части других форм. При изучении целой
темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой,
ведущей по отношению к другим – семинарам, дающим дополнительный материал.
Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий
проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста
детей, специфики развития их психики и организма. Так, лекционная форма
своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякому
познавательную активность. Между тем как урок – драматизация рассказа,
включающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом,
стимулирует их бурную деятельность.
Функции методов обучения обеспечивают обучивающе-воспитательное
взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность и своеобразие заключается в
следующем. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации
усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения. На основе знаний
методе обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в
нервной системе ребенка в качестве нервно-психических образований. Такая
прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка
человеческих сил: интеллектуальных способностей, одаренности, голоса,
зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовно-
потребностной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве
обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно-
психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят в
выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического
труда – фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития
в них стремления к самообразованию. Воспитательная функция методов обучения
направлена на развитие в детях позновательно-творческой активности.
Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того,
насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактических
воздействий в субъект познавательной деятельности. Приведение в движение с
помощью методов обучения всех сущностных сил школьников пробуждает у них
интерес к содержанию и проблемам учебной деятельности, обеспечивает успех в
воспитании познавательной активности.
Таким образом, методы
обучающего взаимодействия учителя и учащихся коренятся в разнообразных
методах человеческого искания истины и познавательного общения. Они научно
педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих
требований и являются важнейшим механизмом осуществления процесса
обучения, благодаря реализации их педагогических функций.
Структура процесса обучения.
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное,
организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное
обучающее взаимодействие учителей и учащихся.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом
является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности
знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог
постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого
усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-
педогогическое значение цели заключается в том, что она организует и
мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее
эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель
«работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только
педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным
стимулом их познавательной деятельности.
Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого
развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников,
является содержание социального опыта усваиваемого детьми. В содержании
проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами
общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь
основ в целях обучающего познания. Чтобы стать элементом учебного процесса,
научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки
зрения ее актуальности для жизни в данных общественно-исторических
условиях, развития сущностных сил ребенка и с учетом возможностей ее
освоения детьми различных возрастов. Это противоречие преодолевается
педагогической
наукой, которая опытно-
количество, качество и степень трудности необходимой для школьников
информации, возможности ее усвоения и использования каждым ребенком.
Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру
изложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые
могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее
распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая,
спиральная
и смешанная структуры
При линейной структуре
непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев,
прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым
знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его
содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями.
Характерной особенностью
что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно
расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанная структура – комбинация линейной, концентрической и
спиральной структур.
Центральной фигурой, системообразующем началом процесса обучения
является учитель – носитель содержания образования и воспитания,
организатор всей познавательной деятельности детей. В его личности
сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. В процессе
обучения огромную роль играет весь строй нравственно-эстетического
отношения учитель к жизни. Учитель приводит в движение все внутренние и
внешние механизмы процесса обучения: он передает знания, организует и
стимулирует познавательную деятельность детей, пробуждает интерес и
формирует у них потребность в знаниях.
Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного
процесса является сам ребенок, учащийся. Он то самый объект и субъект
педагогического познания, ради которого создается процесс обучения. В
процессе познания в сознание ребенка совершается сложнейший процесс
отражения реальной действительности с помощью разнообразных научно
обоснованных методов обучения. В качестве механизмов освоения
действительности детьми выступают деятельность и общение.
Процесс обучения, освоения ребенком системы знаний, умений и навыков
подразделяется на неразрывно диалектически взаимосвязанные этапы познания.
Первый этап – восприятия-усвоения. На основе восприятия осуществляется
осмысление, обеспечивающее понимание и усвоение материала. Второй этап
вбирает в себя в обобщенном виде результаты первоначального усвоения и
создает основу для углубления познания. Он характеризуется как усвоение-
воспроизведение. Восприятие, усвоение и первичное воспроизведение учебного
материала создают возможность осуществление третьего этапа познания –
творческого практического применения знаний. Познавательный процесс
достигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей
знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную
активность, реальное участие в общественной практике.
В процессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект
познания. В познавательной деятельности им движет естественное противоречие
между его стремлением к активному участию в жизни, к взрослости и
отсутствием необходимого для этого жизненного опыта, знаний, умений,
навыков. Стимулы познавательной деятельности школьников связаны прежде