Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
всего с возможностью снятия противоречия за счет получаемого образования.
Важным элементом учебного
как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс
коллективного познания совершается поэтапно. В сущности он адекватен
процессу индивидуального познания. Но по педагогической организации, формам
и методам работы коллективное познание следует своей особой логике. Особое
педагогическое значение имеет коллективное взаимообучение, в процессе
которого обучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания.
Обучающего вдохновляет роль ведущего, а обучаемый стремится к изменению
ситуации и получает удовлетворение, утверждая себя в коллективе.
Движущимися силами, стимулами коллективного познания являются для
детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия;
и повышенная эмоциональность коллективного восприятия; и противоречия,
расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель
побуждают учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий,
объединяют в стремлении к общему положительному результату.
Существенным элементом структуры познавательного процесса являются
методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и
учащихся. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности
учителя и учащихся. В педагогической практике огромную роль играет не
столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько
индивидуальная методическая система учителя, сложившаяся система его
взаимодействия с детьми.
Методы обучения, методическая система учителя являются способами
работы не только учителя, но и, одновременно, учащихся. Любой метод только
тогда активен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны,
способствует превращению методической системы учителя в способы
познавательной деятельности учащихся. Для этого необходимо осознание
учащимися каждого метода работы, его сильных и слабых сторон, овладение
умениями и навыками учебного труда. Группа методов обучения по своей
сущности соответствуют основным этапам учебного познания. Это методы,
обеспечивающие первичное восприятие учебного материала, методы,
направленные на усвоение знаний, методы практической деятельности и
творческого применения знаний, методы обратной связи, диагностики, проверки
усвоения знаний
школьниками и коррекции
Процесс обучения немыслим без
формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и
организационную в пространстве познавательную совместную деятельность
учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы
многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция,
индивидуальное и групповое обучение, кружок. Каждая форма приобретает
конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от
содержания учебной работы и возраста учащихся. Форма обучения в
педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием.
Разнообразный учебный материал, в зависимости от его особенностей, требует
гибких, подвижных форм организации познания.
Органичным элементом структуры процесса обучения является
самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа
учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по
самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня
большое самостоятельное значение. Ее функцией не является возмещение
недостатков в работе учителя, задача которого в обеспечение хорошего
качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Самостоятельные
занятия необходимы как решающее средство закрепления умений и навыков,
интенсивного развития умственных сил, морального самоутверждения. В
современных условиях необходимо переключать детей от механического
повторения параграфов учебника на самостоятельный поиск дополнительной
информации, ее сознательную переработку и критическую оценку. В качестве
форм и методов самостоятельной внеучебной деятельности используются:
выполнение домашних заданий, самостоятельная работа в библиотеке,
конспектирование, ведение дневников, обмен информацией (беседа) с
товарищами. Самостоятельная внеурочная работа школьников способствует
разрешению противоречий между ограниченностью содержания школьного
образования, консервативностью его форм и динамическим потоком свободной
информации, подвижными формами ее передачи и усвоения.
Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент
познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в
производительном, общественно полезном труде. В общественной жизни. Речь
идет не только о практических занятиях, а прежде всего о реальном,
общественно значимом труде школьников в сфере производства, который требует
особого внимания к политехнической направленности знаний. Этот элемент
процесса синтезирует в себе все остальные, дает возможность проверить
качество результатов обучения жизненной общественной практикой. С помощью
общественной практики достигается разрешение противоречия между школой и
жизнью, между содержанием, формами, методами обучения и требованиями
общества, экономики, культуры, научно-технического прогресса. Этот элемент
процесса познания является тем системообразующем звеном, которое ограничено
объединяет, связывает обучение и жизнь. Благодаря ему развивающаяся
детская личность переходит из мира детства к состоянию взрослости, из
школы в жизнь.
Завершающим элементом структуры процесса обучения является
педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных
методов, способов и приемов , направленных на выявление качества знаний,
умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об
эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика
позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы
обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и
обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим. Среди методов
диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные
самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и
творческого характера. Своевременная и правильная педагогическая
диагностика исключает формализм в работе учителя, помогает ему вместе с
детьми более точно определить их способности и дарования, делать выбор в
дифференцированном обучении.
Заключение.
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный
педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).
Современная дидактика
нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Обучение
комплексно влияет на личность, несмотря на то что образовательная функция
более всего специфична для этого процесса. Заметим, что грани между
образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны
и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.
Все функции обучения нельзя представлять себе как параллельно
осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного
процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна
предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием,
но и одновременно условием активизации первопричины.
Основные функции обучения реализуются на практике, во-первых,
комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и
развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и
школьников, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом
того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей
или меньшей степени; в-третьих, единство этих функций осуществляются
сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в
процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его
результатов одновременно оценивается ход осуществляется всех функций, а не
одной из них.
Аналогично функциям элементы учебного процесса надо рассматривать в
закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и
содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм
стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий
контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса
обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.
В зависимости
от специфики задач обучения,
уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут
применятся в большей или меньшей степени, а порой и вообще отсутствовать.
Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию процесса
обучения, не допускать шаблонного, независимо от конкретной ситуации, их
применения.