Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:41, курсовая работа
Динамизм и изменчивость деловой среды создают для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, уже недостаточно управлять поведением людей. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение.
Введение 3
1.Характеристика предприятия торговли 6
2. Организация торгового процесса 11
3. Организация технологического процесса в магазине «Бытовая химия» 19
4. Организация хозяйственных связей и операций по поставкам товаров 27
5. Организация товародвижения и товароснабжения предприятия торговли 36
Заключение 46
Список использованных источников 48
Коэффициент установочной площади рассчитывается по формуле (2).
= ; (2)
= = 0,31
Экспозиционная площадь – это площадь выкладки товаров, слагаемая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров [2, с.83].
Коэффициент экспозиционной площади рассчитывается по формуле (3).
= ; (3)
где: , - коэффициент установочной площади;
- площадь торгового зала, занятая оборудованием с товарами, кв. м;
- коэффициент экспозиционной площади;
- площадь полок оборудования, используемая для выкладки товаров;
- общая площадь торгового зала.
= 0,64
Коэффициент эффективности использования торговой площади и оборудования магазина (,) рассчитывается как отношение фактических значений коэффициентов установочной и экспозиционной площадей к нормативным.
Кэфф у= 0,31/0,32 = 0,98
Кэфф э= 0,64/0,65 = 0,98
Оба рассчитанных коэффициента близки к нормативным, что говорит о эффективности использования торговой площади в магазине.
Состав технологических помещений на предприятии розничной торговли– помещения, предназначенные для приемки товаров, их хранения и подготовки к продаже.
Таблица 3.1 – Данные площадей неторговых помещений
Группа помещений |
На 10 м2 торговой площади при величине предприятия 100 м2 |
Расчетная величина, м2 |
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже |
3,4 |
167,4/10*3,4= 57,7 |
Служебных и бытовых |
1,2 |
168,4/10*1,2 =20,2 |
Итого |
4,6 |
168,4/10*4,6=77,9 |
Итого, общая площадь неторговых помещений магазина равна 77,9 м2 . Таким образом, общая площадь магазина равна: торговая площадь + неторговая площадь: 90,5 + 77,9 = 168,4 м2
Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина. Своевременная и правильная приемка товаров обеспечивает сохранность материальных ценностей, предотвращает образование недостач, повреждение товаров, позволяет своевременно выявить виновных, препятствует поступлению недоброкачественных товаров в торговлю.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Все товары, поступающие в магазин, проходят обязательную приемку по количеству и качеству. Поступившие товары принимают и приходуют работники, на которых возложена материальная ответственность. Принимаются только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству, осуществляемая в магазине, а также ее документальное оформление производятся в соответствиями с правилами, изложенными в инструкциях «О порядке приемки продукции и товаров по количеству», а также «О порядке приемки продукции и товаров по качеству»; инструкцией «Об особенностях приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании», стандартами и документами, регулирующими порядок перевозки товаров на отдельных видах транспорта, а также договорами поставки.
Приемка товаров по количеству. Приемка непродовольственных товаров ведется товароведом или старшими продавцами по транспортным и сопроводительным документам поставщика (счету-фактуре, товарно-транспортной накладной, спецификации) и заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. В случае если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляется акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимаются на ответственное хранение.
Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, принимаются в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары.
При полном соответствии фактически поступившего количества товаров данным сопроводительных документов материально ответственное лицо удостоверяет своей подписью приемку, и поступившие товары приходуют.
Если при приемке товаров обнаружена недостача, то останавливается дальнейшая приемка, обеспечивается сохранность товаров, принимаются меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами, а о выявленной недостаче составляется односторонний акт («Акт о приемке товара» форма №ТОРГ-1), который подписывают лица, участвовавшие в приемке.
Приемка товаров по качеству. Приемка непродовольственных товаров по качеству осуществляется товароведом или старшими продавцами магазина, хорошо знающими товары и правила их разбраковки, путем сопоставления качественных показателей поступивших товаров с требованиями стандартов, договоров поставки, а также сопроводительных документов поставщика. Одновременно с приемкой по качеству проверяется правильность упаковки, маркировки и комплектности товаров.
При обнаружении несоответствия качества, комплектности и маркировки товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, чертежей, образцов (эталонов), договора или данным, (указанным на маркировке и в сопроводительных документах, удостоверяющих качество товаров), останавливается дальнейшая приемка и составляется односторонний акт (форма №ТОРГ-1), в котором указывается количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Если недоброкачественность обнаружена покупателем, к акту магазина прикладывается заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копия товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.
Недоброкачественные или некомплектные товары принимаются магазином на временное хранение до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании.
Особенности приемки отдельных товаров по количеству и качеству. Хозяйственные товары, в т.ч. товары бытовой химии подлежат сплошной проверке по качеству, комплектности, маркировке.
Количественная и качественная сохранность товаров, снижение товарных потерь в розничной торговой сети во многом зависят от условий хранения, размещения и укладки, наблюдения и ухода за товарами, соблюдения правил пожарной безопасности.
Партию товара, принятую по количеству и качеству, размещают в кладовых, на стеллажах и подтоварниках. При размещении товаров на хранение закрепляется за каждым товаром постоянное место, что упрощает процесс учета и контроля состояния товарных запасов, обеспечивает оптимальные условия и режимы хранения. Товары частого спроса располагают ближе к торговому залу. При хранении обязательно соблюдаются требования техники безопасности. В частности, ящики с изделиями укладывают в штабеля высотой не более 2 м. Проходы между стеллажами и подтоварниками располагают на расстоянии не менее: 20 см от стен, 100 см - от батарей и 50 см – от ламп.
Товары в магазине хранятся в упакованном и распакованном виде. Способы их хранения зависят от свойств товаров, вида товаров, складских помещений, продолжительности хранения. Хранение товара производится штабельным (на поддонах и подтоварниках) и стеллажным способами хранения. На стеллажах размещают распакованные товары (например, СМС, чистящие средства, средства по уходу за мебелью и др.). Громоздкие, тяжеловесные товары (банки с красками), ящики с растворителями, олифой, мешки с удобрениями, а также групповые упаковки, товары в полимерных бутылках, упакованных в картонные ящики, укладываются в штабеля высотой штабеля не более 1,6м.
Используют групповую
упаковку товаров бытовой химии
с применением клеевой лентой.
В настоящее время для
Соблюдается требование к массе упакованных товаров. Масса брутто деревянного ящика, картонного набивного барабана, мешка, картонного и полимерного ящика не должна превышать 30 кг, групповой упаковки с применением термоусадочной пленки или бумаги – 20 кг.
Наряду с общими требованиям, предъявляемыми к организации хранения непродовольственных товаров, учитываются особенности хранения некоторых из них.
СМС порошкообразные хранят в сухих помещениях при влажности не выше 70% вдали от отопительных приборов и прямых солнечных лучей. Температура хранения не ниже минус 10°С и не выше плюс 35°С. Гарантийный срок хранения от 9 до 12 месяцев.
Многие из поступивших в магазин товаров не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезены, т.е. нуждаются в подготовке к продаже, придании торгового вида. Предварительная подготовка товаров к продаже освобождает продавцов от подготовительных операций в процессе обслуживания покупателей, ускоряет его и повышает производительность труда. Подготовка товаров к продаже снижает товарные потери в процессе продажи, увеличивает пропускную способность магазинов, повышает эффективность использования торговых площадей, что оказывает благоприятное влияние на улучшение всех экономических показателей магазина. При этом улучшается санитарное состояние магазина, выразительность товарной выкладки, художественное оформление интерьера торгового зала. Наконец, это проявление внимания и заботы о покупателе.
Схема технологического процесса приведена на рис.5.
поступление товаров
разгрузка машины
приём товаров по количеству и качеству
перемещение товаров
размещение на хранение
хранение
перемещение товаров в торговый зал
размещение и выкладка товаров в торговом зале
Рисунок 5. Технологический процесс в магазине
Все операции по подготовке
непродовольственных товаров
К общим операциям, относятся: распаковка, тщательный их осмотр, сортировка, «облагораживание» и комплектование наборов, маркировка товаров (заполнение ярлыков или ценников по установленной форме).
Распаковка – это освобождение товаров от внешней тары с одновременной проверкой их качества и количества, состояния тары и упаковки. Распаковывают товары с помощью специальных инструментов так, чтобы не повредить товар, сохранить тару и упаковочные материалы для дальнейшего использования.
Сортировка - группирование изделий по ассортиментным признакам, т.е. размерам, сортам, цене, а также проверку по прейскуранту соответствия цены и сорта, указанных на маркировке товаров, данным сопроводительных документов поставщика.
Облагораживание товаров - удалении пыли, смазки, стружки (например, товары бытовой химии в упаковке из пластмасс, стеклянной упаковке очищают от пыли и других загрязнений; проверяют отсутствие трещин и других грубых дефектов).
Комплектование наборов (например, чистящих средств для кухни: для чистки плит, холодильников и мытья посуды; для ремонта квартир; для ухода за садом и огородом; для ухода за мебелью) и других многопредметных товаров, поступивших в разрозненном виде.
Большинство подготовительных операций осуществляется в специальном помещении – фасовочной. Только отдельные операции (прикрепление ярлыков, комплектование наборов и некоторые другие) выполняются в торговом зале.
Важнейшими условиями высокого качества торгового обслуживания покупателей и эффективного труда работников магазина являются правильное размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина осуществляется с учетом следующих основных требований:
- предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
- создания условий комфортности
во время пребывания
- предоставления покупателям
необходимой информации и
- оптимального использования торговых площадей магазина;
- обеспечения сохранности материальных ценностей;
- организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
При размещении товарных групп
в торговом зале магазина учитывается
ассортимент реализуемых