Особенности воспитания детей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Файлы: 31 файл

Вопросы к экзамену Теория обучения и воспитания.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание в Японии.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гражданское воспитание.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гуманистическое воспитание.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

активно включаться в  общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее

пределами, участвовать  в экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Педагоги -

организаторы педагогического  процесса должны стремиться к тому, чтобы сам этот

процесс стал для воспитанников  притягательной сферой их жизнедеятельности.

 

Необходимость связи  педагогического процесса с производственной практикой 

обусловлена тем, что  практика является источником познавательной деятельности,

единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения

результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории должно

опираться на имеющийся  у воспитанников опыт. Например, изучение

тригонометрических зависимостей между сторонами и углами приобретает  особый

смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.

Однако чаще теоретическая  подготовка предшествует практической работе учащихся.

Применение знаний, умений и навыков на практике способствует их более прочному и 

глубокому освоению.

 

Одним из путей осуществления  принципа связи с жизнью и практикой является

вовлечение воспитанников  в посильную трудовую и другие виды деятельности. При 

этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости  созидания и 

творчества.

 

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую  пользу - принцип, тесно

связанный с предыдущим принципом - организации педагогического  процесса. Труд

создает материальную основу для развития задатков и способностей, для 

формирования мировоззрения  и морального облика личности. Участие  в коллективном

труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование

социально ценных личностно-деловых  качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал 

А. С. Макаренко, труд сам  по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и 

коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых

мотиваций поведения. Воспитывают  социальное и интеллектуальное содержание труда,

его включенность в систему  общественно значимых отношений, организация  и 

нравственная направленность.

 

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б. Т.Лихачевым принцип

эстетизации детской  жизни. Формирование у воспитанников  эстетического отношения 

к действительности позволяет  развить у них высокий художественно-эстетический

вкус, дать им возможность  познать подлинную красоту общественных эстетических

идеалов. Предметы естественно-математического  цикла помогают раскрыть перед 

детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и  сохранять ее. Предметы

гуманитарного цикла  показывают эстетическую картину человеческих отношений.

Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный  мир искусства. Предметы

утилитарно-практического  цикла позволяют проникнуть в  тайны красоты труда,

человеческого тела, обучают  навыкам создания, сохранения и развития этой

красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного  труда, деловых 

отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности 

эстетизации жизни открываются  перед школьниками в работе общественных

организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного

и общественно полезного  труда, в формировании повседневных отношений и 

поведения.

 

В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую  роль.

Педагогическое руководство  направлено на то, чтобы вызвать у детей активность,

самостоятельность и  инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания 

педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности 

воспитанников.

 

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить

их выполнению тех  или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и 

творчество. От него зависят  развитие детской самостоятельности  и самовоспитание

детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает

проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя

как личности. Необходимым  условием развития инициативы и самостоятельности 

школьников является развитие самоуправления.

 

Начиная организацию  детской деятельности со всемерного поощрения и развития

инициативы и самодеятельности школьников, необходимо постоянно корректировать

стиль отношений с  ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В то

же время следует  избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и

самотека. Успех дела здесь решает педагогическое руководство, логика которого с 

необходимостью приводит к построению и реализации педагогических систем,

рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся. С этой

целью во всех сферах деятельности, как в учебной, так и во внеучебной работе,

они должны быть по возможности  поставлены перед необходимостью делать выбор,

принимать самостоятельные  решения, активно участвовать в  их выполнении. В 

стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные

цели и вызывать потребность  в коллективной деятельности; отказаться от

чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления

инициативы, самостоятельности  и творчества; опираться на доверие, разнообразить

виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций  руководства и 

подчинения.

 

Важнейший принцип организации  детской деятельности - уважение к  личности ребенка 

в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности

гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой

уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны  как сущность и 

явление. Их единство полно  и емко выразил А. С. Макаренко: как  можно больше

требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.

Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный

потенциал существенно  возрастает, если она объективно целесообразна,

продиктована потребностями  воспитательного процесса, задачами всестороннего

развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная

твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не

противоречит тому, что  в практической работе педагоги-мастера  делают

требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что

нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по

отношению к дисциплинированному  школьнику и в мягкой - по отношению  к ленивому и 

безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни

была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не

рассчитана на достигнутый  и заданный уровень развития личности ученика. У 

хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется

с требовательностью  к себе.

 

Реализация принципа уважения к личности в сочетании  с разумной требовательностью 

тесно связана с принципом  опоры на положительное в человеке, на сильные стороны 

его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися,

находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются 

такие, которые плохо  учатся, ленятся, пренебрежительно относятся  к интересам 

коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у

самых трудных ребят  есть стремление к нравственному  самосовершенствованию,

которое легко погасить, если обращаться к ним только с  помощью криков, упреков и 

нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если учитель вовремя 

заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные

формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках,

начинают смотреть на себя как на неисправимых.

 

Выявляя в ученике  положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие,

педагог как бы предвосхищает  процесс становления и возвышения личности. Если

ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого 

успеха в работе над  собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем 

укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти

положительные эмоциональные  переживания усиливаются, если успехи в развитии и 

поведении школьника  замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив 

сверстников.

 

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно

раскрывается в формуле  А. С. Макаренко: к человеку надо подходить  с 

оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

 

Успешная реализация принципов единства требований и  уважения к личности, опоры 

на ее сильные стороны  возможна лишь при соблюдении еще  одного принципа -

согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто  так не вредит

воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий,

разнобой и несогласованность  в требованиях, предъявляемых к  учащимся школой,

педагогами, семьей и  общественностью.

 

Единство и целостность  учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным

взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что если

воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут  не сбалансированы,

действовать в различных  направлениях, а то и противоположных, школьник

приучается рассматривать  нормы и правила поведения как нечто необязательное,

устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно достичь, например,

успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка 

и организованности, а  другие проявляют нетребовательность и либерализм.

 

Условиями осуществления  этого принципа являются следующие: обеспечение системы в 

предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и 

совершенствование ранее  предъявлявшихся требований; настойчивость  в предъявлении

требования.

 

Управление деятельностью  воспитанников требует реализации принципа увлечения их

перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком

своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является

могучим источником нравственного  достоинства, моральной стойкости  в преодолении 

трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой  воспитанник 

наиболее ярко проявляет  себя, надо умело использовать для  его духовного подъема.

Задача педагога - помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и

далекие перспективы  личностного роста и соотнести  их с перспективами развития

коллектива, общества.

 

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников  имеет 

принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по

История возникновения воспитания.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классный руководитель в воспитат.системе школы.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Коллектив как объект и субъект воспитания.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Нравственные основы воспитания.doc

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общие методы воспитания.doc

— 119.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основы теории и технологии семейного воспитания.doc

— 134.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Потенциал социализации студентов в высшей школе.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Семейное воспитание.doc

— 107.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Трудовое воспитание.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Физическое воспитание.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Формирование эстетической культуры личности.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Функции обучения.doc

— 189.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Цели и задачи воспитания.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое воспитание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Болонский процесс.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дидактика (по Бабанскому).doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классно-урочная система обучения.ppt

— 717.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общая презентация 03323гр. Методы обучения.pptx

— 6.18 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

презентация по ФГОС ВПО.ppt

— 540.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация Процесс обучения как целостная система>.pptx

— 255.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Принципы обучения.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения, его функции.doc

— 242.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа с книгой.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Самостоятельная работа студентов.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Теория обучения.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Термины, определения. Теория обучения.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности воспитания детей в Японии