Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее
пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Педагоги -
организаторы педагогического процесса должны стремиться к тому, чтобы сам этот
процесс стал для воспитанников притягательной сферой их жизнедеятельности.
Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой
обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности,
единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения
результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории должно
опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение
тригонометрических
смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.
Однако чаще теоретическая подготовка предшествует практической работе учащихся.
Применение знаний, умений и навыков на практике способствует их более прочному и
глубокому освоению.
Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является
вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При
этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и
творчества.
Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно
связанный с предыдущим принципом - организации педагогического процесса. Труд
создает материальную основу для развития задатков и способностей, для
формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном
труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование
социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал
А. С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и
коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых
мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда,
его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и
нравственная направленность.
Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б. Т.Лихачевым принцип
эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения
к действительности позволяет
развить у них высокий
вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических
идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед
детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы
гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений.
Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы
утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда,
человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой
красоты. Педагогу на уроках
важно утвердить красоту
отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности
эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных
организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного
и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и
поведения.
В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль.
Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность,
самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания
педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности
воспитанников.
Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить
их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и
творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание
детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает
проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя
как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности
школьников является развитие самоуправления.
Начиная организацию детской деятельности со всемерного поощрения и развития
инициативы и самодеятельности школьников, необходимо постоянно корректировать
стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В то
же время следует избегать идеализации сил и возможностей детей, стихийности и
самотека. Успех дела здесь решает педагогическое руководство, логика которого с
необходимостью приводит к построению и реализации педагогических систем,
рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся. С этой
целью во всех сферах деятельности, как в учебной, так и во внеучебной работе,
они должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор,
принимать самостоятельные решения, активно участвовать в их выполнении. В
стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные
цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от
чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления
инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить
виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и
подчинения.
Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка
в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности
гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой
уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и
явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше
требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.
Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный
потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна,
продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего
развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная
твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не
противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают
требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что
нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по
отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и
безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни
была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не
рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У
хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется
с требовательностью к себе.
Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью
тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны
его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися,
находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются
такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам
коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у
самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию,
которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и
нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если учитель вовремя
заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные
формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках,
начинают смотреть на себя как на неисправимых.
Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие,
педагог как бы предвосхищает
процесс становления и
ученик овладевает новыми
формами поведения и
успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем
укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти
положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и
поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив
сверстников.
Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно
раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с
оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.
Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры
на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа -
согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит
воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий,
разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой,
педагогами, семьей и общественностью.
Единство и целостность
учебно-воспитательного
взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что если
воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут не сбалансированы,
действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник
приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное,
устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно достичь, например,
успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка
и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм.
Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в
предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и
совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении
требования.
Управление деятельностью
воспитанников требует
перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком
своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является
могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении
трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник
наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема.
Задача педагога - помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и
далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития
коллектива, общества.
Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет
принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по