Особенности воспитания детей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Файлы: 31 файл

Вопросы к экзамену Теория обучения и воспитания.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание в Японии.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гражданское воспитание.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гуманистическое воспитание.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

более свободным и  творческим человек становится в реализации культурно-

гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет 

сформулировать ведущий  принцип в системе гуманистических  метапринципов 

воспитания - принцип  непрерывного общего и профессионального развития личности.

Ведущий он потому, что  все остальные принципы, имея в  своей основе эту 

закономерность, подчинены  ему, обеспечивая внутренние и внешние  условия его 

осуществления. Именно в  этом смысле гуманизация образования  и рассматривается 

как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том

случае, если, согласно Л.С.Выготскому, оно ориентировано на "зону ближайшего

развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые 

обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно

необходимые базисные качества для развития личности в том или  ином возрастном

периоде. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только

базовыми профессиональными  знаниями, но и общечеловеческой культурой, на этой

основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные 

субъективные (потребности  личности) и объективные условия, связанные с 

материальной базой  и кадровым потенциалом образования.

 

Закономерностью воспитания, связанной с его центрацией на развитие личности,

обусловлен и такой  метапринцип, как природосообразность  воспитания. Современная 

трактовка принципа природосообразности  исходит из того, что воспитание должно

основываться на научном  понимании естественных и социальных процессов,

согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у 

него ответственность  за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и 

формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой 

дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи

ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому  образу жизни и 

умение выживать в  экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие

планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

 

Развитие человека и  его потребностей необходимо выводить за пределы Я и 

ближайшего социума, помогая  осознать глобальные проблемы человечества, ощутить 

чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности  за их состояние

и развитие.

 

Развитие личности в  гармонии с общечеловеческой культурой  зависит от ценностных

оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип 

воспитания - принцип  его культуросообразности. Этот принцип  разрабатывали С. Т.

Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

 

Современная трактовка  принципа культуросообразности предполагает, что воспитание

должно основываться на общечеловеческих ценностях и  строиться с учетом

особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения

человека к различным  пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной,

материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной,

нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны  в том 

случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и

стиль социализации.

 

Культура реализует  свою функцию развития личности только в том случае, если она 

активизирует, побуждает  ее к деятельности. Чем разнообразнее  и продуктивнее

значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение

общечеловеческой и  профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и 

является тем механизмом, который позволяет преобразовать  совокупность внешних 

влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как

продукты развития. Это  обусловливает особую важность реализации деятельностного 

подхода как метапринципа гуманистического воспитания.

 

Процесс общего, социально-нравственного  и профессионального развития личности

приобретает оптимальный  характер, когда учащийся выступает  субъектом воспитания.

Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и 

личностного подходов. Личностный подход как метапринцип воспитания требует 

отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных

особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся

относятся к каждому  человеку как к самостоятельной  ценности, а не как к средству

для достижения своих  целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого

человека как заведомо интересного, признавать за ним право  на непохожесть на

других. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или 

осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

 

Личностный подход органично связан с принципом персона-лизации педагогического

взаимодействия, который  требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в 

этот процесс личностного  опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих  им

действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие

жестко детерминируется  ролевыми предписаниями, что противоречит другому 

гуманистическому метаприн-ципу - полисубъектного (диалогического) подхода.

Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных

отношений, равноправного  учебного сотрудничества и взаимодействия возможно

гармоничное развитие личности.

 

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование

суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-

равноправные позиции  сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с 

изменением ролей и  функций участников педагогического  процесса. Педагог не

воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося  к 

саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные

ориентации педагога, связанные  с его отношением к учащимся, к  преподаваемым 

предметам, к педагогической деятельности.

 

Диалогизация педагогического  процесса - это не возврат к "парной педагогике",

поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их

внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от

максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных  задач к постепенному

нарастанию их собственной  активности до полной саморегуляции  в обучении и 

появления отношений  партнерства между ними. Перестройка  форм сотрудничества,

связанная с изменением позиций педагога и учащегося, приводит к возможности

самоизменения субъекта обучения, самостоятельно прокладывающего  себе пути

саморазвития.

 

В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и 

творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность

составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий

подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной  и других видов 

деятельности, организацию  самодвижения к конечному результату. Это дает

возможность учащемуся  испытать радость от осознания собственного роста и 

развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход

предполагает создание условий для самореализации личности, выявления 

(диагностики) и развития  ее творческих возможностей. Именно такой подход

обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

 

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано  с реализацией и такого

метапринципа, как профессионально-этической  взаимоответственности. Он обусловлен

закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического  процесса

принять на себя заботы о  судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно 

предполагает их гуманистический  образ жизни, соблюдение норм педагогической

этики. Данный принцип  требует такого уровня внутренне  детерминированной 

активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу

обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут  творить сами эти 

обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно

совершенствовать себя.

 

Сущностная специфика  выделенных метапринципов воспитания состоит не только в 

передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им

умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников

педагогического процесса.

 

Воспитание как социально  организованный процесс интериориза-ции  общечеловеческих

ценностей. Метапринципы гуманистического воспитания - это  концентрированное,

инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение,

действуют в любых  педагогических ситуациях и при  любых условиях организации 

образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой 

иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется

только при условии  осуществления всех остальных принципов.

 

В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей  и 

метапринципов воспитания, важно учитывать более частные  принципы организации

воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются  в 

повседневной педагогической деятельности.

 

Одним из таких принципов  является принцип обучения и воспитания детей в 

коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и

индивидуальных форм организации педагогического процесса.

 

Коллектив в непосредственно  ощутимой форме воспроизводит для  индивидуального 

сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной

системе в целом. Будучи целесообразной формой организации образа жизни и

деятельности учащихся, коллектив дает им то, что они  в нем ищут, - богатство и 

многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую  полноту жизни,

возможность полнокровной реализации личности. Только в коллективе и с его

помощью воспитываются  и развиваются чувство ответственности, коллективизма,

товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются 

правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки

руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность,

открывает широкий простор  для ее всестороннего и гармонического развития.

 

Большую роль в организации  воспитания имеет принцип связи  воспитания с жизнью и 

производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического

ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения  на занятия 

местного краеведческого материала. В соответствии с ним  воспитанники должны

История возникновения воспитания.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классный руководитель в воспитат.системе школы.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Коллектив как объект и субъект воспитания.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Нравственные основы воспитания.doc

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общие методы воспитания.doc

— 119.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основы теории и технологии семейного воспитания.doc

— 134.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Потенциал социализации студентов в высшей школе.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Семейное воспитание.doc

— 107.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Трудовое воспитание.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Физическое воспитание.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Формирование эстетической культуры личности.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Функции обучения.doc

— 189.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Цели и задачи воспитания.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое воспитание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Болонский процесс.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дидактика (по Бабанскому).doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классно-урочная система обучения.ppt

— 717.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общая презентация 03323гр. Методы обучения.pptx

— 6.18 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

презентация по ФГОС ВПО.ppt

— 540.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация Процесс обучения как целостная система>.pptx

— 255.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Принципы обучения.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения, его функции.doc

— 242.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа с книгой.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Самостоятельная работа студентов.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Теория обучения.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Термины, определения. Теория обучения.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности воспитания детей в Японии