Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного
действия. Сущность и проявления прямого педагогического действия (воздействия)
очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено.
Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу
или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект
воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в
действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой
отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно
быть воздействием на коллектив, и наоборот.
На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется
общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе
коллективных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения
тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив.
Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате
совместных целесообразно организованных коллективных действий.
Взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе. Принципы
воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как
целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического
процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов
обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов,
средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность
воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли
других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в
целом.
При изолированном рядоположенном рассмотрении действия принципов педагогического
процесса не раскрываются его диалектика, взаимодействие и борьба противоположных
сил и тенденций в нем. Принцип научности всегда выступает в единстве с
требованием доступности и посильности; принцип сознательности и активности
неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и
действенности результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение
сознательности и активности и т.д.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятий "воспитание" и "воспитательная работа".
2. Каковы цели и
задачи гуманистического
3. Раскройте аксиологическую характеристику личности.
4. В чем заключена
сущность мотивационно-
5. Назовите ведущие закономерности и метапринципы процесса воспитания.
6. Раскройте основные требования частных принципов гуманистического воспитания.
7. В чем проявляется
взаимосвязь принципов
педагогическом процессе?
Литература для
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...
Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред.
Н.Л.Селивановой. - М., 2000.
Лихачев Б. М. Философия воспитания. - М., 1995.
Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. -
М., 2000.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. - M., 1979. -
Т. 3.
Франкл В. Человек для себя. - Минск, 1992.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных
теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995.
Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998.