Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования — это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют от имени общенациональных интересов. Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов.

Осуществлять программу государственной  экономической политики будут субъекты ГРЭ — исполнители хозяйственных интересов. Это - главная, третья, линия трансформации частных экономических интересов в ГЭП.  

Исполнителями хозяйственных интересов  — субъектами ГРЭ — являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу.

Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики.

Основная часть таких органов  формально осуществляет консультативную  деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на ГЭП. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социально обеспечения, центральном банке, правлениях государственных железных дорог и др.

Другая группа государственно-частных  органов хозяйственного регулирования — это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на ГЭП: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды — от местных до международных, кампании гражданского неповиновения и т.д. Наиболее действенная из них — обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.

Обратная связь между ГРЭ  и носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению:  уровень социальной напряженности, оценка ГРЭ средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных  интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы — выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии, или нет.

Органы ГРЭ не могут  позволить себе выяснять реакцию  носителей хозяйственных интересов  на общую направленность и конкретные меры ГЭП во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы. Государственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов. Анкетирование является формой обратной связи. Опросы должны проводится специализированными научно- исследовательскими центрами.

Объекты и цели государственного регулирования  экономики

Объекты ГРЭ — это регионы, отрасли, а также ситуации, явления и  условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности

Основные объекты ГРЭ: это экономический  цикл; отраслевая и региональная структура хозяйства;  условия накопления капитала;  занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Перечисленные объекты носят совершенно различный характер; они охватывают макро- , мезо- и микроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень предприятия, отрасли, региона, сектора экономики; хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Основной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность. От этой цели распространяется дерево частных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ.  Например, цель — выравнивание экономического цикла — направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства — на отраслевую и  региональную структуру;

Очевидно, что названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть постановлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

В дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями, т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных показателей  в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план.

Индикативное планирование – механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование экономики с ее саморегулированием, основанный на формировании системы параметров (индикаторов) социально-экономического развития предприятий РХК и установление мер государственного воздействия для их достижения. Это процесс согласования управленческих решений на макро-, мезо- и микро уровнях путем определения национальных приоритетов, целеполагания, прогнозирования, бюджетирования и других процедур; установление налоговых и иных мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации государственного плана.

В зависимости от подхода индикативному  планированию приписываются следующие функции: мотивирующая или стимулирующая, информационно-оринтирующая и координирующая. Координирующая функция индикативного планирования является основной.

 

183.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  ПРОЦЕДУР ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  В РАЗНЫХ СТРАНАХ

1. Сравнительный анализ  процедур ИП в США и Западной  Европе

Обобщая практику применения индикативного планирования, можно  выделить следующие его модели:

    1. макромодели среднесрочного планирования и перспективного прогнозирования в разрезе нескольких десятков отраслей с выделением материально-вещественного и денежного аспектов;
    2. их модификации, полученные на основе использования балансов и систем национальных счетов;
    3. одноуровневые разложимые динамические модели экономического роста, относящиеся преимущественно к классу моделей оптимального программирования.

Американская практика индикативного планирования может быть условно названа адаптивной. Первоочередной ролью государства в Америке является обеспечение юридических норм, в пределах которых происходят все экономические операции. Помимо этого деятельность государства можно разделить на три категории: производство товаров и услуг, регулирования и субсидирования частного производства; продажа товаров и услуг; перераспределение дохода через транспортные платежи.

Государство само производит ограниченное количество товаров и  услуг (это одно из основных отличий между США и многими западноевропейскими странами), но его влияние на производственные решения благодаря регулированию, налогам и субсидиям, меняющих поведение частных фирм, затрагивает основные виды их деятельности.

Помимо того, что государство  в США производит товары и услуги, обеспечивает кредитование, гарантирование займов и страхование, оно покупает многие товары и услуги, в том числе производимые частными фирмами в целях обеспечения национальной обороны, эксплуатации сети автомобильных дорог, обеспечения образования, содержания парков и др. Эти покупки в США достигают одной пятой производства.

В отраслях, в которых  государство не является ни производителем, ни покупателем, оно воздействует на действия отраслей: через субсидии и налоги, как прямые, так и косвенные, а также посредством регламентирования их деятельности. Так, в США наиболее важный набор прямых субсидий предназначен сельскому хозяйству. Большая часть этих расходов идет на осуществление утвержденных целевых программ и поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, государство поощряет одни виды деятельности, субсидируя их, и сдерживает другие, облагая их налогом.

Перераспределение доходов (трансфертные платежи) осуществляется с помощью реализации нескольких видов программ: программ государственной  помощи, социального страхования и скрытого перераспределения

Основные нормы для  деятельности государственных органов США обеспечивает конституция. Она накладывает некоторые ограничения на возможности налогообложения, но не имеет эффективных ограничений того, на что правительство может потратить свои деньги. Приблизительный баланс между доходами и расходами, а также распределение расходов по национальным приоритетам обеспечивается через бюджетную процедуру. План как таковой вообще не формируется, но каждая задача социально-экономического развития стороны закрепляется специальным федеральным бюджетным законом на срок до 2-х лет и принимается к исполнению федеральным правительством.

Иная методология индикативного  планирования применяется в Западной Европе (прежде всего во Франции, где и был максимально развит институт индикативного планирования). С определенной долей условности ее можно назвать эконометрической и итеративной

При этом правительство  воздействует на экономическое развитие посредством координации и обеспечения информацией, а не путем  принятия решений и выдачи рекомендаций. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предприятиями в схему экономического роста включаются только те инвестиционные проекты, которые являются взаимосовместимыми. Специалисты по экономике Франции отмечают, что там вместо построения обычной иерархической системы “сверху-вниз” утвердилось планирование “снизу”, в котором план рождается в результате многоступенчатых итераций и соответственно в его реализации заинтересованы все участники Основная функция ИП – информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.

В методолого-инструментальном отношении французская система  индикативного планирования базируется на агрегированных динамических моделях  долгосрочного прогнозирования, а также на реализации статистической концепции национальных счетов, причем этот упор на общенациональное счетоводство дает существенные преимущества в информационном обеспечении и гарантирует высокую достоверность планируемых показателей.

Процедура разработки ИП при таком подходе осуществляется в три этапа. Во Франции этим занимается компактный (около 150 человек) комитет по планированию (он состоит из отраслевых (вертикальных) и горизонтальных подразделений) при взаимодействии с правительственными ведомствами: Минфином и Комитетом по статистике .

Можно проследить следующую технологию ИП в Западной Европе:

На базе статистических моделей выстраиваются тренды, которые  служат основой для среднесрочных  прогнозов развития страны. В этих рамках используются и динамические модели экономического роста, а также межотраслевые балансы. На прогноз «накладываются» средства макроэкономического регулирования с тем, чтобы добиться отклонения трендов в сторону достижения зафиксированных социально-экономических индикаторов. Разработанный набор указанных средств фиксируется в законодательном акте о бюджете.

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования