Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат
В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.
В свою очередь, такой путь должен был привести к прочной экономической базе этого союза. В первых попытках конструирования экономического оптимума (Базаров, Громан) данная проблема рассматривалась в плоскости рыночного равновесия между продукцией промышленности и сельского хозяйства. Такое равновесие являлось необходимым условием реализации оптимального пути развития, который, по мнению Базарова, характеризовался бесперебойностью движения, устойчивостью и кратчайшим расстоянием от цели.
Во втором и третьем пятилетних планах круг показателей характеризующих изменения социальной и духовной жизни общества, был расширен. Предусматривались подготовка кадров и обеспечение народного хозяйства специалистами, развитие науки и искусства.
Возможности предприятий в социальном планировании определялись, во-первых, тем, что предприятие могло активно влиять на многие важные стороны социального развития коллектива, а через них — на социальные процессы в обществе в целом. Во-вторых, для производственного коллектива была характерна высокая степень управляемости социальным развитием. В-третьих, на уровне производственного коллектива социальное управление могло охватить не только предприятие и его структурные подразделения, но и каждого отдельного члена коллектива.
Социальное планирование возникло как инициатива «снизу», со стороны самих коллективов промышленных предприятий.
Отраслевой и территориальный аспекты социального планирования
Практика планирования социального развития показала, что оно не может ограничиваться только масштабами предприятия; необходим был и учет специфики социальных проблем отрасли. Многие технические, экономические и социальные мероприятия требовали своего решения в отраслевом масштабе.
К началу 80-х годов определились три основные направления работы отраслевых министерств и ведомств в области социального планирования: содействие развертыванию социологических служб на предприятиях и в объединениях; методическое оснащение практики социального планирования в отрасли; разработка плана социального развития для отрасли в целом.
Достижение целевых
Анализ социальных планов позволил
нам сделать вывод, что: а) число
планируемых показателей уменьшалось
в направлении "предприятие (объединение)
- административно-
Показатели образа жизни объединялись в группы, отражающие социально-экономическое развитие региона. Наиболее полно в составляющихся территориальных планах была представлена лишь небольшая часть этих показателей, объединяемая социологами и экономистами в группу показателей "уровня жизни населения".
"Уровень жизни" - сравнительно
давно формализованная
Новая парадигма социально-
Превращение Российской Федерации в независимое суверенное государство, переход к рыночной экономике и многообразию форм собственности потребовали новой парадигмы решения социальных и экономических проблем на уровне субъектов Федерации. Согласно прежней парадигме государство было главным субъектом национальной экономики, определяющим траекторию и качество экономического роста, социальную структуру и хозяйственный механизм страны.
Плодотворным направлением исследований может стать методология смены парадигм, под которыми чаще всего понимают теоретические устои, господствующие в научных кругах на протяжении определенного исторического этапа. При выработке новой парадигмы, т.е. целостной системы представлений об обществе и происходящих в нем переменах, классические или традиционные воззрения не отбрасываются, а входят в формирующуюся систему представлений как частный случай. Таким частным случаем была парадигма экономической мысли, сложившаяся в СССР в годы НЭПа (в конце 1920-х – начале 1930-х годов) – директивно-плановая хозяйственная система.
В литературе встречаются и более широкие толкования понятия парадигмы. Этот термин используется для периодизации научно-технических достижений, он отражает сумму технико-производственных знаний и способы их практической реализации. Культурно-экономическая парадигма описывается как совокупность способов организации производства, норм и правил хозяйственного поведения, доминирующих социальных типов хозяйствующих субъектов и др.
Советская плановая экономика, по нашему мнению, может рассматриваться как разновидность рыночного хозяйства. Относительно устойчивыми параметрами в ней были товарные цены, заработная плата, банковский процент, норма прибыли. Равновесие на рынках товаров, труда, денег и капитала регулировалось соответствующими показателями: объемом производства (продаж) продукции, занятостью работников, денежной массой в обращении и капитальными вложениями. Экономический рост обеспечивался интенсивным государственным инвестированием, выходившим за грань инфляционной загрузки производственных мощностей и создавшим обстановку избыточного спроса на факторы производства и продукты.
Парадигма директивно-планового
Управление в регионах
С развитием рыночных реформ в стране получили новый стимул исследования в области прогнозирования социально-экономического развития регионов разного уровня. К примеру, в качестве целей социально-экономического развития города используются увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Соответственно целям развития города строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии.
В понятие «социально-
Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории. Управление развитием может осуществляться с помощью широкого спектра различных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.
При осуществлении управления необходимо выделить объекты управления функционированием, а также объекты управления развитием. К первым относятся дороги, уборка мусора, водо-, газо-, тепло-, электроснабжение, состояние и эксплуатация жилого фонда, парки, благоустройство, ко вторым — возникшие новые и продолжающие развиваться старые производства, городская инфраструктура, прежде всего финансовая, связь и коммуникации, занятость уровень благосостояния.
Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.
182.СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Как отмечалось ранее, по
мере развития рыночного
Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
Объективная возможность проводить ГРЭ появляется с достижением определен-ного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития ГРЭ.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных
Выразители хозяйственных
Носители экономических
Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования