Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, такой путь должен был привести к прочной экономической базе этого союза. В первых попытках конструирования экономического оптимума (Базаров, Громан) данная проблема рассматривалась в плоскости рыночного равновесия между продукцией промышленности и сельского хозяйства. Такое равновесие являлось необходимым условием реализации оптимального пути развития, который, по мнению Базарова, характеризовался бесперебойностью движения, устойчивостью и кратчайшим расстоянием от цели.

Во втором и третьем пятилетних планах круг показателей характеризующих  изменения социальной и духовной  жизни общества, был расширен. Предусматривались подготовка кадров и обеспечение народного хозяйства специалистами, развитие науки и искусства.

Возможности предприятий в социальном планировании определялись, во-первых, тем, что предприятие могло активно влиять на многие важные стороны социального развития коллектива, а через них — на социальные процессы в обществе в целом. Во-вторых, для производственного коллектива была характерна высокая степень управляемости социальным развитием. В-третьих, на уровне  производственного коллектива социальное управление могло охватить не только предприятие и его структурные подразделения, но и каждого отдельного члена коллектива.

Социальное планирование возникло как инициатива «снизу», со стороны  самих коллективов промышленных предприятий.

Отраслевой и территориальный  аспекты социального планирования

Практика планирования социального развития показала, что оно не может ограничиваться только масштабами предприятия; необходим был и учет специфики социальных проблем отрасли. Многие технические, экономические и социальные мероприятия требовали своего решения в отраслевом масштабе.

К началу 80-х годов определились три основные направления работы отраслевых министерств и ведомств в области социального планирования: содействие развертыванию социологических служб на предприятиях и в объединениях; методическое оснащение практики социального планирования в отрасли; разработка плана социального развития для отрасли в целом.

Достижение целевых показателей  социального развития коллектива предприятия во многом зависело и от развития территории (города, региона). Если при планировании не учитывалось действие территориальных факторов, то значительно снижались возможности планирования социального развития производственных коллективов. Наиболее отчетливо это обнаруживалось в невысокой эффективности усилий многих предприятий по стабилизации трудовых коллективов, зависящей от решения таких социальных проблем территориального характера, как улучшение условий быта трудящихся, медицинского обслуживания, народного образования, воспитания подрастающего поколения, организации торговли, удовлетворения культурных потребностей, работы транспорта и т.д. Универсальность функций коллектива вызывала необходимость иметь в распоряжении предприятий жилой фонд, детские и культурные учреждения, дома отдыха и т.д. Однако средние и мелкие предприятия не располагали необходимыми материальными и финансовыми возможностями для удовлетворения потребностей своих коллективов и вынуждены были объединять свои усилия и ресурсы с другими организациями города (района).

Анализ социальных планов позволил нам сделать вывод, что: а) число планируемых показателей уменьшалось в направлении "предприятие (объединение) - административно-территориальная единица нижнего уровня - область (АССР, край) - союзная республика - Союз: б) состав социальных показателей в указанном направлении менялся также и качественно; наибольшая широта охвата различных сторон жизнедеятельности трудового коллектива – на уровне предприятия; в) в указанном направлении возрастали координационные функции над интеграционными; нацеленность разрабатываемых планов на удовлетворение первоочередных социальных потребностей отодвигало во вторую очередь решение проблем, имеющих отношение к планомерному совершенствованию всех аспектов образа жизни советского народа. Тем самым теория социального планирования все более отрывалась от его реальной практики.

Показатели образа жизни объединялись в группы, отражающие социально-экономическое развитие региона. Наиболее полно в составляющихся территориальных планах была представлена лишь небольшая часть этих показателей, объединяемая социологами и экономистами в группу показателей "уровня жизни населения".

"Уровень жизни" - сравнительно  давно формализованная категория.  Правда, по отдельным вопросам, связанным с ней (и в большей степени о репрезентативном наборе показателей), до настоящего времени продолжаются научные дискуссии. Но в целом она была разработана относительно полно и имела конкретные границы, структуры, содержание.

Новая парадигма социально-экономического планирования в 90-е годы

Превращение Российской Федерации  в независимое суверенное государство, переход к рыночной экономике и многообразию форм собственности потребовали новой парадигмы решения социальных и экономических проблем на уровне субъектов Федерации. Согласно прежней парадигме государство было главным субъектом национальной экономики, определяющим траекторию и качество экономического роста, социальную структуру и хозяйственный механизм страны.

Плодотворным направлением исследований может стать методология смены  парадигм, под которыми чаще всего понимают теоретические устои, господствующие в научных кругах на протяжении определенного исторического этапа. При выработке новой парадигмы, т.е. целостной системы представлений об обществе и происходящих в нем переменах, классические или традиционные воззрения не отбрасываются, а входят в формирующуюся систему представлений как частный случай. Таким частным случаем была парадигма экономической мысли, сложившаяся в СССР в годы НЭПа (в конце 1920-х – начале 1930-х годов) – директивно-плановая хозяйственная система.

В литературе встречаются и более широкие толкования понятия парадигмы. Этот термин используется для периодизации научно-технических достижений, он отражает сумму технико-производственных знаний и способы их практической реализации. Культурно-экономическая парадигма описывается как совокупность способов организации производства, норм и правил хозяйственного поведения, доминирующих социальных типов хозяйствующих субъектов и др.

Советская плановая экономика, по нашему мнению, может рассматриваться как разновидность рыночного хозяйства. Относительно устойчивыми параметрами в ней были товарные цены, заработная плата, банковский процент, норма прибыли. Равновесие на рынках товаров, труда, денег и капитала регулировалось соответствующими показателями: объемом производства (продаж) продукции, занятостью работников, денежной массой в обращении и капитальными вложениями. Экономический рост обеспечивался интенсивным государственным инвестированием, выходившим за грань инфляционной загрузки производственных мощностей и создавшим обстановку избыточного спроса на факторы производства и продукты.

Парадигма директивно-планового хозяйствования была способна к самовозобновлению и эволюции в исторической перспективе. Циклическая  форма развития казенно-кооперативной экономики воспроизводила исходные предпосылки собственного существования. Потребность в централизованном плановом управлении сохранялась на всех стадиях периодических колебаний экономического роста.

Управление в регионах

С развитием рыночных реформ в стране получили новый стимул исследования в области прогнозирования социально-экономического развития регионов разного уровня. К примеру, в качестве целей социально-экономического развития города используются увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Соответственно целям развития города строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии.

В понятие «социально-экономическое  развитие региона» или города входит и такая трудно измеримая субстанция, как культурная жизнь населения. Устойчивая динамика экономического развития региона или города возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данного региона или города. Более того, социально-экономическое развитие региона или города лишь тогда сможет обрести устойчивость, если при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории. Управление развитием может осуществляться с помощью широкого спектра различных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

При осуществлении управления необходимо выделить объекты управления функционированием, а также объекты управления развитием. К первым относятся дороги, уборка мусора, водо-, газо-, тепло-, электроснабжение, состояние и эксплуатация жилого фонда, парки, благоустройство, ко вторым — возникшие новые и продолжающие развиваться старые производства, городская инфраструктура, прежде всего финансовая, связь и коммуникации, занятость уровень благосостояния.

Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

 

182.СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

 Как отмечалось ранее, по  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость в значительных инвестициях, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП)

Теоретически понятие ГЭП шире ГРЭ, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах  и интенсивности. Поэтому термины государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Объективная возможность проводить  ГРЭ появляется с достижением  определен-ного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно  охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития ГРЭ.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному , по доходам, по видам деятельности , по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

Выразители хозяйственных интересов.

Носители экономических интересов  объединены в  развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованные в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов — это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые объединения.

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования