Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
Изучить налоговые правонарушения в процессе анализа составов налоговых правонарушений с указанием проблемы их правоприменения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.
- против исполнения доходных частей бюджетов;
- против системы гарантий
выполнения обязанностей
- против контрольных функций налоговых органов;
- против порядка ведения
бухгалтерского учета,
бухгалтерской и налоговой отчетности;
- против обязанностей по уплате налогов.
Внутри родовых объектов правонарушений выделяются непосредственные объекты, против которых прямо и непосредственно направлены деяния правонарушителей.
Непосредственный объект правонарушения позволяет судить о характере и общественной опасности поступка. Этот элемент определяет конструкцию всего состава правонарушения, обуславливает выбор взысканий. При анализе конкретных нарушений налогового законодательства правильное определение объекта правонарушения имеет важное значение для квалификации деяния. Правонарушения, имеющие одинаковые признаки, квалифицируются различно в зависимости от объекта правонарушения. Например, непредставление налоговой декларации в одном случае может быть связано с неуплатой или несвоевременной уплатой налога, а в другом - с полной уплатой в авансовой форме. В разных составах может быть один объект правонарушения. Для разграничения этих правонарушений недостаточно установить признаки объекта посягательств, а необходимо уяснить содержание иных элементов состава правонарушения.
Например, обязанности по
уплате налогов выступают объектом
посягательств разных правонарушений.
Для их разграничения необходимо
установить, какие конкретные деяния
привели к нарушению
1.3 Субъекты налоговых правонарушений
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.2
Субъектами правонарушений признаются:
1) Налогоплательщики;
а) Физические лица;
б) Организации;
2) Налоговые агенты;
Представители налогоплательщика или налогового агента.
В качестве субъектов налогового правонарушения Кодексом предусматриваются только непосредственно налогоплатильщик, под которым на практике понимают лицо, имеющее тот или иной объект налогообложения и обязанное в связи с этим уплачивать соответствующий налог, а также налоговый агент или их представители. На других лиц, в том числе и должностных (руководителя предприятия, главного бухгалтера), составы налоговых правонарушений, предусмотренные частью первой Кодекса, не распространяются.
Статьей 107 части первой Налогового Кодекса установлено, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение только по достижении им возраста 16 лет.
Должностные лица организаций не являются субъектами ответственности за налоговые правонарушения. Однако не стоит забывать, что они по прежнему могут быть привлечены к административной ответственности. В п.4 ст.108 части первой Налогового Кодекса по этому поводу содержится норма, согласно которой привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.
Субъект
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Субъект правонарушения - лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию.
Субъект правонарушения характеризуют свойства, позволяющие применить к нему меры ответственности. Для физических и юридических лиц эти свойства различны. Так, признак достижения лицом установленного законом возраста свойствен только физическим лицам.
Поэтому для четкого установления характеристик субъектов нарушений налогового законодательства прежде всего выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица. Физические лица как субъекты нарушений налогового законодательства подразделяются на две категории.
К первой относятся те лица, которые участвуют в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов, ко второй - участвующие в этих отношениях в качестве должностных лиц.
Руководители предприятий и организаций, главные бухгалтеры могут привлекаться к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Так, на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, может быть наложен административный штраф. Они же несут уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст.199 УК РФ). Необходимо помнить, что уголовное законодательство, устанавливая ответственность за налоговые преступления, не связывает понятие должностного лица с формальным занятием должности. Должностным признается лицо, фактически реализующее полномочия властного характера в процессе руководства порученным участком или подчиненными работниками.
К ответственности за нарушения налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так им и не обладающие могут быть привлечены только при наличии определенных условий – достижения установленного законом возраста и вменяемости.
1.4 Виды налоговых правонарушений.
Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким основаниям. В зависимости от характера совершённого деяния, правонарушения делят на:
Исходя из направленности подобных деяний (объекта правонарушения) их можно разделить на:
В зависимости от субъекта ответственности действующее законодательство устанавливает три самостоятельных вида ответственности:
1) Ответственность
налогоплательщика за
2)Ответственность сборщиков налогов за нарушения порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц;
3)Ответственность
банков и иных кредитных
В настоящее
время налоговая
Скрытие (занижение) объектов налогообложения:
Нарушение установленного порядка учёта объектов налогообложения:
Нарушение порядка предоставления документов в налоговый орган:
Нарушение порядка уплаты налога:
Если налоговым законодательством не установлен какой-либо состав правонарушения, то налоговые органы не вправе применять санкции.
Глава 2. Ответственность за налоговое нарушение.
2.1 Общая
характеристика видов
На примере Российской Федерации.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе3
Статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Объектом данного налогового правонарушения является установленный НК РФ порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе.
Субъектами правонарушения являются организации и физические лица, обязанные встать на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Порядок постановки на учет организаций и физических лиц регулируется ст. ст. 83, 84 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения
обособленных подразделений
- по месту жительства физического лица;
- по месту нахождения
принадлежащего им недвижимого
имущества и транспортных
- по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83).
Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ, состоит в неправомерном бездействии – неподаче налогоплательщиком, обязанным встать на учет в налоговом органе, в установленный НК РФ срок заявления о постановке на учет в налоговом органе.
При этом необходимо учитывать следующее.
Во-первых, в ст. 116 НК РФ ответственность установлена только за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Поэтому несоответствие формы поданного налогоплательщиком в налоговый орган заявления форме заявления о постановке на учет, установленной нормативным актом налогового органа, не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ
Во-вторых, налогоплательщик подлежит ответственности за сам факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство какие-либо негативные последствия для бюджета. Налоговое правонарушение, указанное в ст. 116 НК РФ, имеет формальный состав и считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления о постановке на налоговый учет.
В-третьих, постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на учет на основании заявления налогоплательщика4.
В-четвертых, постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора (п. 2 ст. 83 НК РФ).
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
Статья 117 НК РФ устанавливает ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Под уклонением при этом понимается ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Объектом данного налогового правонарушения является законодательно установленный порядок постановки на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей, а также порядок ведения предпринимательской деятельности.
Субъектами правонарушения признаются организации и индивидуальные предприниматели, в нарушение требований НК РФ осуществляющие предпринимательскую деятельность без постановки на налоговый учет.
Под ведением деятельности понимаются реальные факты финансово-хозяйственной деятельности, результат которых будет участвовать в формировании объекта налогообложения хотя бы одному налогу, независимо от того, должна ли будет организация уплатить такой налог (например, при наличии льготы).
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
В пункте 1 ст. 118 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке.
Объектом данного налогового правонарушения является порядок открытия и закрытия налогоплательщиками счетов в банках, установленный НК РФ в связи с осуществлением налогового контроля.