Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:07, аттестационная работа
Цель анализа:
1. На основе реального состояния образовательного процесса выявить существующие проблемы, определить пути их положительного решения.
2. Обозначить концептуальные подходы и задачи образовательной политики, обеспечивающие переход работы педагогического коллектива в режим инновационного процесса в системе экспериментальной работы школы.
Штрих в изображении всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно.
Изображения, где основным выразительным средством является штрих, называются штриховыми. Задача штриха — передать тон, объем, фактуру и «движения» формы как показ но на рисунке.
Г. Верейский. Пейзаж
А. Дюрера. Спор
Скала у Монмажура. Июль 1888. Бумага, карандаш, перо. Фонд Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
В технике штриха работали Рембрандт, А.Дюрер, А.Ватто, В.Ван Гог, Г.Дюре, М.А.Врубель и многие другие художники.
Приемы нанесения штрихов
В рисунках Ван Гога штрихи имеют особенный ритмический строй, они динамичны, округлы; они компонуют пространство и среду, а не отдельный объем. Рисунок Винсента Ван Гога. Скала у Монмажура.
В рисунке на ткани штриховые
изображения встречаются в
Основным изобразительных
Видеоряд представляет собой сочетание различных по конфигурации пятен — плоскостей (рис. В. Ватагин. Пантера и ягуар).
В.Ватагин. Пантера и ягуар
Е.Кругликова. На выставке "Мир искусства"
Художественный язык пятновой графики строже, сдержаннее, чем у других графических техник; он более лаконичен. Однако черное пятно может выявлять бесконечное разнообразие состояний. Это хорошо иллюстрирует искусство силуэта. Оно имеет свою специфику и законы. В изображении плоской черной фигуры художник должен выразить не только формы, подразумевающиеся в ней, но и характер модели, сюжетную ситуацию. Поэтому подобные графические решения должны иметь продуманную организацию взаимодействия силуэта и его фона, для чего важно обладать развитым чувством видения натуры (рис. Е. Кругликова. На выставке "Мир искусства").
Точечное изображение строится при помощи точек разной величины, но одинаковой конфигурации.
Точечное изображение не часто встречается в изобразительном искусстве, оно достаточно трудоемко, но особая, ни с чем не сравнимая точечная фактура всегда привлекала мастеров графики. Рис. О.Бердслей. Сон. Иллюстрация к поэме А. Поупа "Похищение локона".
О.Бердслей. Сон. Иллюстрация к поэме А. Поупа "Похищение локона"
За счет различной величины точек, плотности расположения и их формы можно достичь разной тональности графического изображения.
Точечная техника применяется и в чистом виде, но чаще при комбинации разных техник (рис. О.Бердслей. Рисунок для рекламного плаката).
Точечная техника применяется и в чистом виде, но чаще при комбинации разных техник (рис. О.Бердслей. Эскиз обложки из серии "Библиотека Пьеро").
Наиболее популярны в
О.Бердслей. Эскиз обложки из серии "Библиотека Пьеро"
Графическое решение
Натюрморт в графике так же, как в живописи, — неиссякаемая возможность для творческого поиска различных выразительных средств. Процесс графического решения натюрморта является важным для понимания принципов графики. Начинающим лучше всего подбирать для натюрморта предметы простых форм и осваивать различные графические средства их передачи. В этом задании учащиеся могут применить свои теоретические знания.
Особенностью работы над на-тюрмортом в графике является относительно небольшой размер листа для размещения композиции.
Графика — это искусство малых форм. Учащиеся должны уметь работать с ограниченным пространством листа и организовать его основными графическими средствами выражения.
Для графических натюрмортов так же, как и для живописных, выбираются горизонтальные, вертикальные или квадратные форматы. Выбор формата зависит от композиционного замысла учебной постановки.
В отличие от учебного объемного
рисунка натюрморта его графическое
решение позволяет увидеть
Здесь используются средства выражения, которые не применяются в обычном рисунке. Поиски новых выразительных средств в живописи XX в. привели к некоторой ее графичности. Эти эксперименты в области живописи художники перенесли в графику. Предметы в натюрмортах XX в. скорее несут эмоциональную окраску, чем отражают материальность реальных форм. Примером может служить натюрморт А. Матисса (рис. А. Матисс. Натюрморт в интерьере), выполненный «черной кистью». Композиция строится на контрасте черных пятен и линий с белой основой листа, при этом белый цвет активно использован в формировании предметного ряда.
А. Матисс. Натюрморт в интерьере
И. Купреянов. Натюрморт с лампой
Композиционным центром
Натюрморты в графике могут выполняться как с натуры, так и по представлению. Начинать лучше с графического решения натурной постановки. Она уже скомпонована преподавателем, и можно уделить больше времени освоению графических художественных средств.
Перед началом работы над натюрмортом необходимо выбрать точку зрения и сделать несколько вариантов зарисовок небольшого размера. Один из вариантов должен
представлять собой тональное решение натюрморта (распределение света и тени на всех предметах), а остальные можно решить, пользуясь пятном, линией или сочетанием пятна и линии. Желательно уже в этих небольших зарисовках стремиться к целостности. Наиболее удачный вариант выполняется на листе. Лучше выполнять натюрморты на 1/8 или 1/4 чертежного листа. На рис. (а) — (б) представлены натюрморты, решенные различными комбинациями графических элементов.
(а) Ленейно-пятновое решение натюрморта. Работа учащегося
(б) Использование различных комбинаций элементов графики. Работа учащегося
При изображении графического натюрморта
по представлению сначала
Декоративное решение
Использование различных декоративных приемов в ргафическом решение предмета. Работа учащегося
Использование различных комбинаций элементов графики. Работа учащегося
Использование различных комбинаций элементов графики.
Графическое решение головы
Графическое изображение головы строится в соответствии с задуманным образом. Композиционная задача в данном случае — создание выразительно-смыслового целого. Путь к достижению цельности лежит через выделение главного (композиционного центра) и второстепенных элементов, подчиненных главному. При изображении головы человека композиционным центром является его лицо. Остальные элементы будут второстепенными и должны изображаться так, чтобы не мешать восприятию главного (рис. Ю.П. Анненков. Автопортрет).
Композиционной целостности в графике добиваются обобщением частей произведения при помощи света или тона, объединяя мелкие детали в единые пятна. Примером может служить портрет В.В.Маяковского работы Ю.В.Могилевского. В произведениях, где голова занимает большую часть изобразительной плоскости. композиционным центром чаще всего бывают глаза. Но как бы ни располагалось лицо человека на изобразительной плоскости, глаза никогда не совпадают с геометрическим центром композиции. Как правило, глаза находятся выше него.
Ю.П. Анненков. Автопортрет
Ю.В.Могилевского . Портрет В. Маяковского
При графическом решении головы применяется одна ось симметрии, делящая композицию на правую и левую половину, которые находятся в относительнох равновесии. Равновесие достигается размером элементов, тоном илп количеством светлых или темных пятен на левой или правой стороне.
В графике головы используются все графические элементы и композиционные средства, о которых мы говорили выше.
Ритмические ряды, образованные линиями, пятнами, штрихами, наполняют композицию сложной динамикой . Например, в «Женском портрете» А.Матисса, линия передает не только пластику форм, но и ритмичное движение орнамента на одежде. Этот портрет привлекателен свободой и ясностью линий.
При работе над эскизами моделей
одежды главным элементом композиции
является костюм. Голова и более
всего прическа лишь дополняют задуманный
образ. Поэтому построение головы графически
решается наиболее условно, особенно лицо.
Примерами могут служить
А. Матисс. Женский портрет
Варианты решения головы в графике. Работа учащегося
Варианты решения головы в графике. Работа учащегося
Графическое решение головы. Работа учащегося
Графика фигуры человека
Процесс овладения мастерством графического изображения фигуры — это основное и наиболее длительное занятие. Графическое черно-белое изображение фигуры в одежде расширяет возможности применения принципов и приемов графики, повышает общий художественный уровень подготовки учащихся.
Для выполнения заданий графического решения фигуры в одежде необходимо тщательно продумывать характер постановки, в которой главное место должно уделяться костюму. Эти постановки интересны с точки зрения изучения кроя костюма, складок, драпировок, орнамента, характера материала и т.д.
Задания на графическое решение фигуры в одежде являются завершающим этапом в процессе обучения основам изобразительной грамоты. В них учащиеся демонстрируют не только знания, полученные в процессе обучения, но и творческие способности.
Обычно первым заданием для начинающего становится графическое решение силуэта фигуры в одежде. Умение выразительно выполнить силуэт одетой фигуры впоследствии пригодится учащимся при создании полного художественного образа.
Выполняя это задание, нужно
изобразить силуэт фигуры в одежде,
используя такой элемент
Силуэтное решение фигугы человека
Графическое решение фигуры человека контрастном освещении
Это задание можно выполнить другим способом, используя контрастное освещение, при котором фигура резко разграничивается на светлые и темные части. Темные места заливают одним тоном (рис. Графическое решение фигуры человека при контрастном освещении).
Линеарно графическое
Декоративное изображение
В следующем задании в качестве средства художественного выражения может быть использована линия. При помощи линии можно передать не только силуэт (контур) фигуры в одежде, но и особенности фасона. Линейный рисунок может выполняться кистью, пером, карандашом, фломастером (рис. Линеарно графическое изображение фигуры человека в одежде).
Следующее задание — работа одновременно
линией и пятном. Здесь следует
выполнить несколько
Дальнейшие задания могут
Первые задания по графическому решению фигуры в одежде выполняются с натуры. Далее графические композиции выполняются по представлению на основании ряда натурных набросков.
Информация о работе Аналитический отчёт за 2010-2011 учебный год