Рефераты по социологии

Категории общения

23 Сентября 2013, реферат

Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
установление знакомства между людьми;
поддержание определенных связей, отношений;
связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);
общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.

Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы

22 Апреля 2013, контрольная работа

Затем термины уточнялись, развивались концептуальные подходы по мере исследований закономерностей функционирования и развития сложных системных объектов. Необходимо отметить, что в нашей стране на данную тему было написано много, так как данная тема относилась к философии и технике, и не подвергал (или подвергалась в меньше степени) политической и идеологической цензуре.

Категории социологии

30 Ноября 2012, доклад

Понятийный аппарат социологии в современной отечественной науке трактуется по-разному, ибо исследователи исходят из различных теоретико-методологических оснований. Распространенный прием, и особенно в рамках теоретической социологии, когда на вооружение берется понятийный аппарат социальной философии с ее многовековой традицией и выверенной временем лексикой, отражающей реальность и все его проявления в современном мире. Злоупотребляют понятийным аппаратом социальной философии и историки социологии, которые (вольно или невольно, осознанно или неосознанно) берут на вооружение анализ социальной мысли, осуществленный философией, и присваивают его себе. Из-за нерасчлененности социального и социологического, некоторые авторы доходят до анекдотических утверждений, что в Древнем Китае вовсю функционировали социологи, в том числе и в армии. То, что и тогда существовали социальные проблемы, – это бесспорно. Но были ли они социологическими – этот вопрос скорее к мировосприятию автора, чем к науке.

Католическая благотворительная практика

08 Октября 2013, доклад

Католическая церковь, оформившаяся после разделения в 1054 года христианства на западное и восточное, накопила большой опыт милосердной и благотворительной деятельности которую на Западе, как выше отмечалось, принято называть каритативной деятельностью. Делами милосердия и благотворительности в католицизме занимались и занимаются приходы, монастыри, монашеские ордена, благотворительные центры, разветвленная сеть различных организаций мирян.

Каузальная атрибуция

27 Ноября 2012, реферат

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa - причина + attribuo - придаю, наделяю) - феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Переводя труднопроизносимый термин на родной язык, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам - внешним или внутренним. Так, если один человек ударил другого, причина этого может видеться нам в том, что сам он по натуре своей человек злой и агрессивный (то есть действие продиктовано его внутренними качествами), либо в том, что вынужден защищаться или отстаивать таким способом свои интересы (то есть обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг). Такого рода суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они скорее продиктованы нашей склонностью трактовать источники поведения. Такие трактовки во многом индивидуальны, но имеют и общие особенности.
Исследователи каузальной атрибуции исходили из следующих положений: 1) люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств наблюдаемого человека; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения, соответствующие черты личности и приписывает их наблюдаемому человеку; 3.) такая причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.
Теории атрибуции были разработаны на основе обобщения фактов социальной перцепции (межличностного восприятия), однако их авторы в дальнейшем стали распространять свои объяснительные принципы и терминологию на другие области, например, мотивацию.
В чем сущность теорий атрибуции? «Атрибутивные теории в широком смысле этого термина, - пишет Л.Д.Росс, - рассматривают попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелем которых он является; иначе говоря, изучают наивную психологию «человека с улицы» - как он интерпретирует свое поведение и поведение других». Такие широкие цели изучения явились следствием иного представления о человеке, чем это имело место в бихевиоризме или фрейдизме. Исследователями каузальной атрибуции каждый человек рассматривается как интуитивный психолог, равный по статусу психологу-исследователю. Цель профессионального психолога - познать способы восприятия и понимания событий и людей, которые использует интуитивный психолог. Эти способы, как выяснилось, страдают рядом недостатков, связанных с: 1) ошибками при кодировании, воспроизведении, анализе интерпретируемых данных; 2) хроническим дефицитом времени, требуемого для оценивания; 3) действием отвлекающей мотивации.
Основоположником исследований атрибутивных процессов считается Ф. Хайдер. Суть предложенной им концепции такова. Человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира. В этом процессе у него вырабатывается, по выражению Хайдера, «житейская психология» как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и прежде всего вызвавшие его мотивы. Хайдер подчеркивает важность того, объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его, например, мы можем объяснить ошибку человека его низкими способностями (внутренняя причина) либо трудностью задачи (внешняя причина). Характер объяснения в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также необходимостью сохранить когнитивный баланс. Например, если человек считает, что другой человек относится к нему хорошо, то любой негативный его акт будет «выпадать» из общей картины, в действие вступят психологические силы, стремящиеся восстановить равновесие.
Многие положения концепции Хайдера были проверены и подтверждены экспериментально. Сам Хайдер ссылается на эксперимент М.Циллига, проведенный еще в 1928 г. В этом эксперименте две группы детей - популярных и непопулярных - выступали перед своими одноклассниками с гимнастическими упражнениями. Хотя «популярные» специально делали ошибки, а «непопулярные» выступали безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном. Хайдер указывает на этот факт как на пример приписывания (атрибуции) «плохих» качеств «плохим» людям.
В своих исследованиях того, как мы интерпретируем окружающий мир, социальные психологи обнаружили обобщенную тенденцию, которую назвали фундаментальной ошибкой атрибуции. Она состоит в преувеличении значения личностных (диспозиционных) факторов в ущерб ситуативным, или «средовым» влияниям. Как наблюдатели мы часто упускаем из виду тот факт, что каждый человек играет множество социальных ролей, а мы часто являемся свидетелями лишь одной из них. Поэтому влияние социальных ролей при объяснении человеческого поведения легко упустить из виду. Это, в частности, хорошо иллюстрирует остроумный эксперимент Л.Росса, Т.Амбайл и Д.Стейнмец. Эксперимент проводился в форме викторины - наподобие популярных телевизионных конкурсов эрудитов. Испытуемым поручалось исполнить одну из двух ролей - ведущего, в задачу которого входит задавать трудные вопросы, и участника викторины, которому нужно было на них отвечать; распределение ролей производилось в случайном порядке. Наблюдатель, информированный о порядке организации викторины, смотрел на это ра

Качественные методы социологического исследования: содержание, сфера применения

03 Марта 2013, доклад

В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом. Их носителями могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи, предметы и пр. Но чаще всего они представлены в виде вербальной информации - текста или речи. От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления

Качественные методы исследования

18 Мая 2013, реферат

Термины "качественные методы исследования" и "качественная социология" сегодня уже прочно вошли в лексикон российских социологических публикаций. В течение длительного времени в западной социальной науке почти безраздельно господствовала позитивистская методология с ее ориентацией на естественнонаучные исследовательские схемы, критерии и стандарты.

Качественные методы сбора социологической информации

14 Октября 2012, контрольная работа

Цель данной работы - показать значение стратегии качественных эмпирических исследований. Эмпирические исследования в области социальной работы, которых сейчас проводится, к сожалению, очень мало, являются исходным началом для разработки методологических, теоретических и методических вопросов. В настоящее время в практике исследовательской работы доминируют разработки проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников.

Качество жизни

28 Июня 2013, контрольная работа

Качество жизни и образование взаимосвязаны. Образование становится одним из важнейших механизмов воспроизводства всей системы качества жизни. Единственной моделью устойчивого развития человечества и России является управляемая социоприродная эволюция на основе общественного интеллекта и образовательного общества. Обеспечение устойчивого развития связано с удовлетворением требований закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Таким образом, идеал образовательного общества и идеал высокого качества жизни оказываются взаимосвязанными и составляют основы «образовательной России» в XXI веке.

Качество жизни пожилых людей как социальная проблема

04 Апреля 2013, курсовая работа

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

Качество жизни студентов

01 Апреля 2013, реферат

Вопрос качества жизни студентов поднимается часто и в разных контекстах: в частном – кому-то важно решить, где учиться; в общественном – он влияет на формирование настроений в молодежной среде; в государственном – вопрос важен для образовательной и молодежной политики
Ни общий уровень жизни в той или иной стране, ни рейтинги авторитетности вузов не могут в полной мере удовлетворить такую информационную потребность. Для получения реальной картины качества жизни студентов необходимо учитывать также и субъективные факторы их «удовлетворенности» своей жизнью. А они могут серьезно расходиться с положением той или иной страны в рейтингах, ориентированных на общие экономические и социальные критерии.
Так как же живется европейским студентам в разных странах Европы, и какие показатели определяют качество их жизни?

Качество жизни, как социально - экономическая категория

25 Января 2013, курсовая работа

Актуальность темы исследования. В современной социально-ориентированной экономике высокое качество жизни, обеспечение которого является важной функцией государства, служит не только условием реализации человеческого потенциала, но и основой сохранения социальной стабильности общества. Трансформационные преобразования в России 90-х годов привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства, а, в конечном счете – и снижению качества жизни населения.

Качество жизни, как социально - экономическая категория

10 Ноября 2013, курсовая работа

В современной социально-ориентированной экономике высокое качество жизни, обеспечение которого является важной функцией государства, служит не только условием реализации человеческого потенциала, но и основой сохранения социальной стабильности общества. Трансформационные преобразования в России 90-х годов привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства, а, в конечном счете – и снижению качества жизни населения. С начала 2000-х годов, с осознанием первостепенности решения социальных проблем для создания условий обеспечения развития экономики, государство перешло к активной политике в социальной сфере: рост социальных выплат, разработка и принятие национальных проектов, монетизация льгот и т.д.

Качество трудовой жизни

29 Апреля 2015, курсовая работа

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых организациями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых организациям, государственным и общественным органам.
Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, подготовку руководящих кадров, реализацию программ продвижения по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе, совершенствование организации труда и др. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация - высокий уровень производительности труда и максимальную прибыль. Существует множество определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством работы в данной организации. Создание программ и методов повышения качества трудовой жизни является одним из важных аспектов управления персоналом.
Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более

Кейнсианство и монетаризм о принципах социального государства

19 Марта 2015, контрольная работа

Цель работы – рассмотреть взгляды двух экономических учений относительно принципов социального государства. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
узнать что такое социальное государство;
определить основные принципы социального государства;
рассмотреть кейнсианский путь развития общества;

Кино как коммуникация

15 Мая 2015, контрольная работа

Цель работы: изучить кино как элемент коммуникации и определить роль кино в процессе коммуникации.

Китайская женщина в семейном интерьере, гендерные образы Китайской традиции семейного воспитания

16 Мая 2013, курсовая работа

Цель данной работы рассмотреть место женщины в китайской семье;
гендерные особенности; действия правительства в этом вопросе.
Задачи работы, рассмотреть:
1. Социальный статус женщины в Китае
2. Положение китайской женщины в семье
3. Законодательные деяния о положении женщин в Китае

Китайская социально-экономическая модель

18 Февраля 2013, реферат

Актуальность темы. Экономика Китайской Народной Республики в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю.
Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики происходит в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом.

Китайские пенсионеры – будущее мирового туристического рынк

04 Февраля 2015, реферат

Мировой туристический бизнес стоит на пороге существенных изменений. Основная целевая аудитория туристического рынка (обеспеченное население развитых и развивающихся стран) претерпевает закономерный процесс старения. На данный момент эта проблема уже актуальна в странах западной Европы, США. Отсроченный эффект старения населения наибольшего масштаба присутствует в том числе и в Китае.

Класифікація методів і технік емпіричного соціологічного дослідження

31 Мая 2013, реферат

Виділяється чотири основних методи емпіричного соціологічного дослідження: аналіз документів, спостереження, опит і соціальний експеримент, що розділяються в залежності від становлення фактів свідомості, а також способу їх фіксації, шляхи та методи їх використання.

Классикалық әлеуметтік теориялар. Марксизм әлеуметтануы

02 Октября 2014, реферат

(Әлеуметтану) терминің ең алғаш рет ХІХ ғасырда Огюст Конт қолданған. Француз тілінен дәлме-дәл аударғанда ол (фр. Socio Pogie) қоғам, әлеуметтік өмір туралы ғылым дегенді білдіреді. Әлеуметтану ғылыми пирамидадағы ең жас ғылымдардың бірі. Ғылымның өзі ерекше таным формасы ретінде тек ХVІІ ғ. Ғана пайда болды, ал «ғылым» және «ғалым» деген терминдерді шамамен 1840 жылдары Кэмбридж университетінің профессоры У.Уэвелл енгізген. Әлеуметтануды анықтауда оның дефиницияларының әр қилы қатары пайда болды.

Классикалық кезең

17 Ноября 2013, реферат

Социология (XIX ғасырдың, 30-40 жылдарында қалыптасқан) біршама жас ғылым болып табылады. Себебі оның ғылым ретінде қалыптасуына, қо-ғамдық дамудың белгілі бір кезеңінде ғана қажеттілік туды.Дегенмен, социо-логияның кеш пайда болуы оған дейін қоғам және қоғамдық құбылыстар ту-ралы ойлар болмады деген деген ойда болмауымыз керек. Керісінше, қоғам және қоғамдық құбылыстар туралы ойлар басқа ғылымдардың шеңберінде көріне бастаған болатын. Мәселен, философиялық, экономикалық, тарихи, саяси шығармаларда жалпы қоғам, оның кейбір элементтері және оның даму заңдылықтары туралы пікірлер бой көрсете бастады.

Классификация деловых культур Ф. Тромпенаарса

10 Декабря 2012, реферат

Исследования Г. Хофштеде и кластерный подход Ронена-Шенкара являются общепризнанными. Тем не менее, определенная «рыхлость» конструкции стимулирует использование и других подходов. Большую известность получили исследования голландского ученого Фонса Тромпенаарса (Fons Trompenaars). Теоретически он основывался на ценностных ориентациях и ориентациях на отношения, описанных известным социологом Талкотом Парсонсом (Talcot Parsons). Эмпирической базой послужило десятилетнее исследование, результаты которого были опубликованы в 1994 году.

Классификация демографических процессов. История миграции населения. Миграционная политика

18 Ноября 2013, контрольная работа

Необходимость демографического прогнозирования связанна с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в целом. Без предварительного демографического прогноза невозможно представить перспективы производства и потребления товаров и услуг, жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, пенсионной системы, решение геополитических проблем и т.д. Именно поэтому деятельность по прогнозированию динамики численности и структуры населения, численности и структуры семей, отдельных демографических процессов составляет важнейшую часть общей деятельности международных, государственных и неправительственных организаций, учреждений и научных институтов.

Классификация детских дошкольных учереждений

28 Ноября 2013, реферат

Детские учреждения – наиболее массовый тип общественных зданий; их классифицируют по ряду признаков.
По возрастному признаку детские учреждения подразделяются на детские ясли – до 3 лет, детские сады – от 3 до 6(7) лет и объединенные детские ясли-сады. Ясли-сады имеют наибольшее распространение, т. к. в них повышается качество и обеспечивается экономия обслуживания, достигается преемственность в воспитании детей, предоставляются удобства родителям, имеющим детей разного возраста, а в некоторых сельских населенных пунктах иногда возводят здания, объединяющие ясли, сад и общеобразовательную начальную школу, обеспечивая этим неразрывность педагогического процесса, медицинское обслуживание и тд.

Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации

28 Октября 2013, контрольная работа

Почему же организация служит наиболее эффективным средством в деятельности социальных групп? Сущность ее эффекта состоит в том, что люди, действуя совместно, могут сделать значительно больше, чем действуя поодиночке. Результат совместной деятельности группы индивидов выше, чем сумма результатов их индивидуальных разрозненных усилий. Наиболее известный пример: кавалерийский эскадрон как боевая единица значительно сильнее, чем то же, что и в эскадроне, число отдельных всадников. Такое явление приращения усилий в ходе совместной деятельности называется синергией и является неотъемлемым свойством организаций. Однако для того, чтобы это свойство проявилось в полной мере, организация должна создавать действительно оптимальные условия, обеспечивающие совместные действия.

Классификация и ресурсы клиентов социальной работы. Типология личностных и социальных проблем клиентов

09 Апреля 2013, контрольная работа

Клиенты социальной работы нередко оказываются представителями социально слабых, уязвимых, экономически необеспеченных слоев населения. Социальная работа предстает как организаторская профессия, и социальные работники несут двойную ответственность перед нанимателями и перед клиентом. Уникальность профессиональной деятельности социального работника заключена в том, что задача социальной помощи населению, в конечном счете, состоит в изменении взаимоотношении между людьми и средой, окружающей их.
Клиенты социальной работы относятся к категориям: низкого риска, среднего риска, высокого риска и максимального риска.

Классификация и функции социальных групп

20 Марта 2013, реферат

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, прежде всего, наличие трех единств - места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным.
Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Классификация информации и ее роль в информационном обеспечении управления

30 Марта 2014, курсовая работа

Более подробно проблема классификации информации рассматривается в нормативных актах по классификации и стандартизации. К ним следует отнести следующие нормативные акты. Это прежде всего государственные стандарты ГОСТ 6.01.1-87 и ГОСТ Р 1.2-923, которые определили единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации, а также государственную систему стандартизации (ГСС) РФ и порядок разработки государственных стандартов. Следующим видом нормативных документов по данной теме являются правила по стандартизации4, устанавливающие основные положения системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации», а также порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Классификация конфликтов

30 Апреля 2013, контрольная работа

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать. Современная же психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.