Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Чистый разум - теоретический
разум
Практический разум - моральное сознание
На вопрос “Что я могу знать”, Кант отвечает
своей теорией познания.
Латинские термины Иммануила Канта:
Априори - знание, полученное до опыта
и не поверяемое из опытным путем
Апостериори - знание, полученное из опыта
В соответствии с теорией Канта существует
2 Мира:
1) Феноменальный
мир (мир вещей) - мир природной
причинности, т.е. человек подчиняется
законам природы
2) Ноуменальный мир (мир умопостижения)
- мир свободной причинности, т.е. человек
при помощи интуиции и сверх чувственности
включается в размышление о сущности жизни.
Трансцензус - выход
за рамки опыта, за мир ощущений.
Трансцензус невозможен в мире вещей,
но возможен в умопостижимом мире.
В человеке существует 3 позновательные способности или 3 формы сознания:
1) Чувствовать (способность
к ощущениям)
2) Рассудок (способность к понятиям и суждениям)
3) Разум (способность к умозаключениям)
В настоящем существуют
и априорные элементы сознания.
В человеческом сознании есть априорные
формы чувственности рассудка и разума.
Априорные формы чувственности:
- пространство
- время
Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.
Изучая наше мышление,
на уровне пространства и времени
мы создаем математику.
Изучая пространство мы создаем геометрию,
изучая время мы создаем арифметику.
Математика - наука
о пространстве и времени.
Априорными формами рассудка являются
категории
Благодаря соединению
понятий и ощущений возникает
научное знание (естествознание)
Апостериорные суждения: некоторые лебеди
- бывают черными, докажите нам это на опыте
- опыт человек изменчив.
Наука не может
опираться на апостериорные суждения
(некоторые лебеди черные) т.к. человеческий
опыт изменчив и недостоверен.
Априорные суждения: все люди смертные.
Наука может опираться на априорные суждения
(все люди смертные) т.к. они не зависят
от недостоверного опыта.