Антропологический материализм Л. Фейербаха
В середине XIX века с острой критикой
идеализма выступил немецкий философ
Людвиг Фейербах. С точки зрения
Фейербаха, идеализм есть не что иное,
как рационализированная религия,
а философия и религия по самому
их существу, считал Фейербах, противоположны
друг другу. В основе религии лежит
вера в догматы, тогда как в
основе философии знание, стремление
раскрыть действительную природу вещей.
Поэтому первейшую задачу философии
Фейербах видел в критике религии,
в разоблачении тех иллюзий, которые
составляют сущность религиозного сознания.
Религия и близкая к ней
по духу идеалистическая философия
возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством
приписывания богу тех атрибутов, которые
в действительности принадлежат
самому человеку. Согласно Фейербаху,
для освобождения от религиозных
заблуждений необходимо понять, что
человек не творение бога, а часть
и притом наиболее совершенная вечной
природы. Он писал: Мое учение или
воззрение может быть поэтому выражено
в двух словах: природа и человек. С моей
точки зрения, существо, предшествующие
человеку, существо, являющиеся причиной
или основой человека, которому он обязан
своим происхождением и существованием,
есть и называется не бог мистическое,
неопределенное, многозначащие слово,
а природа слово и существо ясное, чувственное,
недвусмысленное. Существо же, в котором
природа делается личным, сознательным,
разумным существом, есть и называется
у меня человек . Ф. Энгельс писал о сочинении
Фейербаха Сущность христианства: Природа
всегда существует независимо от какой
бы то ни было философии. Она есть та основа,
на которой выросли мы, люди, сами продукты
природы. Вне природы и человека нет ничего,
и высшие существа, созданные нашей религиозной
фантазией, это лишь фантастические отражения
нашей собственной сущности.