Для этики Канта характерно
учение о независимости или «автономии»
морали. Предшественники Канта и
современные ему философы-идеалисты
полагали, будто основа этики в
религии: нравственный закон дан
или сообщен людям самим богом.
Утверждая это положение, моралисты
ссылались на учение религии и
на священные книги. Так, в Библии
излагается миф о божественном законодательстве
- о даровании моральных заповедей
богом через пророка Моисея. В
отличие от этого взгляда Кант провозглашает
мораль независимой от религии, а нравственный
закон - невыводимым из религиозных заповедей.
По Канту, то, что возникает не из самой
морали и не из ее свободы, не может заменить
отсутствие моральности. Для себя самой
мораль «отнюдь не нуждается в религии,
но в силу чистого практического разума
довлеет сама себе». Законы морали обязывают
благодаря простой форме всеобщей законосообразности
правил. Поэтому мораль не нуждается «ни
в какой цели ни для того, чтобы знать,
что такое долг, ни для того, чтобы побуждать
к его исполнению». Но хотя мораль не нуждается
для своего оправдания ни в какой цели,
предписанной божественным законодателем,
и хотя для нее вполне достаточно того
закона, который заключает в себе условие
применения свободы, из самой морали все
же возникает цель. Это идея высшего блага
в мире, а для возможности этого блага
необходимо признать высшее моральное
всемогущее существо. Идея эта возникает,
исходит из морали и потому не есть ее
основа. Таким образом, Кант перевернул
признанное в его время не только богословами,
но и многими философами отношение между
моралью и религией. Он признал мораль
автономной, независимой от религии. Больше
того, он поставил самое веру в Бога в зависимость.