Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Психоанализ - комплекс психологических
теорий и методов, предназначенных
для объяснения роли бессознательного
в жизни человека, а также один
из методов психотерапии. Сущность
психоанализа: (1) Теория человеческого
поведения, первая и одна из наиболее
влиятельных теорий личности в психологии.
Обычно относится к классическому
психоанализу, созданному Зигмундом
Фрейдом, но употребляется также
к любой производной, например аналитической
психологии Юнга или индивидуальной
психологии Адлера, которые предпочитают
обозначать термином «неопсихоанализ».
(2) Набор методов исследования основных
мотивов человека. Фундаментальный предмет
изучения психоанализа - бессознательные
мотивы поведения, берущие начало в скрытых
расстройствах (чаще сексуальных). Они
раскрываются через свободные ассоциации,
высказываемые пациентом. (3) Метод и методики
лечения психических расстройств на основе
анализа свободных ассоциаций, проявлений
переноса и сопротивления, посредством
техник толкования и проработки. Цель
психоаналитика - помочь освобождению
пациента от скрытых механизмов, создающих
конфликты в психике, то есть от привычных
шаблонов, не пригодных или создающих
специфические конфликты в реализации
желаний и в адаптации к обществу. Основные
идеи психоанализа: бессознательное (особые
психические силы, лежащие за пределами
сознания, но управляющие поведением человека);
cознательное (одна из двух частей психики,
осознаваемая индивидом определяет выбор
поведения в общественной среде, однако
не всецело, так как сам выбор поведения
может инициироваться бессознательным.
Сознание и бессознательное находятся
в антагонистических отношениях, в бесконечной
борьбе бессознательное всегда побеждает.
Психика автоматически регулируется принципом
удовольствия, который модифицируется
в принцип реальности, и при нарушении
баланса осуществляется сброс через бессознательную
сферу.) Позднее Фрейд предложил следующую
структуру психики: эго (часть человеческой
личности, которая осознается как "Я");
суперэго (моральные установки, совесть,
стыд); ид (бессознательная часть психики,
совокупность инстинктивных влечений).
Неофрейдизм - направление в психологии,
развившееся из фрейдизма, основанное
последователями Зигмунда Фрейда, принявшими
основы его теории, но в котором ключевые
понятия психоанализа Фрейда были переработаны.
Последователи Фрейда считают, что ведущую
роль в положении человека играют общественно-культурные
воздействия. То есть они сосредотачивают
свое внимание на социальных и культурных
процессах. По их мнению, именно эти процессы
оказывают существенное влияние на возникновение
внутриличностных конфликтов индивида.
В основе лежат понятия бессознательного
и принципиальной конфликтности отношений
личности и общества. Неофрейдисты остались
приверженными идее бессознательной эмоциональной
мотивации человеческой деятельности,
но выдвигают утверждение о том, что психопатология
относительна и специфична для каждой
культуры. Представители неофрейдизма
отклонились в сторону большего признания
роли сознания и влияния социального фактора
на развитие личности, в отличие от Фрейда,
признававшего только сексуальную энергию.
Разработка проблемы бессознательного
внесла существенный вклад в исследование
структуры индивидуального и общественного
сознания, разграничив область человеческой
психики на сферу сознательного и бессознательного.
Неофрейдисты вводят такое понятие, как
сверхкомпенсация. Под ней они понимают
особую социальную форму реакции на чувство
неполноценности. На ее основе вырастают
крупные личности, "великие люди",
отличающиеся исключительными способностями.
Так, замечательная карьера Наполеона
Бонапарта на основе этой теории объясняется
попыткой человека за счет своих успехов
компенсировать физический недостаток
- низкий рост.
Т.е. можно сказать, что представители
фрейдизма ставили перед собой задачу
прояснить индивидуальные поступки человека.
Их последователи неофрейдисты уже на
основе базовых идей этой философии стремились
объяснить социальное устройство жизни
людей.