Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 47 файлов

10Вопрос.docx

— 14.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11Вопрос.docx

— 17.54 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12Вопрос.docx

— 14.66 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13Вопрос.docx

— 13.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14Вопрос.docx

— 15.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15Вопрос.docx

— 13.93 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16Вопрос.docx

— 15.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17Вопрос.docx

— 14.74 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18Вопрос.docx

— 16.08 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

19Вопрос.docx

— 19.23 Кб (Скачать файл)

Развитие философской  мысли в России после Октябрьской  революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских  течений, господствовавших в конце XIX — начале XX в., были высланы или  эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в  зарубежных странах. Зато благоприятные  возможности для своего развития получила материалистическая философия. Ее сторонники развернули фронтальное  наступление на различные идеалистические  школы, объявив их «буржуазными». Справедливости ради следует отметить, что сложившиеся  еще в дооктябрьский период философские  течения (неокантианство, неогегельянство, гуссерлианство, позитивизм и др.) продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20-х тт.  
Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества.  
Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку. Были созданы учреждения, в задачу которых входили пропаганда марксизма, подготовка научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» работа Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922) впоследствии была объявлена его философским завещанием.  
Еще в конце XIX в. Г. В. Плеханов выступил как первый теоретик и пропагандист марксизма в России. Широкую известность получили его работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895) и «Очерки по истории материализма» (1893). Составными частями марксистской философии Плеханов считал диалектику как метод и универсальную теорию развития, философию природы и философию истории. Опираясь на принцип единства субъекта и объекта в духе материалистического монизма, он в основном интересовался воздействием объекта на субъект, недооценивая вопрос об активной роли познающего субъекта. В теории познания Плеханов фактически не принял принцип отражения, противопоставляя ему теорию иероглифов. Объяснение истории он искал в степени развития производительных сил, отдавая дань экономическому материализму, «стихийному ходу вещей». Он критиковал Ленина за «философский субъективизм».  
Отношение В. И. Ленина к марксистской теории, и в частности к философии, претерпело эволюцию. Если в своих первых работах он считал, что марксизм — это наука об обществе, социология, то в межреволюционный период (1905—1917) выступал в защиту философского своеобразия марксизма и органической целостности его трех составных частей: философии, политэкономии, учения о социализме. К этому Ленина подвигли утверждения ряда лидеров реформистского крыла международного социал-демократического движения, российских марксистов о том, что в марксизме нет своей философии, а потому его необходимо дополнить теорией познания неокантианства или эмпириокритицизма. Основоположниками последнего были Э. Мах и Р. Авенариус, их последователями в России выступили А. А. Богданов, В. А. Базаров и др.  
В этот период Ленин написал собственно философские труды: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909, 2-е изд. 1920) и «Философские тетради» (рукопись 1914—1916 гг., целиком опубликованы в 1929—1930 гг.). В первом труде он делает акцент на материализм и объективность познания как отражения действительности. Критикуя попытки эмпириокритицизма идеалистически интерпретировать новейшие открытия в физике (радиоактивности, электрона, факта изменчивости его массы и др.) как некоего «исчезновения материи», Ленин провел разграничение между философской категорией материи («объективная реальность, данная нам в ощущениях») и нефилософским ее пониманием, т. е. свойствами, отраженными в конкретно-научных представлениях о ней, которые меняются по мере развития науки. Во втором из названных трудов содержатся конспективные записи ряда философских работ и фрагментарные попытки материалистически истолковать некоторые положения гегелевской диалектики. При этом Ленин выдвинул положение о единстве диалектики, логики и теории познания и необходимости разработки диалектической логики. Позже эта тематика стала одной из приоритетных в советских философских исследованиях.  
Ленин внес оригинальный вклад в разработку вопроса о возрастающей роли субъективного фактора в истории. Он упрекал Плеханова и меньшевиков в том, что они пытались делать конкретные выводы не из «конкретного анализа конкретной ситуации», а чисто логически. В послеоктябрьский период Ленин предложил разграничивать антагонистические и неантагонистические противоречия, считая, что последние останутся и при социализме.  
В первые послеоктябрьские годы марксистские философские исследования в стране выступали еще в неразвитой форме, чаще всего под общим наименованием «исторический материализм». С 20-х гг. началось формирование диалектико-материалистической проблематики в качестве отдельной философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемая также марксистско-ленинской философией. В соответствии с этой версией предмет, структура, задачи и функции философии трактовались слишком расширительно. В нее включались также общественно-политические, экономические и иные воззрения. Критическая функция философии трансформировалась в апологетическую. Вследствие многочисленных идеологических кампаний был установлен жесткий партийный контроль за философскими исследованиями. Процветали догматизм, доктринерство и вульгаризация. Введенные в 20-х гг. понятия «марксизм-ленинизм» и «ленинский этап в развитии марксистской философии» призваны были обозначить новый этап в развитии марксизма, связанный с деятельностью Ленина, хотя сам он не претендовал на создание особой теоретической системы.  
Первые широкие философские дискуссии в стране начались с обсуждения книги Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1921), выдержавшей восемь изданий. В других дискуссиях положительное значение имело развенчание нигилистических попыток ликвидации философии как якобы разновидности буржуазной идеологии, преодоление позитивистских стремлений растворить философию в конкретных науках.  
В 20-х гг. развернулась дискуссия по вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Лидерами спорящих сторон были И. И. Скворцов-Степанов и А. М. Деборин. Сторонников первого стали называть «механистами», а второго — «диалектиками». И хотя в ходе дискуссии происходило постепенное сближение дискутирующих сторон, все же победили «диалектики». Одна из причин этого заключалась в том, что «диалектики» фактически ориентировали философию на «управление» науками, «командование» ими. Эта ориентация шла в русле сложившегося во второй половине 20-х гг. понимания особой роли философии, согласно которой на нее стали возлагать задачу по теоретическому обоснованию практически-политической линии партии, по руководству всеми сферами науки и культуры. Однако со временем оказалось, что и «деборинцы» перестали устраивать сталинское политическое руководство. В 30-х гг. спорящим сторонам стали навешивать политические ярлыки: «механистам» — «правый политический уклон», а «диалектикам» — «меньшевиствующие идеалисты».  
Продолжалось идеологическое наступление партии на немарксистские философские течения, борьба за монополию марксизма. Был введен партийно-государственный контроль над преподаванием и программами курсов философии, что привело к отстранению от работы многих немарксистских философов. В то же время за рамками доминировавшей официальной философии пробивались и другие тенденции, порожденные противоречивой социально-культурной обстановкой и небывалым развитием естественных наук и психологии. В 20— 30-е гг. появились новые идеи, получившие свое дальнейшее развитие гораздо позже — в 60-е и последующие годы.  
Хотя из страны была выслана значительная группа философов и ученых-немарксистов, все же некоторая часть их осталась. Г. И. Челпанов в работах по психологии придерживался дуалистического принципа параллелизма души и тела, противопоставляя этот принцип как материализму, так и спиритуализму. Г. Г. Шпет исследовал проблемы герменевтики, философии языка, эстетики, этнической психологии. М. М. Бахтин стремился применить диалектический (полифонический) метод в литературоведении, языкознании и культурологии. В философии языка он рассматривал слово как посредника социального общения, осуждал идеологизированный подход к явлениям культуры.  
Отличались энциклопедизмом опубликованные в 20-х гг. работы А. Ф. Лосева. Для познания целостности («всеединства») универсума он опирался на многообразие его проявлений в философии, религии, мифологии, филологии, эстетике, математике, музыке. Лосев отрицал правомерность противопоставления идеализма и материализма, выступал за единство духа и материи, за диалектический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания.


1Вопрос.docx

— 14.66 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20Вопрос.docx

— 14.98 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21Вопрос.docx

— 15.39 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22Вопрос.docx

— 13.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23Вопрос.docx

— 15.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24Вопрос.docx

— 14.76 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25Вопрос.docx

— 13.09 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26Вопрос.docx

— 13.52 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27Вопрос.docx

— 13.47 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28Вопрос.docx

— 13.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29Вопрос.docx

— 13.56 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2Вопрос.docx

— 14.96 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30Вопрос.docx

— 14.87 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31Вопрос.docx

— 15.54 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32Вопрос.docx

— 14.69 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33Вопрос.docx

— 14.30 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34Вопрос.docx

— 14.78 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

35Вопрос.docx

— 13.15 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

36Вопрос.docx

— 13.30 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

37Вопрос.docx

— 19.47 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

38Вопрос.docx

— 14.17 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39Вопрос.docx

— 13.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3Вопрос.docx

— 15.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41Вопрос.docx

— 13.99 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44Вопрос.docx

— 13.94 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45Вопрос.docx

— 14.03 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46Вопрос.docx

— 16.59 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47Вопрос.docx

— 14.21 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48Вопрос.docx

— 15.80 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49Вопрос.docx

— 18.10 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4Вопрос.docx

— 17.42 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50Вопрос.docx

— 18.14 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5Вопрос.docx

— 15.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6Вопрос.docx

— 15.40 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

7Вопрос.docx

— 16.76 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8Вопрос.docx

— 14.02 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9Вопрос.docx

— 22.41 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"