Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Развитие философской
мысли в России после Октябрьской
революции 1917 г. претерпело кардинальные
изменения. Многие представители религиозно-
Однако эти направления неуклонно вытеснялись
из философской жизни советского общества.
Впервые за всю свою историю марксистское
мировоззрение получило широкую государственную
поддержку. Были созданы учреждения, в
задачу которых входили пропаганда марксизма,
подготовка научных и преподавательских
кадров. Важной предпосылкой становления
советской философии явилось издание
и переиздание основных произведений
К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф.
Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также
Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Опубликованная
в журнале «Под знаменем марксизма» работа
Ленина «О значении воинствующего материализма»
(1922) впоследствии была объявлена его философским
завещанием.
Еще в конце XIX в. Г. В. Плеханов выступил
как первый теоретик и пропагандист марксизма
в России. Широкую известность получили
его работы «К вопросу о развитии монистического
взгляда на историю» (1895) и «Очерки по истории
материализма» (1893). Составными частями
марксистской философии Плеханов считал
диалектику как метод и универсальную
теорию развития, философию природы и
философию истории. Опираясь на принцип
единства субъекта и объекта в духе материалистического
монизма, он в основном интересовался
воздействием объекта на субъект, недооценивая
вопрос об активной роли познающего субъекта.
В теории познания Плеханов фактически
не принял принцип отражения, противопоставляя
ему теорию иероглифов. Объяснение истории
он искал в степени развития производительных
сил, отдавая дань экономическому материализму,
«стихийному ходу вещей». Он критиковал
Ленина за «философский субъективизм».
Отношение В. И. Ленина к марксистской
теории, и в частности к философии, претерпело
эволюцию. Если в своих первых работах
он считал, что марксизм — это наука об
обществе, социология, то в межреволюционный
период (1905—1917) выступал в защиту философского
своеобразия марксизма и органической
целостности его трех составных частей:
философии, политэкономии, учения о социализме.
К этому Ленина подвигли утверждения ряда
лидеров реформистского крыла международного
социал-демократического движения, российских
марксистов о том, что в марксизме нет
своей философии, а потому его необходимо
дополнить теорией познания неокантианства
или эмпириокритицизма. Основоположниками
последнего были Э. Мах и Р. Авенариус,
их последователями в России выступили
А. А. Богданов, В. А. Базаров и др.
В этот период Ленин написал собственно
философские труды: «Материализм и эмпириокритицизм»
(1909, 2-е изд. 1920) и «Философские тетради»
(рукопись 1914—1916 гг., целиком опубликованы
в 1929—1930 гг.). В первом труде он делает
акцент на материализм и объективность
познания как отражения действительности.
Критикуя попытки эмпириокритицизма идеалистически
интерпретировать новейшие открытия в
физике (радиоактивности, электрона, факта
изменчивости его массы и др.) как некоего
«исчезновения материи», Ленин провел
разграничение между философской категорией
материи («объективная реальность, данная
нам в ощущениях») и нефилософским ее пониманием,
т. е. свойствами, отраженными в конкретно-научных
представлениях о ней, которые меняются
по мере развития науки. Во втором из названных
трудов содержатся конспективные записи
ряда философских работ и фрагментарные
попытки материалистически истолковать
некоторые положения гегелевской диалектики.
При этом Ленин выдвинул положение о единстве
диалектики, логики и теории познания
и необходимости разработки диалектической
логики. Позже эта тематика стала одной
из приоритетных в советских философских
исследованиях.
Ленин внес оригинальный вклад в разработку
вопроса о возрастающей роли субъективного
фактора в истории. Он упрекал Плеханова
и меньшевиков в том, что они пытались
делать конкретные выводы не из «конкретного
анализа конкретной ситуации», а чисто
логически. В послеоктябрьский период
Ленин предложил разграничивать антагонистические
и неантагонистические противоречия,
считая, что последние останутся и при
социализме.
В первые послеоктябрьские годы марксистские
философские исследования в стране выступали
еще в неразвитой форме, чаще всего под
общим наименованием «исторический материализм».
С 20-х гг. началось формирование диалектико-материалистической
проблематики в качестве отдельной философской
дисциплины, самостоятельного предмета
изучения и преподавания. В результате
сложилась советская версия философии
диалектического и исторического материализма,
называемая также марксистско-ленинской
философией. В соответствии с этой версией
предмет, структура, задачи и функции философии
трактовались слишком расширительно.
В нее включались также общественно-политические,
экономические и иные воззрения. Критическая
функция философии трансформировалась
в апологетическую. Вследствие многочисленных
идеологических кампаний был установлен
жесткий партийный контроль за философскими
исследованиями. Процветали догматизм,
доктринерство и вульгаризация. Введенные
в 20-х гг. понятия «марксизм-ленинизм»
и «ленинский этап в развитии марксистской
философии» призваны были обозначить
новый этап в развитии марксизма, связанный
с деятельностью Ленина, хотя сам он не
претендовал на создание особой теоретической
системы.
Первые широкие философские дискуссии
в стране начались с обсуждения книги
Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма.
Популярный учебник марксистской социологии»
(1921), выдержавшей восемь изданий. В других
дискуссиях положительное значение имело
развенчание нигилистических попыток
ликвидации философии как якобы разновидности
буржуазной идеологии, преодоление позитивистских
стремлений растворить философию в конкретных
науках.
В 20-х гг. развернулась дискуссия по вопросам
соотношения философского мировоззрения
и естествознания, всеобщего философского
метода и частных методов познания. Лидерами
спорящих сторон были И. И. Скворцов-Степанов
и А. М. Деборин. Сторонников первого стали
называть «механистами», а второго — «диалектиками».
И хотя в ходе дискуссии происходило постепенное
сближение дискутирующих сторон, все же
победили «диалектики». Одна из причин
этого заключалась в том, что «диалектики»
фактически ориентировали философию на
«управление» науками, «командование»
ими. Эта ориентация шла в русле сложившегося
во второй половине 20-х гг. понимания особой
роли философии, согласно которой на нее
стали возлагать задачу по теоретическому
обоснованию практически-политической
линии партии, по руководству всеми сферами
науки и культуры. Однако со временем оказалось,
что и «деборинцы» перестали устраивать
сталинское политическое руководство.
В 30-х гг. спорящим сторонам стали навешивать
политические ярлыки: «механистам» —
«правый политический уклон», а «диалектикам»
— «меньшевиствующие идеалисты».
Продолжалось идеологическое наступление
партии на немарксистские философские
течения, борьба за монополию марксизма.
Был введен партийно-государственный
контроль над преподаванием и программами
курсов философии, что привело к отстранению
от работы многих немарксистских философов.
В то же время за рамками доминировавшей
официальной философии пробивались и
другие тенденции, порожденные противоречивой
социально-культурной обстановкой и небывалым
развитием естественных наук и психологии.
В 20— 30-е гг. появились новые идеи, получившие
свое дальнейшее развитие гораздо позже
— в 60-е и последующие годы.
Хотя из страны была выслана значительная
группа философов и ученых-немарксистов,
все же некоторая часть их осталась. Г.
И. Челпанов в работах по психологии придерживался
дуалистического принципа параллелизма
души и тела, противопоставляя этот принцип
как материализму, так и спиритуализму.
Г. Г. Шпет исследовал проблемы герменевтики,
философии языка, эстетики, этнической
психологии. М. М. Бахтин стремился применить
диалектический (полифонический) метод
в литературоведении, языкознании и культурологии.
В философии языка он рассматривал слово
как посредника социального общения, осуждал
идеологизированный подход к явлениям
культуры.
Отличались энциклопедизмом опубликованные
в 20-х гг. работы А. Ф. Лосева. Для познания
целостности («всеединства») универсума
он опирался на многообразие его проявлений
в философии, религии, мифологии, филологии,
эстетике, математике, музыке. Лосев отрицал
правомерность противопоставления идеализма
и материализма, выступал за единство
духа и материи, за диалектический подход
к вопросу о соотношении бытия и сознания.