Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Рассматривая вопрос,
уместно выявить, как эта проблема
рассматривалась в различные
эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались
уменьшить значение самоценности человеческой
жизни путем призывов к самоотречению
и жертвенности во имя будущих поколений.
Но человек должен быть счастлив не в чужой,
а в своей жизни. Счастлив не за счет других
и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато
выражается в форме вопроса: "Для чего жить?".
Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный
вопрос философии. Это вопрос о том, стоит
или не стоит жизнь того, чтобы
ее прожить. Все остальное - имеет ли мир
три измерения, руководствуется ли разум
девятью или двенадцатью категориями
- второстепенно. Среди многих подходов
к решению этой сложной проблемы можно
выделить несколько.
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма,
сегодня, как и много веков назад, утверждают
в качестве смысла жизни и ее высшей цели:
первые - достижение максимальных наслаждений,
вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма
считают, что достижение выгоды, пользы,
успеха именно и составляет смысл жизни
человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель
жизни оправдывает любые средства ее достижения.
В современной христианской православной
традиции провозглашается: "человек
не имеет границ своей человеческой природе".
Если Бог есть свободная духовная личность,
то и человек должен стать таким же. Перед
человеком вечно остается возможность
становиться все более и более богоподобным.
Не переделка мира на началах добра, но
взращивание в себе субстанциального
добра. Совершенствование человеческой
природы внутри природы Божьей оказывается
источником радости и свободы.
Сторонники материалистических представлений
полагают, что развитие человека и человечества
определяются их внутренней логикой саморазвития.
Предназначение человека не имеет ничего
общего с неким мировым разумом, абсолютом
или богом. В материалистической традиции
смысл жизни усматривается в саморазвитии
человека, в совершенствовании его сущностных
сил, способностей и потребностей. Этот
процесс обусловлен предыдущим развитием
и имеет конкретное историческое реальное
содержание.
Поэтому, категорию "смысл жизни"можно
определить как регулятивное понятие,
присущее всякой развитой мировоззренческой
системе, которое оправдывает и истолковывает
свойственные этой системе моральные
нормы и ценности, показывает, во имя чего
необходима предписываемая деятельность.
Смысл жизни - это философская категория,
отражающая долговременную, устойчивую,
ставшую внутренним убеждением личности,
имеющую общественную и личную ценность
задачу, реализующуюся в ее социальной
деятельности. Эта задача определяется
системой общественных отношений, целями
и интересами общества и свободным выбором
личности.
Найти смысл жизни для всех времен и народов
невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими,
вечными истинами, он включает нечто специфическое
- чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл
жизни каждому человеку открывается по-разному.
Содержание цели жизни меняется не только
в зависимости от исторических условий
бытия человека, но и от его возрастных
особенностей: в юности цели одни, в зрелости
и старости они другие. Только мы сами
сознательно или стихийно, намеренно или
невольно самими способами нашего бытия
придаем ей смысл и, тем самым, выбираем
и созидаем свою человеческую сущность.
"Только мы и никто другой", пишет
в своей книге "Время человеческого
бытия"талантливый философ Н.Н.Трубников.
Смысл жизни - это самостоятельный осознанный
выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)
ориентируют человека не на то, чтобы иметь
(установка на обладание), а на то, чтобы
быть (установка на использование всех
человеческих потенций). Смысл жизни -
в самореализации личности, в потребности
человека творить, отдавать, делиться
с другими, жертвовать собой ради других.
И чем значительней личность, тем больше
она оказывает влияние на окружающих ее
людей. Смысл жизни заключается в том,
чтобы совершенствуя себя, совершенствовать
мир вокруг себя.