Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Большинство проблем философской
теории познания так или иначе концентрируются
вокруг проблемы истины, конкретизируют
и дополняют ее. Часто истину отождествляют
с сущностью. Истина является также важнейшим
мировоззренческим понятием, находясь
в одном ряду с понятиями Добро, Красота,
справедливость. смысл жизни.
Проблема истины достаточно сложна. Вспомним
атомистическую концепцию Демокрита:
«Все тела состоят из атомов, атомы неделимы».
Она была бесспорной на протяжении почти
двух с половиной тысячелетий. Теперь
она предстает не как истина, а как заблуждение.
Но, скорее всего, таким же заблуждением
является значительная часть существующих
ныне научных теорий, которые могут быть
опровергнуты с течением времени. В силу
подобных коллизий в истории философии
сложились несколько пониманий, способов
толкования истины.
1. Онтологическая. «Истина
— это то, что есть». Демонстрацией
подобного подхода к истине
может служить начало
2. Гносеологическое. «Истина
— это соответствие знаний
действительности». Это
3. Позитивистская. «Истина
— это опытная
4. Прагматическая. «Истина
— это полезность знания, его
эффективность». По этим критериям
в качестве истинного
5. Конвенциональная (основоположник
— Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение».
По этому определению, в случае возникновения
разногласий, нужно просто договориться
между собой, что считать истиной. Ясно,
что подобная позиция может быть применима
лишь в довольно узких областях деятельности,
и лишь на определенное время.
Скорее всего понятие истины объединяет
в себе все эти подходы: это и то, что есть
на самом деле, и соответствие нашего знания
тому, что есть на самом деле, но в тоже
время это и определенное соглашение,
договор о принятии данной истины.
Истина одновременно:
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.
В познавательной деятельности
людей большое значение имеет
вера, уверенность, убеждение. В процессе
познания субъект не отдаляется от
мира, а становится ему ближе, объединяется
с ним. Поэтому познавательные отношения
— это не отношения безличности
и безразличия, а отношения
По сути дела вера — отправная точка всякого
познания и его цель. Она помогает преодолеть
разрыв между знанием и незнанием. В процессе
познания человек всегда становится перед
выбором — между более убедительным и
менее убедительным объяснением. Поэтому
необходима вера в свои возможности —
для мобилизации духовных сил при недостатке
информации или отсутствии точных доказательств.
И если предметом убеждения является логически
обоснованное и опытно подтвержденное
знание, то вера имеет в качестве предмета
гипотетические положения.
Критерии истины
Основным критерием истины в познании
выступает практика, т.е. материальная,
чувственно-предметная деятельность людей.
Этот критерий обладает по меньшей мере
двумя достоинствами:
1) апеллируя к материальному
началу, он выводит нас за пределы
чисто идеальной
2) позволяет обосновать
предельную для человечества
общность (всеобщность) суждений, ибо
включает весь