Практика
может быть определена как общественно-историческая,
чувственно-предметная деятельность людей,
направленная на познание и преобразование
мира, на создание материальных и духовных
ценностей, необходимых для функционирования
общества. В процессе практики человек
создает новую реальность – мир
человеческой культуры, формирует новые
условия своего существования, которые
не даны ему природой в готовом
виде. По своему содержанию и способу
существования практика носит общественный
характер. К основным видам практической
деятельности человека можно отнести:
материальное производство; социально-политическую
деятельность, научный эксперимент.
Практика является базой, фундаментом,
основанием познавательного процесса
и, одновременно, критерием истинности
его результатов:
(1)
Практика является источником
познания, т.к. все знания вызваны
к жизни главным образом ее
потребностями, практика выступает
как основа познания и его
движущая сила, т.к. пронизывает
все стороны, моменты, формы,
ступени познания.
(2)
Опосредованно практика является
целью познания, т.к. оно осуществляется
в конечном итоге ради преобразовательной
деятельности людей. Задача человека
состоит не только в том,
чтобы познавать и объяснять
мир, а также в том, чтобы
использовать полученные знания
в качестве «руководства к
действию» по преобразованию
окружающего мира.
(3)
Практика представляет собой
решающий критерий истины, т.е.
позволяет отделить истинные
знания от заблуждений. Противоречивость
практики как критерия истины
заключается в том, что она
относительна, т.к. всегда исторически
конкретна. В структуре науки
не было бы гипотез, если
бы любое суждение человек
мог проверить на практике. Практическая
деятельность относительна и
по той причине, что ограничена
объективными возможностями практической
деятельности (наличным уровнем
развития материального производства,
возможностями самого человека
и т.д.), преодоление этой ограниченности
связано с выходом за пределы
объективного опыта в сферу
субъективного – например, фантазию.
Открытие практической основы
и социальной обусловленности
человеческого познания позволило
выявить диалектику познавательного
процесса и объяснить его важнейшие
закономерности. Нельзя рассматривать
познание как нечто готовое,
застывшее, неизменное, необходимо
разобраться, как из незнания
появляется знание, как в ходе
практики происходит восхождение
от неполного неточного знания
к более полному, точному, глубокому и
совершенному.