(1)
Онтология. Основа бытия - первая
материя, она принципиально не
определима, чувственно не постижима,
и образует «потенциальную» предпосылку
существования. И хоть она -
основа бытия, но ее нельзя
отождествлять с бытием. Промежуточная
ступень между первой материей
и реально существующим миром
- четыре элемента (огонь, воздух,
вода и земля). У вещей можно
различить две пары взаимно
противоположных свойств - тепло
и холод, влажное и сухое.
Четыре основных соединения этих
свойств характеризуют 4 основных
элемента: огонь - теплого и сухого
и т.д. Основа реальных вещей
- комбинации 4 элементов. В отличие
от первой материи существующие
вещи постижимы. Они суть соединения
материи (гиле) и формы (эйдос). Гилозоизм.
Форма образует из потенциального бытия
действительное. Т.о. действительное бытие
представление собой единство материи
и формы. Этим он преодолевает разрыв между
идеальным и реальным миром, разительный
в системе Платона.
(2)
Душа присуща всем объектам
живой природы: растениям (вегетативный
уровень души), животным (чувственный)
и человеку (разумный - мыслит и
познает). Душа как форма, «первая
энтелехия» природного тела. Энтелехия
– движущая сила, превращающая
возможность в действительность.
Человек - политическое существо.
(3)
Познание. Полностью признает первичность
материального мира. Первый уровень
познания - чувственное. Познание - развивающийся
процесс, от простейших ступеней к абстрактным.
Градация: ощущение, представление, опыт,
усиленный памятью, искусство, наука –
вершина, его содержание – познание общего.
Чувственное познание считал истинным,
лишь когда процесс познания переходит
от восприятия к представлениям, возникают
ошибки. Научное познание, опирающееся
на чувственно познаваемую действительность
и постигающее посредством абстракции,
Аристотель отличает от мнения. Оно также
опирается на чувственное познание, но
представляет совокупность случайных
фактов, задача же научного познания- постижение
всеобщего и необходимого. Теоретическое
познание необходимо предохранить от
пустой спекулятивности, это ведет А. к
развитию логики, которую понимал как
орудие научного познания. «Органон» -
орудие. Заложил основы логики как науки
(формулирование закона тождества (предметы
тождественны сами себе), закона противоречия
(невозможно, чтобы были одновременно
истинными и некоторое высказывание и
его отрицание) и закона исключенного
третьего (из двух взаимно противоположных
суждений в данных условиях истинным может
быть только одно)).
(4)
Естествознание. Геоцентрическая система
мира. Все, что находится в пространстве
от лунной сферы до Земли,
наполнено материей - «сублунарная»,
от лунной сферы до Солнца, вплоть до границ
Космоса наполнено эфиром.
(5)
Развитие и организация общества
и учение о государстве. «Политика».
Его социальные представления
социально детерминированы. Основным
в его соц. взглядах была
характеристика человека как
общественного существа. Жизнь в
государстве является естественной
сущностью человека. Государство
Аристотель понимает как развитое
сообщество общин, а общину
как развитую семью. Поэтому
во многих случаях формы организации
семьи он приносит на государство.
Аристотель - защитник рабовладения,
как естественного состояния
организации общества. Предопределенность
с рождения к подчинению, другие
- к господству. Общество свободных
людей состоит из трех основных
классов граждан: очень богатые,
средние, очень бедные. Особая
важность для благополучного
состояния государства – средние
слои. Понятия государство и общество
Аристотель отождествлял. Сущность
государства видит в политическом
сообществе людей, которые
соединились для достижения определенного
блага. Идеальное государство – которое
обеспечивает максимально возможную меру
счастливой жизни для наибольшего числа
рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту
считает политически бесправными. Остальные
свободные граждане (состоятельные) обязаны
принимать участие в делах государства.
Идеал гос-ва – общество, которое опирается
на частную собственность на орудия труда,
земли и рабов.
(6)
Этика. Обосновывает свои моральные
принципы положением человека
в реальном обществе и его
отношением к государству, которое
требует от гражданина определенных
добродетелей, без которых нельзя
достичь благосостояния общества.
Поведение – уклонение от крайностей
как гарантия добродетельной
жизни. Основа уравновешенной
и благополучной жизни он видел
в умеренности. Через всю этику
(и политику) проходит принцип
активной деятельности человека.
Достойной свободного гражданина
он считает жизнь практическую
(т.е. наполненную политической
деятельностью) либо теоретическую
(познавательной деятельностью и
размышлениями). Недостаточно знать,
что есть добродетель, следует
действовать и жить в соответствии
с нею.
(7)
Эстетика. Придает искусству большое
значение (как одна из высших
ступеней в познавательной деятельности).
Искусство отражает существенные
взаимосвязи в форме изложения
конкретного. Взаимоотношение содержания
и формы произведения. Однако, Аристотель
не подчиняет строго содержание форме.