Сократ—первый афинский (по рождению)
философ. У греков времен Сократа
не было принято писать биографии. Они
ставили на первый план общественную
деятельность человека как гражданина
полиса и уделяли мало внимания его
личной жизни (кроме, разумеется, особых
случаев); полноценным гражданином
они считали того, кто активно
участвовал в общественной жизни
и заботился о благе полиса
как единого целого. Возможно, нам
было бы значительно меньше известно
о жизни и личности Сократа, если
бы не превратности его судьбы, если
бы его деятельность не стала предметом
судебного разбирательства, в результате
которого ему был вынесен смертный
приговор. Само же судебное преследование
и осуждение Сократа приобрели
характер принципиального общественно-политического
вопроса, вокруг которого вскоре после
его смерти разгорелась острая идейная
борьба между теми, кто считал преследование
философа правомерным, и теми, кто
был с этим в корне не согласен.
Кним относились ученики и друзья Сократа
- философ Платон и историк Ксенофонт.
В центре внимания Сократа, как и
некоторых софистов, человек. Но он
рассматривается Сократом только как
нравственное существо. Поэтому философия
Сократа—это этический антропологизм.
Интересам Сократа были чужды
как мифология, так и физика. Он считал,
что толкователи мифологии трудятся малоэффективно.
Вместе с тем Сократа не интересовала
и природа. Проводя аналогию с современными
ему китайцами, можно утверждать, что Сократ
ближе к конфуцианцам, чем к даосцам. Он
говорил: «Местности и деревья ничему
не хотят меня научить, не то что люди в
городе» Однако по иронии судьбы Сократу
пришлось расплачиваться за физику Анаксагора.
Ведь из-за его воззрений в Афинах был
принят закон, объявляющий «государственными
преступниками тех, кто не почитает богов
по установленному обычаю или объясняет
научным образом небесные явления». Сократа
же обвинили в том, что он якобы учил, что
Солнце—камень, а Луна—земля. И как Сократ
ни доказывал, что этому учил не он, а Анаксагор,
его не слушали. Суть же своих философских
забот Сократ однажды с некоторой досадой
выразил Федру: «Я никак еще не могу, согласно
дельфийской надписи, познать самого себя»
Дело в том, что над входом в храм Аполлона
в Дельфах было начертано: познай самого
себя! Призыв «Познай самого себя!» стал
для Сократа следующим девизом после утверждения:
«Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они
определили суть его философии.
Самопознание имело для Сократа
вполне определенный смысл. Познать
самого себя—значит познать себя как
общественное и нравственное существо,
притом не только и не столько как личность,
а как человека вообще. Главное содержание,
цель философии Сократа—этические вопросы.
Аристотель позднее в «Метафизике» скажет
о Сократе: «Сократ занимался вопросами
нравственности, природу же в целом не
исследовал»