(1)
Онтология. Материальный мир вторичен,
является «тенью» и произведен
от мира идей. Все явления и
предметы материального мира
преходящи и изменяются, идеи
являются неизменными, неподвижными
и вечными. За эти свойства
Платон признает их подлинным,
действительным бытием и возводит
в ранг единственного предмета
подлинно истинного познания. Идеи
– подлинные сущности, существуют
вне материального мира и не
зависят от него, объективны, материальный
мир им лишь подчинен. Это –
ядро объективного идеализма.
Между миром идей, как реальным бытием,
и небытием (т.е. материей как таковой)
существует кажущееся бытие, производное
бытие (т.е. мир реальных чувственно воспринимаемых
явлений и вещей). Реальные вещи представляют
собой соединение априорной идеи (подлинного
бытия) с пассивной, бесформенной «принимающей»
материей (небытием).
(2)
Теория познания (гносеология). Отрывает
чувственное познание от рационального.
Чувственное познание, предметом которого
является материальный мир, выступает
как вторичное, несущественное, потому
что информирует лишь о кажущемся бытии,
но не о бытии подлинном. Истинное познание
– это познание, проникающее в мир идей,
познание разумное. Теория воспоминания.
Душа вспоминает идеи, с которыми они встречалась
и которые она познала в то время, когда
еще не соединилась с телом, когда существовала
в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее
и интенсивнее, чем больше душе удается
отстраниться от телесности.
(3)
Душа. Бестелесна, бессмертна, она не
возникает одновременно с телом,
но существует извечно. Тело
подчиняется ей. Три части: высшая
– разум, воля и благородные
желания, низшая – влечения
и чувственность. В соответствии
с тем, какая из частей души
преобладает, человек на это
ориентируется.
(4)
Космология. Отвергает учение о
материальной сущности мира. «Тимей».
Геоцентрическая система. Космос конечен.
Небесные тела – одушевлены. Создатель
– Демиург – сообщил миру определенный
порядок.
(5)
Учение о государстве. «Политея»,
«Номои». Гос-во возникает, по П., потому,
что человек как индивид не может обеспечить
удовлетворение своих главных потребностей.
Строит теорию идеального гос-ва - как
общество трех социальных группдобродетели:
правители (философы), мудрость; стратеги
(воины), храбрость; производители (земледельцы
и ремесленники)умеренность. Классифицирует
существующие государственные формы на
две большие группы: приемлемые формы-
Аристократическая республика; регрессивные
(упадочные) -тимократия (власть, основанная
на военной силе),олигархия, демократия
(власть толпы, неблагородного демоса),
тирания.
(6)
Этика. Ее основа – осознание
врожденных добродетелей, характерных
для отдельных общественных сословий.
Соблюдение этих добродетелей
ведет к справедливости. Подчеркивает
значение набожности и почитания
богов.
(7)
Эстетика. Искусство оценивает низко.
Считал его лишь подражанием
материальному миру, т.е. неподлинному
бытию. Но допускал его существование
в идеальном государстве, подчиняя
его социальные функции государству.