Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Космизм, своеобразное направление
в русской философской мысли
конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя
философско-теологические (Н.Ф. Федоров,
В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И.
Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский),
художественные (Н.К. Рерих) представления
и размышления о проблеме Космоса, о месте
человека в нем, соотношении человека
и космоса.
В философских взглядах Н. Ф. Федорова
переплетаются религиозно-христианский
подход к пониманию основ бытия и стремление
создать проект всемирного спасения -
натурализм, фантастичность, мистицизм
и реализм, мечтательность и научность,
утопизм и действительность. И вместе
с тем все его учение пронизывает вера
в мощь разума, науки и творческие возможности
человека. Исходным пунктом философии
Федорова является определение главной
задачи человека и человечества. Он видит
ее в правильном понимании смысла жизни
и цели, ради которой живет человек, а главное,
в организации жизни в соответствии с
этим смыслом и целью. Такая задача обусловливает
«проективный» подход к истории, которая
нуждается, по мнению Федорова, в отношении
не безучастном, объективном, не сочувственном,
а в проективном. Только в этом случае
знания о смысле и цели жизни трансформируются
в «проект лучшего дела» и в реализацию
этого проекта. И философия должна стать
активным проектом того, что должно быть,
проектом всеобщего дела, а не ограничиваться
пассивным, умозрительным объяснением
сущего. Он утверждает, что после искупления
Христом первородного греха людей дальнейшее
спасение их и окружающего мира целиком
зависит от людей. Нам, людям, вручено дело
спасения мира и себя. И это не является
противопоставлением человеческого Божественному,
отмечает Федоров, ибо после искупления
Христа людям открылась возможность и
способность сделаться орудием реализации
Божественного плана. Федоров убежден
в наличии тесной связи всего происходящего
на земле с процессами во Вселенной, в
Космосе, считая, что деятельность человека
не должна ограничиваться пределами земной
планеты. Опираясь на силу разума, человек,
может не только познавать Вселенную,
но и населить все миры, упорядочить хаос,
царящий в Космосе, сознательно управлять
преобразованием всей природы, завершая
тем самым предначертания Творца. Однако
для реализации этой возможности необходимо
преодолеть людскую разобщенность и холодную
отчужденность в отношениях живых людей
и забвение усопших, преодолеть отсутствие
братства, родственности между людьми.
Причину этого отчуждения Федоров видит
в том, что люди сосредоточены только на
самих себе, подчеркивает несправедливость,
«неправду» замыкания каждого в самом
себе, отделение себя от живых и от умерших.
Этим обусловлен призыв к людям: жить не
для себя, ибо это эгоизм, и не для других,
ибо это альтруизм, а со всеми и для всех.
Исходным пунктом «философии общего дела»
является учение о родстве. Федоров убежден,
что родство лежит в основы жизни не только
человеческой и мировой, но и в основе
жизни самого Бога и является естественной
божественной основой жизни. Родство есть
общество сынов человеческих, помнящих
отцов. Братство, единство невозможны
без сыновства, без связи поколений, каждое
из которых помнит, чтит поколения предшествующие
и опирается на их достижения. Он считает,
что любовь к отцам, предкам, органически
родовое, родственное составляет нравственное,
высшее в человеке, то, что уподобляет
его Святой Троице. Культ предков является,
по утверждению Федорова, единственной
истинной религией. Таким образом, основой
и движущей силой общего дела выступает
родство как начало, имеющее свой прообраз
в недрах Божественной Троицы, как стержень
жизни общественной, мировой и божественной.
Религиозная основа идеи родства предопределила
религиозность всей философии «общего
дела». Федоров всемерно возвеличивает
и пропагандирует преобразующую роль
человека, вовлеченного в общее дело, внося
в христианство активный антропологизм.