Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Философия - мировоззренческая форма сознания. Но не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть довольно связные, но умопомрачительное представления об окружающем мире и о самом себе. Знакомство с мифологией дозволяет сделать вывод, что на протяжении сотен и тыщ лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления игрались в их жизни совсем важную роль: оно было своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.
Реликты мифотворчества живут и в современном сознании и культуре. В широком сознании масс сейчас творятся и живут иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать мировоззренческими): о расовом либо государственном превосходстве, о непогрешимость неких политических партий и нескончаемой мудрость их вождей, о коммунизме, к которому ведут "все дороги", и проч. Мифологическое мировоззрение - независимо от того, к далекому прошлому либо сегодняшнему дню оно относятся, - такое мировоззрение (либо таковая система взглядов на объективный мир и на место человека в нем), которое основано не на теоретических доводах рассуждениях, а или на художественно-эмоциональном переживании мира, или -на публичных -иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных действий и собственной роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", для него нет непознанного и неизвестного. Он является более ранешней, а для современной культуры - архаичной формой мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и хорошим от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще нерасчленимого, недифференцированного публичного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Но в различие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводят их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что) душа его бессмертна, что за гробом его ожидает вечная жизнь и встреча с Богом. В центре хоть какого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в "вечную" жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются либо порицаются по этому высокому, абсолютному критерию. Религия, непременно, ближе к философии, чем мифология. Взор в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей "я смыслов присущи обеим формам сознания. Но есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не просит подтверждения, разумного обоснования собственных положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - постоянно, теоретизирование, постоянно работа мысли. Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века, когда духовная власть религии основанная на ней политическая власть церкви) над людьми была безраздельной, философии отводилась только роль "служанки" богословия. В Новое время, в особенности в эру Просвещения, философия заявила о собственной "эмансипации" от религии, а потом - в лице более радикальных атеистов - предприняла реальную атаку на религию и её догматы. В XIX веке великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком равномерно-религиозных взглядов (протестант-лютеранин) в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, то есть философию. По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческое формы и исторически и логически оказываются их нужным, естественным предшествуем. Мифологическое сознание было сознанием глубочайшей, интимной связи человека и природы в эру родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взором в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубочайшем прочувствованием универсальной целостность бытия.