Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Начало XX в. в России названо
временем культурного и религиозного
возрождения. Подъем художественного
творчества получил свое выражение
в литературе, поэзии, музыке, театре,
балете, живописи. Развитие отечественной
культуры в этот период, по определению
видного американского
Появляются различного рода неохристианские
течения, среди которых выделяется «новое
религиозное сознание», инициированное
Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. К ним
примкнули философ Н. А. Бердяев, писатель
и философ В. В. Розанов, публицист Н. М.
Минский и др. При поддержке обер-прокурора
Синода К. П. Победоносцева в Петербурге
в 1901—1903 гг. было организовано проведение
Религиозно-философских собраний, на которых
обсуждались темы духовной свободы, вопросы
пола и брака, церковные догматы, проекты
модернизации исторического христианства
и т. п.
Русская религиозная философия XX в, представляет
обширную и насыщенную многообразием
философских концепций часть истории
русской философии. Понятен научный и
общественный интерес к этому феномену,
весьма близкому к современности.
В XX столетии Россия пережила огромные
исторические потрясения, оказавшись
ареной двух мировых войн и трех революций.
Беспрецедентные переломы российского
бытия не могли не отразиться и на состоянии
философского сознания.
Эсхатологические предчувствия «конца
света» проявились уже в конце XIX столетия
в знаменитом произведении B. С. Соловьева
«Три разговора» (1900). После первой русской
революции 1905—1907 гг. пессимистические
настроения религиозных философов получили
широкое отражение в печати. В 1909 г. вышла
в свет книга «Вехи. Сборник статей о русской
интеллигенции», авторами которой являлись
Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков, М. О. Гершензон,
А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве,
С. Л. Франк. «Вехи» призывали образованное
общество обратить особое внимание на
сохранение и развитие духовной культуры,
преодолеть партийную непримиримость
и идеологический фанатизм, характерные
для интеллигенции. При этом были отмечены
негативные черты интеллигентского образа
мышления — стремление к крайностям, нетерпимость,
пристрастие к уравнительности и т. п.
Авторы сборника открыто заявили об ужасных
последствиях тотальной идейно-политической
борьбы, которые неизбежно должны наступить
в результате разделения интеллигенции
на непримеримые части.
В 1922 г. многие известные философы и деятели
культуры (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О.
Лосский, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.)
были высланы из Советской России. За рубежом
они продолжали выступать как представители
русской религиозной культуры, которую
невозможно было развивать в условиях
гонений против религиозных деятелей,
пролеткультовских тенденций в области
культурной политики и неуклонно усиливавшегося
идеологического диктата, не признававшего
права на разномыслие даже внутри марксизма.