Особенности воспитания детей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Файлы: 31 файл

Вопросы к экзамену Теория обучения и воспитания.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание в Японии.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гражданское воспитание.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гуманистическое воспитание.doc

— 132.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

История возникновения воспитания.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классный руководитель в воспитат.системе школы.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Коллектив как объект и субъект воспитания.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Нравственные основы воспитания.doc

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общие методы воспитания.doc

— 119.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основы теории и технологии семейного воспитания.doc

— 134.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Потенциал социализации студентов в высшей школе.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Семейное воспитание.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 • «Пребывание поблизости» — постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей либо взрослых. У девочек эта форма поведения возникает при отсутствии ограничительных требований и низком ожидании родителями зрелого поведения; если мать оценивает сына как менее зрелого, проявляет низкие требования в отношении чистоплотности, строго следит за проявлением агрессивности у сына, невысоко оценивает мужа, не доверяет ему потому, что он действует в противоположном направлении, то это приводит к инфантилизации мальчика из-за неопределенности, какое именно поведение заслуживает поощрения.

• «Прикосновение и удержание» — обнимание, прикосновение, удерживание других ребенком; такая форма зависимого поведения проявляется, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.

Успех каждого  метода воспитания зависит от умения родителей найти «средний путь». Правилом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая зависимость, ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация. В школьные годы зависимость ребенка от семьи уменьшается, а от учителя и группы сверстников возрастает, но эти изменения определяются прежним опытом ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения. В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. Детское развитие — зеркало практики воспитания ребенка.

 

КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ  МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?

Выделяют  следующие показатели родительского  поведения: 

 

  1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о 
    том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

   О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют подростку слишком много сил, времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом  в жизни  родителей, 
основным, чему посвящена жизнь.

        Гипопротекция — случай крайне пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителям «не до 
него». За него берутся лишь время от времени, когда 
случается что-то серьезное.

 

  1. Степень удовлетворения потребностей подростка: в какой 
    мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка — как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и 
    духовных (и прежде всего — в его общении с родителями и их любви и внимании). Так называемое «спартанское воспитание» — пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкого удовлетворения потребностей подростка. В степени удовлетворения потребности 
    также возможны два отклонения:

           1) О потворстве говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, 
без отца и т. п.

             2)Игнорирование потребностей подростка: данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

 

3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и «обязанности» подростка, т. е. задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Во-вторых, это — требования-запреты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение требования подростком предусматривает санкции (от мягкого осуждения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны.

Рассмотрим  нарушения в системе обязанностей подростка — в количестве этих обязанностей;

  • Чрезмерность требований (обязанностей);
  • Повышенная моральная ответственность. Требования к 
    подростку в этом случае очень велики, непомерны, не 
    соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а напротив, ставят его под 
    угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязанностей. В одном на подростка перекладывается более или 
    менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых 
    семья находится в данный момент.   В другом случае от 
    подростка ожидают значительных и не соответствующих 
    его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.).
  • Недостаточность обязанностей подростка. В этом случае 
    подросток имеет минимальное количество обязанностей 
    в семье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь 
    делу по дому.

 

4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т. е. 
указания на то, чего подростку делать нельзя, определяют, прежде всего, степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимулирует у астеничных подростков развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета).   Родители стремятся подавить даже самостоятельность мысли подростка.

Недостаточность требований-запретов к подростку. В этом случае подростку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие подростка по гипертимному и особенно неустойчивому типам.

 

  1. Санкции. Чрезмерность санкций — также жестокий стиль 
    воспитания. Для родителей характерна приверженность 
    таких строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на 
    незначительные нарушения. Минимальность санкций — 
    родители склонны обходиться без наказаний или при 
    меняют их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результате любых наказаний.

 

  1. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля 
    воспитания (смена воспитательных приемов) — переход 
    от очень строгого к либеральному и наоборот, переход 
    от значительного внимания к эмоциональному отвержению — относительно часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт как упрямство, склонность противостоять любому авторитету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка,  однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

 

Вывод: Негативные особенности родительского поведения являются причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей

 

  

 

КАКОВЫ  ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО  ВОСПИТАНИЯ?

Причины неправильного  воспитания весьма различны. Порой  это определенные обстоятельства в  жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. В этих случаях  может помочь разъяснительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения личности самих родителей. При этом особый интерес для специалиста представляют две группы причин:

 

  1. Отклонения характера самих родителей. Отклонения характера и психопатии нередко приводят к определенным нарушениям в воспитании. В этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться, что именно оно играет решающую 
    роль в возникновении нарушений в воспитании. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями 
    своего характера, стилем воспитания и нарушениями в 
    поведении подростка направляется в этом случае основное внимание психотерапевта, школьного психолога и 
    педагога.
  2. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания 
    лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. 
    Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю не 
    правильности его поведения и уговоры изменить стиль 
    воспитания оказываются безрезультатными. Перед психотерапевтом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию. Именно эти случаи, как показывает практика, представляют особую трудность при диагностике и коррекции.

 

Расширение  сферы родительских чувств. Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: либо супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений (взаимная исключительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируются эротические отношения к матери (ревность, детская влюбленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление  к расширению именно супружеских  отношений, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табуировано). Это желание проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном и не удовлетворяющих отношений с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение  в подростке детских качеств. Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.

Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная  неуверенность родителей. Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком. Родитель идет «на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его «слабое место» и использует это, чтобы добиться ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с подростком, родитель. Один из вариантов «слабого места» связан с психастеническими особенностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными и эгоцентрическими родителями, став взрослыми, видят в своих детях таких же требовательных эгоцентрических существ, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей — признание массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка. Обусловливаемое нарушение: гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). «Слабое место» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости «ребенка», его болезненности — все это могло развиться в связи с историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношения родителей к подростку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — докучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

Трудовое воспитание.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Физическое воспитание.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Формирование эстетической культуры личности.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Функции обучения.doc

— 189.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Цели и задачи воспитания.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое воспитание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Болонский процесс.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дидактика (по Бабанскому).doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классно-урочная система обучения.ppt

— 717.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общая презентация 03323гр. Методы обучения.pptx

— 6.18 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

презентация по ФГОС ВПО.ppt

— 540.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация Процесс обучения как целостная система>.pptx

— 255.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Принципы обучения.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения, его функции.doc

— 242.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа с книгой.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Самостоятельная работа студентов.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Теория обучения.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Термины, определения. Теория обучения.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности воспитания детей в Японии