Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:06, курс лекций
Функции финансов:
1. формирование денежных фонодов государства. основной метод формирования денежных фондов - сбор налогов
2. использование денежных фондов в публичных интересах (распределительная)
3. контрольная
1.Большинство населения
должно наглядно
2.Эта власть обязана обеспечивать
в стране стабильность и
3.Власть берет на себя
Фактом признания власти легитимной является установление с данным государством дипломатических отношений, а также принятие его в самые различные международные и региональные объединения.
Следует, однако иметь ввиду, что выработанные критерии применяются в реальной практике не всегда последовательно. Если политика некоторого государства приходит в противоречие с интересами того, кто его оценивает, то оценивающий чаще всего заявляет о нелегитимности власти в этой стране как правило на основании несоблюдения в последней прав человека. (Яркий пример такого отношения демонстрируют США по отношению к Кубе). В то же время, если политика какого-то правительства устраивает оценивающую его страну, то государство-эксперт готово признать это правитиельство легитимным даже в тех ситуациях, когда оно демонстративно игнорирует элементарные права личности. (Досаточно вспомнить ситуацию, случившуюся в Чили в 1973 году после свержения законно избранного правительства С. Альенде. США ни на секунду не усомнились в легитимности кровавого режима Пиночета). Все это говорит о том, что при применении критериев легитимности современные политики нередко используют «двойные стандарты».
1.Причины образования государства как института управления обществом.
2.Догосударственная и
3.Признаки государства как
4.Функции государства:
5. Теории «разделения властей» и «единства трех ветвей власти».
6.Характеристика методов
7.Толкование природы
Современная наука выделяет в процессе исторического развития два способа регулирования отношений между людьми: догосударственный и государственный. При этом одни исследователи утверждают, что лишь с возникновением государства правомерно говорить о политике и политической власти, другие настаивают на том, что политика присутствует и в догосударственных формах жизни общества.
1.Причины образования
В истории политической мысли назывались разные причины формирования государства: божественная воля (Заратустра, Филмер, Гегель); биологическая природа людей, стремящихся к общению и объединению во имя достижения общего блага (Аристотель, Цицерон, Аквинский); общественный договор (Эпикур, Гоббс, Локк, Руссо); стремление одних племен укрепить свое положение за счет других с помощью силы (Спенсер, Гумплович); борьба различных рас и естественный отбор высшей расы, расы господ (Гобино, Чемберлен, Вольтман, Гиддингс); развитие производства, общественное разделение труда и социально-имущественная дифференциация общества, образование классов и борьба между ними (Маркс, Энгельс) и т.д.
И хотя в современной политической литературе по-прежнему нет единства мнений по этому вопросу, тем не менее вполне можно говорить о доминирующей точке зрения. Ее сторонники привержены историческому подходу. Суть их позиции состоит в следующем. Государственная система управления обществом складывалась постепенно путем отчуждения от рода (племени) ряда функций. При этом в качестве первопричины этих перемен выступает развитие хозяйственной деятельности, а именно: переход от присваивающих форм к производящим.
Переход к производящему труду обусловил в обществе совершенствование орудий производственной деятельности, разделение труда, развитие форм кооперации и совместной деятельности, что в конечном итоге вызвало появление избыточного продукта, а затем как прямое продолжение данного процесса - внутреннее имущественное расслоение родов и племен.
Процесс расслоения породил у нового, складывающегося слоя потребность закрепить и приумножить свое богатство, а вместе с ним — вес и влияние в общественной жизни. Для решения этой задачи прежде всего и стали создаваться особые институты власти, отделившиеся от общества и возвысившиеся над ним.
Выделяя социальную дифференциацию в качестве основной причины образования государственности, сторонники данного подхода называют еще ряд факторов, которые в одних случаях способствовали ускорению процесса формирования государственных институтов, а в других — выполняли роль первотолчка при создании государственной системы управления.
Чаще других называются следующие факторы.
Во-первых, постоянное наличие внешней угрозы. Изменение форм хозяйственной деятельности происходило на фоне учащения столкновений между племенами за плодородные земли, пастбища, охотничьи территории и т.д. Чтобы вести эти сражения, племена создавали специальные вооруженные силы, чьи функции в обществе постепенно расширялись. Если на ранних этапах эти силы использовались лишь для сохранения и расширения достояния своего племени, то позднее они превратились также в опору защиты привилегий имущественно возвысившихся слоев населения. Кроме того, завоевательная политика, в случае ее успеха, вызывала необходимость создания такого механизма власти, который бы позволял держать порабощенных в покорности.
Во-вторых, потребности организации производства, особенно в районах поливного земледелия. Не случайно древнейшие государства возникали именно в поймах крупных рек (Нил, Янцзы, Тигр и Евфрат), где было необходимо строительство сложных ирригационных сооружений. Такое строительство требовало координированных усилий больших масс людей, то есть специального управления трудовым процессом, включая сложные расчеты, организацию и принуждение.
В-третьих, взаимовлияние сообществ друг на друга. Различные народы и племена на протяжении всей истории постоянно обменивались культурными достижениями, включая и формы общественной организации. Эффективность государственности в качестве формы общественной организации передовых для своего времени народов вызывала у их соседей стремление подражать и перенимать этот социальный опыт, тем более, что иначе трудно было противостоять их экспансии.
Отстаивая исторические принципы анализа, сторонники вышеназванного подхода подчеркивают неразрывную связь между догосударственными и государственными способами управления.
2.Догосударственная и
государствення системы
Вырастая естественным образом из родоплеменных отношений, государство позаимствовало в предшествующей системе управления важнейшие ее черты, как то: создание специальных структур, осуществляющих управленческую деятельность, широкое использование в качестве средства управления физического насилия; сочетание в системе власти двух компонентов: морального авторитета и силы; формирование норм поведения, обязательных для всех членов сообщества, и т.д.
Вместе с тем нельзя не видеть, что родо-племенные и государственные типы управления существенно отличаются друг от друга. Их различия есть отражение разных этапов развития человечества, разного характера проблем, стоявших перед обществом в эти периоды.
В условиях родовых связей управленческая деятельность сводилась в основном к решению трех важнейших задач:
организации коллективных форм деятельности;
урегулирования конфликтов на личностной основе;
отстаивания интересов своего союза в борьбе с другими союзами.
Появление качеств, отличающих государство от предшествующих форм регулирования, не есть одноразовый акт.
Эти черты формировались постепенно под влиянием двух важнейших факторов: с одной стороны, дальнейшего развития производительных сил и усложнения форм общественной жизни; с другой — зарождения имущественного неравенства, формирования групп с разным социальным статусом и выдвижения на первый план конфликтов социального типа.
Суть перемен, знаменующих переход к государственной системе управления обществом, можно свести к следующим важнейшим моментам.
1. Создание разветвленной системы институтов управления, оторванных от общества;
2. Складывание управленческой элиты, рекрутируемой преимущественно из имущих слоев населения;
3. Дифференциация в рамках управленческой деятельности, появление слоя бюрократов, т.е. управленцев-профессионалов, усиление их роли и значения в жизни общества;
4. Отделение вооруженных сил от общества, формирование на их основе двух структур: армии и служб, выполняющих карательные функции внутри сообщества;
5. Создание разветвленной системы органов, осуществляющих физическое принуждение и перемещение акцента в системе управления с морального авторитета власти на авторитет силы;
6. Отделение норм права от моральных норм;
7. Более четкое закрепление территориальных границ и организация постоянно действующей системы их защиты;
8. Организация власти по принципу административно-территориально
3.Признаки государства как
Подчеркивая некие общие тенденции, черты в процессе становления государства как института власти в сравнении с догосударственными формами регулирования жизни общества, нельзя забывать и о том, что в рамках каждого конкретного сообщества государственная система управления несла в себе одновременно признаки уникальности.
За долгие годы своего существования государство претерпело немало перемен и в первую очередь в плане изменения принципов и способов его взаимодействия с обществом. Тем не менее и сегодня государство по-прежнему остается символом власти, основным рычагом управления жизнью общества. Осмысливая место и роль современного государства в политической системе общества, раскрывая его специфику как института управления (прежде всего в сравнении с такими структурами власти, как партии, группы давления), ученые обычно подчеркивают следующие отличительные черты его.
Институционализм: государственная власть отождествляется не с определенными лицами, не с идеологическими установками, а с особой, разветвленной, строго взаимосвязанной системой учреждений и организаций, официально осуществляющих функции власти от имени всего общества.
Суверенитет: государство располагает высшей и неограниченной властью по отношению к внутренним субъектам, действующим в его границах, а другие государства обязаны уважать этот принцип (в настоящее время суверенитет государства ограничивают международные экономические, политические и военные зависимости).
Законотворчество и всеобщность: только государство имеет право принимать решения (в виде законов, правил, норм, принципов и т.д.), обязательные к исполнению всем населением.
Монополия на принуждение: государственная власть имеет специализированные органы насилия, к которым прибегает в ситуациях, установленных законом.
Территория и административно-территориальны
Монополия на налогообложение: мощь государственной власти в значительной степени определяется ее исключительным правом на взимание налогов.
4.Функции
государства: многообразие
Задачи, которые призвано решать государство как институт власти, выражаются в его функциях, т.е. постоянных направлениях его деятельности. Ученые определяют функции государства, исходя из разных критериев. Один из широко распространенных подходов — выделение функций государства в соответствии со сферами его деятельности. В рамках данного подхода принято выделять внутренние и внешние функции государства.
К внутренним функциям относятся: обеспечение законности и порядка, охрана прав и свобод граждан; экономическое регулирование; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная деятельность.
Внешние функции включают в себя: обеспечение обороноспособности страны; развитие взаимовыгодного сотрудничества с различными странами; отстаивание национальных интересов страны в международных организациях и объединениях, а также в процессе разрешения конфликтных ситуаций в различных регионах мира; участие в выработке стратегии мирового развития.
Второй тип классификации государственных функций исходит из двухаспектного содержания и значения регулирующей деятельности государства в обществе. Его сторонники выделяют две функции государства: посредническую и управленческую.
Содержание первой — урегулирование внутренних и внешних конфликтов; соответственно, ее главное назначение — сохранить существующую социальную систему.
Управленческая функция заключается в регулировании самого хода государственных дел в стране, а ее назначение — обеспечить эффективное функционирование всех видов деятельности, необходимых для общества как единого целого.
Первый круг проблем связан с напряженностью, конфликтами. Их решение предполагает регулирование со стороны государства отношений между классами, нациями, конфессиями, профессиональными общностями, партиями, группами давления, государствами и т.д. с целью обеспечения нормальных условий их функционирования и взаимодействия, а также для сохранения общественного порядка.